Ъ в русском языке. "Ъ" и "ѣ" как знаки элиты. Пижонство на старых правилах русской орфографии. Церковно- и старославянский язык

Твёрдый знак выполняет в русском языке разделительную функцию - указывает, что после согласного йотированная гласная буква обозначает не мягкость согласного, а два звука: я - [й’а], е - [й’э], ё - [й’о], ю - [й’у] (объять [абй’́ат’], съест [сй’эст], съёмка [сй’́омка]).

Функции мягкого знака сложнее. Он имеет в русском языке три функции - разделительную, функцию обозначения самостоятельной мягкости парных согласных, грамматическую функцию:

1. Мягкий знак может выполнять аналогичную разделительную функцию перед я, ю, е, ё, и внутри слова не после приставки (вьюга, соловьиный ) и в некоторых иноязычных словах перед о : (бульон, компаньон ).

2. Мягкий знак может служить для обозначения самостоятельной мягкости парного согласного на конце слова и в середине слова перед согласным (см. выше): конь, банька.

3. Мягкий знак после непарного по твёрдости / мягкости согласного может выполнять грамматическую функцию - пишется по традиции в определённых грамматических формах, не неся никакой фонетической нагрузки (ср.: ключ - ночь, учится - учиться ). При этом мягкий знак не обозначает мягкости не только у непарных твёрдых, но и у непарных мягких согласных.

Позиционное уподобление согласных по иным признакам. Расподобление согласных

Согласные могут уподобляться друг другу (подвергаться ассимиляции) не только по глухости / звонкости, твёрдости / мягкости, но и по другим признакам - месту образования преграды и её характеру. Так, подвергаются уподоблению согласные, например, в следующих сочетаниях:

[с] + [ш] → [шш]: сшить [шшыт’] = [шыт’],

[с] + [ч’] → [щ’] или [щ’ч’]: с чем-то [щ’́эмта] или [щ’ч’́эмта],

[с] + [щ’] → [щ’]: расщепить [ращ’ип’́ит’],

[з] + [ж] → [жж]: изжить [ижж́ыт’] = [иж́ыт’],

[т] + [с] → [цц] или [цс]: мыться [м́ыцца] = [м́ыца], отсыпать [ацс́ыпат’],

[т] + [ц] → [цц]: отцепить [аццып’́ит’] = [ацып’́ит’],

[т] + [ч’] → [ч’ч’]: отчёт [ач’ч’́от] = [ач’́от],

[т] + [щ’] → [ч’щ’]: отщепить [ач’щ’ип’́ит’].



Позиционному изменению могут подвергаться сразу несколько признаков согласных. Например, в слове подсчёт [пач’щ’́от] имеет место чередование [д] + [ш’] → [ч’ш’], т. е. представлено уподобление по глухости, мягкости и признакам места и характера преграды.

В отдельных словах представлен процесс, обратный уподоблению, - расподобление (диссимиляция). Так, в словах лёгкий и мягкий вместо ожидаемой ассимиляции по глухости и образования долгого согласного ([г] + к’] → [к’к’]) представлено сочетание [к’к’] → [х’к’] (лёгкий [л́ох’к’ий’], мягкий [м́ах’к’ий’]), где отмечается расподобление звуков по характеру преграды (при произношении звука [к’] органы речи смыкаются, а при произношении [х’] сближаются). При этом диссимиляция по этому признаку совмещается с ассимиляцией по глухости и мягкости.

Упрощение групп согласных (непроизносимый согласный)

В некоторых сочетаниях при соединении трех согласных один, обычно средний, выпадает (так называемый непроизносимый согласный). Выпадение согласного представлено в следующих сочетаниях:

стл - [сл]: счастливый сча[сл’]ивый,

стн - [сн]: местный ме[сн]ый,

здн - [сн]: поздний по[з’н’]ий,

здц - [сц]: под уздцы под у[сц]ы,

ндш - [нш]: ландшафт ла[нш]афт,

нтг - [нг]: рентген ре[нг’]ен,

ндц - [нц]: голландцы голла[нц]ы,

рдц - [рц]: сердце се[рц]е,

рдч - [рч’]: сердчишко се[рч’]ишко,

лнц - [нц]: солнце со[нц]е.

Не произносится также звук [й’] между гласными, если после него стоит гласный [и]: моего [маив́о].

Качественные и количественные соотношения между буквами и звуками в русском языке

Между буквами и звуками в русском языке устанавливаются неоднозначные качественные и количественные отношения.

Одна и та же буква может обозначать различные звуки, например, буква а может обозначать звуки [а] (мал [мал]), [и] (часы [ч’ис́ы]), [ы] (жалеть [жыл’́эт’]), что связано с изменением произношения гласных в безударных слогах; буква с может обозначать звуки [с] (сад [сат]), [с’] (гость [гос’т’]), [з] (сдать [здат’]), [з’] (сделать [з’д’́элат’]), [ж] (сжать [жжат’]), [ш] (расшить [рашш́ыт’]), [щ’] (расщепить [ращ’щ’ип’́ит’]), что связано с уподоблением согласных по разным признакам.

И наоборот: один и тот же звук может обозначаться на письме разными буквами, например: звук [и] может быть обозначен буквами и (мир [м’ир]), а (часы [ч’ис́ы]), я (ряды [р’ид́ы]), е (певун [п’ив́ун]).

Если рассматривать слово с точки зрения тех количественных соотношений, которые устанавливаются между буквами и звуками, то можно выявить следующие возможные соотношения:

1. Одна буква может обозначать один звук: шов [шоф]; это соотношение имеет место тогда, когда гласный стоит после непарного по твёрдости / мягкости согласного и гласная буква обозначает только качество гласного звука: так, например, буква о в слове стол [стол] не может быть иллюстрацией этого однозначного соотношения, так как в этом случае она обозначает не только звук [о], но и твёрдость согласного [т].

2. Одна буква может обозначать два звука: яма [й’́ама] (буквы я, ю, е, ё в начале слова, после гласных и разделительных знаков).

3. Буква может не иметь звукового значения: местный [м’́эсный’] (непроизносимый согласный), мышь [мыш] (мягкий знак в грамматической функции после непарных по твёрдости / мягкости согласных).

4. Одна буква может обозначать признак звука: конь [кон’], банька [б́ан’ка] (мягкий знак в функции обозначения мягкости парного согласного в конце и середине слова).

5. Одна буква может обозначать звук и признак другого звука: мял [м’ал] (буква я обозначает звук [а] и мягкость согласного [м’]).

6. Две буквы могут обозначать один звук: моется [м́оица], нёсся [н’́ос’а].

Может показаться, что три буквы также могут обозначать один звук: мыться [м́ыца], однако это не так: звук [ц] обозначен буквами т и с , а ь выполняет грамматическую функцию - указывает на форму инфинитива..

Слог

Фонетический слог - гласный или сочетание гласного с одним или несколькими согласными, произносимые одним выдыхательным толчком. В слове столько слогов, сколько в нём гласных; два гласных не могут находиться в пределах одного слога.

Слоги бывают ударные и безударные.

Большинство слогов русского языка оканчиваются гласным, т. е. являются открытыми: молоко [ма-ла-ќо]. Так, в последовательности СГСГСГ (где С - согласный, Г - гласный) возможен только один вариант слогораздела: СГ-СГ-СГ.

Однако в русском языке встречаются и слоги, заканчивающиеся согласным (закрытые). Закрытые слоги встречаются:

1) в конце фонетического слова: вагон [ва-ѓон],

2) в середине слова при стечении двух и более согласных, если

а) после [й"] следует любой другой согласный: война [вай"-н́а],

б) после остальных непарных звонких ([л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"]) следует парный по глухости / звонкости согласный: лампа [л́ам-па].

В остальных случаях стечения согласных слоговая граница проходит перед группой согласных: будка [б́у-тка], весна [в"и-сн́а].

Фонетический слог следует отличать от слога для переноса . Хотя в большом числе случаев перенос осуществляется в месте слогораздела (мо-ло-ко, лам-па ), но в ряде случаев слог для переноса и фонетический слог могут не совпадать.

Во-первых, правила переноса не позволяют переносить или оставлять на строке одну гласную букву, однако обозначаемые ею звуки могут составлять фонетический слог; например, слово яма не может быть перенесено, но должно быть разделено на фонетические слоги [й"́а-ма].

Во-вторых, по правилам переноса следует разделить одинаковые согласные буквы: ван-на, кас-са ; граница же фонетического слога проходит перед этими согласными, причём на месте стечения одинаковых согласных мы реально произносим один долгий согласный звук: ванна [в́а-на], касса [ќа-са].

В-третьих, при переносе учитывают морфемные границы в слове: от морфемы не рекомендуется отрывать одну букву, поэтому следует перенести раз-бить, лес-ной , но границы фонетических слогов проходят иначе: разбить [ра-зб"́ит"], лесной [л"и-сн́ой"].

Ударение

Ударение - это произношение одного из слогов в слове (вернее, гласного в нём) с большей силой и длительностью. Таким образом, фонетически русское ударение силовое и количественное (в других языках бывают представлены другие типы ударения: силовое (английский), количественное (новогреческий), тоническое (вьетнамский).

Другие отличительные признаки русского ударения - его разноместность и подвижность.

Разноместность русского ударения заключается в том, что оно может падать на любой слог в слове, в противоположность языкам с фиксированным местом ударения (например, французскому или польскому): д́ерево, дор́ога, молоќо .

Подвижность ударения заключается в том, что в формах одного слова ударение может перемещаться с основы на окончание: н́оги - ноѓи.

В сложных словах (т. е. словах с несколькими корнями) может быть несколько ударений: приб́оросамолётостро́ение , однако многие сложные слова не имеют побочного ударения: пароход [парах́от].

Ударение в русском языке может выполнять следующие функции:

1) организующую - группа слогов с единым ударением составляет фонетическое слово, границы которого не всегда совпадают с границами слова лексического и могут объединять самостоятельные слова вместе со служебными: в поля [фпал"́а], он-то [́онта];

2) смыслоразличительную - ударение может различать

а) разные слова, что связано с разноместностью русского ударения: м́ука - муќа, з́амок - зам́ок ,

б) формы одного слова, что связано с разноместностью и подвижностью русского ударения: з́емли - земл́и .

Орфоэпия

Термин «орфоэпия» употребляется в лингвистике в двух значениях:

1) совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых единиц: нормы произношения звуков в разных позициях, нормы ударения и интонации;

2) наука, которая изучает варьирование произносительных норм литературного языка и вырабатывает произносительные рекомендации (орфоэпические правила).

Различия между этими определениями следующее: во втором понимании из области орфоэпии исключаются те произносительные нормы, которые связаны с действием фонетических законов: изменение произношения гласных в безударных слогах (редукция), позиционное оглушение / озвончение согласных и др. К сфере орфоэпии при таком понимании относят лишь такие произносительные нормы, которые допускают вариативность в литературном языке, например возможность произношения после шипящих как [а], так и [ы] ([жар́а], но [жысм"́ин]).

Учебные комплексы определяют орфоэпию как науку о произношении, то есть в первом значении. Таким образом, к сфере орфоэпии, по этим комплексах, принадлежат все произносительные нормы русского языка: реализация гласных в безударных слогах, оглушение / озвончение согласных в определённых позициях, мягкость согласного перед согласным и др. Эти произносительные нормы были нами описаны выше.

Из норм, допускающих вариативность произношения в одной и той же позиции, необходимо отметить следующие нормы, актуализированные в школьном курсе русского языка:

1) произношение твёрдого и мягкого согласного перед е в заимствованных словах,

2) произношение в отдельных словах сочетаний чт и чн как [шт] и [шн],

3) произношение звуков [ж] и [ж"] на месте сочетаний жж, жд, зж ,

4) вариативность позиционного смягчения согласных в отдельных группах,

5) вариативность ударения в отдельных словах и словоформах.

Именно такие, связанные с произношением отдельных слов и форм слов нормы произношения являются объектом описания в орфоэпических словарях.

Дадим краткую характеристику этим произносительным нормам.

Произношение твёрдого и мягкого согласного перед е в заимствованных словах регулируется отдельно для каждого слова этого типа. Так, следует произносить к[р"]ем, [т"]ермин, му[з"]ей, ши[н"]ель, но фо[нэ]тика, [тэ]ннис, сви[тэ]р; в ряде слов возможно вариативное произношение, например: прог[р]есс и прог[р"]есс.

Произношение в отдельных словах сочетаний чт и чн как [шт] и [шн] также задаётся списком. Так, с [шт] произносятся слова что, чтобы , с [шн] - слова конечно, скучный , в ряде слов допустимо вариативное произношение, например, двое[ч"н"]ик и двое[шн"]ик, було[ч"н]ая и було[шн]ая.

Как уже было сказано, в речи некоторых людей, преимущественно старшего поколения, присутствует долгий мягкий согласный звук [ж"], который произносится в отдельных словах на месте сочетаний букв жж, зж, жд : дрожжи, вожжи, езжу, дожди : [др́ож"и], [в́ож"и], [й"́эж"у], [даж"́и]. В речи людей младшего поколения на месте сочетаний жж и зж может произноситься звук [ж] = [жж] ([др́ожы], [й"́эжу]), на месте сочетания жд в слове дожди - [жд"] (таким образом, при оглушении в слове дождь имеем варианты произношения [дощ"] и [дошт"]).

О вариативности позиционного смягчения в отдельных группах согласных уже шла речь при описании случаев позиционного смягчения. Обязательность позиционного смягчения в разных группах слов не одинакова. В речи всех носителей современного русского языка, как уже было сказано, последовательно происходит лишь замена [н] на [н"] перед [ч"] и [щ"]: барабанчик [бараб́ан"ч"ик], барабанщик [бараб́ан"щ"ик]. В других группах согласных смягчения или не происходит вовсе (например, лавки [л́афк"и]), или оно представлено в речи одних носителей языка и отсутствует в речи других. При этом представленность позиционного смягчения в разных группах согласных различна. Так, в речи многих носителей происходит позиционное смягчение [с] перед [н"] и [т"], [з] перед [н"] и [д"]: кость [кос"т"], песня [п"́эс"н"а], жизнь [жыз"н"], гвозди [гв́оз"д"и], смягчение же первого согласного в сочетаниях [зв"], [дв"], [св"], [зл"], [сл"], [сй"] и некоторых других скорее исключение, чем правило (например: дверь [дв"эр"] и [д"в"эр"], съем [сй"эм] и [с"й"эм], если [й"́эсл"и] и [й"́эс"л"и]).

Поскольку русское ударение разноместное и подвижное и в силу этого его постановка не может регулироваться едиными для всех слов правилами, постановка ударения в словах и формах слов также регулируется правилами орфоэпии. «Орфоэпический словарь русского языка» под ред. Р. И. Аванесова описывает произношение и ударение более чем 60 тысяч слов, причём из-за подвижности русского ударения в словарную статью часто включены все формы этого слова. Так, например, слово звонить в формах настоящего времени имеет ударение на окончании: звон́ишь, звон́ит . Некоторые слова имеют вариативные ударения во всех своих формах, например тв́орог и твор́ог . Другие слова могут иметь вариативные ударения в некоторых из своих форм, например: ткал́а и тќала , кос́у и ќосу.

Различия в произношении могут быть вызваны сменой орфоэпической нормы. Так, в лингвистике принято разграничивать «старшую» и «младшую» орфоэпическую норму: новое произношение постепенно вытесняет старое, но на каком-то этапе они сосуществуют, правда преимущественно в речи разных людей. Именно с сосуществованием «старшей» и «младшей» нормы связана вариативность позиционного смягчения согласных.

С этим же связано различие в произношении безударных гласных, нашедшее отражение в учебных комплексах. Система описания изменения (редукции) гласных в безударных слогах в комплексах 1 и 2 отражает «младшую» норму: в безударном положении в произношении совпадают в звуке [и] после мягких согласных все гласные, различающиеся под ударением, кроме [у]: миры [м"ир́ы], село [с"ил́о], пятёрка [п"ит"́орка]. В безударном слоге после твёрдых шипящих [ж], [ш] и после [ц] произносится безударный гласный [ы], отражаемый на письме буквой е (ж[ы]лать, ш[ы]птать, ц[ы]на).

Комплекс 3 отражает «старшую» норму: В нём сказано, что звуки [и], [ы], [у] произносятся отчётливо не только в ударных, но и в безударных слогах: м[и]ры. На месте букв е и я в безударных слогах после мягких согласных произносится [иэ], то есть средний между [и] и [э] звук (п[иэ]тёрка, с[иэ]ло). После твёрдых шипящих [ж], [ш] и после [ц] на месте е произносится [ыэ] (ж[ыэ]лать, ш[ыэ]птать, ц[ыэ]на).

Вариативность произношения может быть связана не только с динамическим процессом смены произносительных норм, но и с социально значимыми факторами. Так, произношение может разграничивать литературное и профессиональное употребление слова (ќомпас и комп́ас ), нейтральный стиль и разговорную речь (тысяча [т́ыс"ич"а] и [т́ыщ"а]), нейтральный и высокий стиль (поэт [па́эт] и [по́эт]).

Комплекс 3 предлагает производить дополнительно к фонетическому (см. далее) орфоэпический разбор , который следует производить «тогда, когда в слове возможна или допущена ошибка в произношении или ударении». Например, крас́ивее - ударение всегда на втором слоге; коне[шн]о. Орфоэпический разбор дополнительно к фонетическому необходим тогда, когда в языке возможна вариативность в произношении данной звуковой последовательности или когда произношение слова связано с частыми ошибками (например, в ударении).

Графика. Орфография

Графика определяется во всех трех комплексах как наука, изучающая обозначение звучащей речи на письме.

Русская графика имеет специфические особенности, касающиеся обозначения мягкости согласных на письме, обозначения звука [й"] и употребления графических знаков (см. выше). Графика устанавливает правила написания для всех слов, определяет, как единицы языка передаются во всех словах и частях слов (в отличие от правил орфографии, которые устанавливают написания конкретных классов слов и их частей).

Орфография - раздел языкознания, изучающий систему правил единообразного написания слов и их форм, а также сами эти правила. Центральным понятием орфографии является орфограмма.

Орфограмма - это написание, регулируемое орфографическим правилом или устанавливаемое в словарном порядке, т. е. написание слова, которое выбирается из ряда возможных с точки зрения законов графики.

Орфография состоит из нескольких разделов :

1) написание значимых частей слова (морфем) - корней, приставок, суффиксов, окончаний, то есть обозначение буквами звукового состава слов там, где это не определено графикой;

2) слитное, раздельное и дефисное написания;

3) употребление прописных и строчных букв;

4) правила переноса;

5) правила графических сокращений слов.

Коротко охарактеризуем эти разделы.

Давным-давно, ещё на ПРАславянском этапе у наших предков был язык, в котором все гласные делились на две разновидности:
1) ДОЛГИЕ
и
2) КРАТКИЕ.
Никакой другой разновидности не было. Любой гласный звук мог быть либо долгим, либо кратким. Поскольку фонетику тех времён принято изображать латинскими символами, то я сейчас покажу полный список всех тогдашних гласных и лишь замечу, что линия над фонетическим знаком означает долготу, а отсутствие линии – краткость.
Итак:
ā – a,
ō – o,
ē – e,
ū – u,
ī – i.
Были ещё дифтонги: aj, oj, ej, au, ou, eu, но не о них сейчас речь.
Звуки [a] и [o] на самом деле на слух не различались, и поэтому первые две пары я мог бы написать как одну пару, но вся штука в том, что долгие звуки из этих двух пар стали теперь русским звуком [a], а краткие звуки – русским звуком [o]. Впрочем, и это не важно, а только так – к слову пришлось.
Нас интересуют сейчас две последних пары. И с ними случилась вот какая история.

Праславян, по непонятной причине, посетила такая идея: совершить акт под названием УТРАТА БЕМОЛЬНОСТИ. Это такое явление, когда человеку, в частности, делается лень тратить усилия на округление губ в трубочку и выговаривать звук [u]. Он решает тратить меньше энергии на это дело и не переутомлять свои органы речи. И в рамках этого явления и появились такие процессы:
ū > ы,
u > ъ.
Знак > означает «переходит в».
Поскольку Западная Европа – это лишь далёкая окраина славянского мира, то там все наши процессы происходили точно так же, но всегда с опозданием. Они плетутся у нас в хвосте. Вот и этот процесс мы сейчас наблюдаем у скандинавов. То, что у нас случилось 4000 лет назад, у них происходит только сейчас.
Но поясню подробнее, что означают эти две строки:
ū > ы,
u > ъ.
Первая строка означает следующее: мы тянем изо всей силы гласный и долгий звук [ū] и при этом вытягиваем губы в трубочку. Но затем мы продолжаем тянуть этот же самый гласный звук, но губы больше не напрягаем, и узкая струя выдыхаемого воздуха становится шире. И вот тогда мы и получаем русский звук [ы], но только долгий, а не такой, как сейчас.
Но это была первая строка. А теперь берём вторую. Краткий звук [u] мы произносим, вытягивая губы в трубочку. А в рамках процесса утраты бемольности мы перестаём напрягаться и расширяем эту трубочку. Всё то же самое, что и в первом случае, но только там был долгий звук, а теперь – краткий. И вот таким образом мы и получаем гласный звук, обозначаемый так: [ъ]. Это никакой не твёрдый знак! Это нормальный гласный звук (похожий на звук [ы], но только более отрывистый), на который могло падать ударение, который образовывал слоги! То, что он несколько тысячелетий спустя перестал произноситься в некоторых случаях – это совсем другой вопрос. И я об этом скажу позже.
А пока расскажу о другом процессе: о паре ī – i.
Внутри этой пары произошли такие закономерные изменения:
ī > и,
i > ь.
Что это означает? Это означает, что звук [i] каким был, таким и остался, мы его только перестали тянуть, потому что славяне отказались от долгих гласных в принципе. А вот краткий звук мы решили произносить с меньшим усилием, чем прежде, и это уже другой процесс. Называется он УТРАТА ДИЕЗНОСТИ. В результате этого процесса краткий гласный звук [i] стал произноситься с меньшим напряжением, чем прежде. Когда мы усердно произносим гласный [i], то мы губы растягиваем в улыбку. Утрата диезности означала, что улыбка отменялась, и губы больше не растягивались. И таким образом получился звук, средний между звуком [i] и звуком [e]. Мы и такой звук можем наблюдать в современных германских языках.
И, таким образом:
ТВЁРДЫЙ ЗНАК появился в ходе УТРАТЫ БЕМОЛЬНОСТИ,
МЯГКИЙ ЗНАК появился в ходе УТРАТЫ ДИЕЗНОСТИ.
Оба гласных звука были слогообразующими, и на них могло падать ударение. Приведу примеры из древнерусского языка:
ЛЪБЪ, родительный падеж: ЛЪБА. Это ЛОБ – ЛБА.
СЪНЪ, родительный падеж: СЪНА. Это СОН – СНА.
МЪХЪ, родительный падеж: МЪХА. Это МОХ – МХА.
ПЬНЬ, родительный падеж: ПЬНЯ. Это ПЕНЬ – ПНЯ (вместо ПЬНЯ).
ЛЬНЪ, родительный падеж: ЛЬНА. Это ЛЁН – ЛЬНА.
И так далее. Если я пишу МЪХЪ, то это означает, что это было ДВА СЛОГА, и ударение падало на первый из них, и при переносе писалось так: МЪ-ХЪ.
А потом произошло такое явление: ПАДЕНИЕ РЕДУЦИРОВАННЫХ. Вот что оно означало: на какое-то время звуки [ъ] и [ь] стали произноситься совсем коротко. Отрывисто. И тогда славяне решили не произносить их вовсе, либо произносить, но не отрывисто, а как полноценные гласные звуки.
Там, где можно было выбросить гласный звук [ъ] без ущерба для произношения, он выбрасывался. То есть просто бесследно исчезал. Например, на конце слова. Было ДОМЪ, а становилось ДОМ. Там же, где его нельзя было выбросить безболезненно, там он заменялся на гласный звук [o]. Например, в слове МЪХЪ – первый «твёрдый знак» заменяется на чистое О, а второй выбрасывается. И так – везде и всегда.
Похожим образом мы обошлись и со звуком [ь]. Там, где его нельзя было выбросить безболезненно, он заменялся на гласный звук [e], а там где можно было выбросить – он выбрасывался, но не бесследно, а оставляя за собою мягкость. Например: было слово ПЬНЬ, в котором было два слога, а ударение падало на первый из двух, а затем стало ПЕНЬ – один слог, в котором последняя буква уже не обозначает, звука, а служит только показателем мягкости.
Большевики были палачами русского народа и действовали исключительно в интересах тех народов, которые были враждебны русскому народу и желали России зла. Но тот факт, что они почти совсем убрали из обихода ТВЁРДЫЙ ЗНАК – это положительное явление. Положительное, а не позорное!
Дело в том, что твёрдый знак был изначально порождением невежества и тупости. Это было изначально аморальное явление, достойное осуждения.
В самом деле, когда твёрдый знак перестал произноситься, сразу стал вопрос: а зачем его тогда вообще писать? Есть летописи и отдельные старинные тексты, где его и не писали вовсе.
Писцам же хотелось показать свою заумность и сохранить древнюю традицию, но они не могли сообразить, в каких случаях нужно писать эту немую букву, в каких не писать. Можно было бы заметить, что твёрдый знак писался в середине слова там, где мы сейчас видим беглые гласные: МЪХЪ – МЪХА. Но представления о беглых гласных всё-таки требовало большого уровня грамотности и вообще – интеллектуальных усилий. Поэтому решено было так: писать твёрдый знак только на конце слова после согласных. Это было лёгкое правило, которое было нетрудно запомнить. Но это правило означало, что традиция соблюдалась не полностью, а только в том случае, где нам захотелось. А по-моему так: если уж мы решили соблюдать традицию, то давайте тогда писать твёрдый знак и во всех остальных случаях. А остальные случаи – это не менее 50 процентов случаев употребления этой буквы. Если не более. И таким образом твёрдый знак стал символом показного благочестия, лености ума, твердолобости и просто глупости.
И его нужно было убрать на конце слова.
А мягкий знак продолжает работать и жить-поживать. В словах КОНЬ или ГУСЬ – как его уберёшь на конце слова? А ведь он не означает никакого звука!
Аналоги мягкого знака есть и в других европейских языках. Например, в литовском или во фризском, но они там изображаются средствами латинского алфавита.
Падение редуцированных было и на Западе тоже, но, как всегда с большим опозданием, по сравнению с нами. Например, во французском языке.
И вообще: Запад идёт в хвосте – это моё чёткое убеждение. Разделение индоевропейцев на языки кентум и сатэм – это вообще позорное явление, которое бросает тень на часть индоевропейцев.
Языки категории сатэм – это был передовой отряд индоевропейцев, а языки кентум – это те, кто плёлся в хвосте, но затем пришёл к тому же самому, но только с опозданием.
Между прочим, славяне – это сатэм, а германцы, кельты и романцы – кентум.

Как бы ни пытались убедить учеников в том, что знания, полученные ими в школьные годы, будут нужны им в будущем, к сожалению, это не так. Однако некоторые вещи, которым обучают в школе, на самом деле пригодятся во взрослой жизни. К примеру, умение грамотно писать. Чтобы овладеть им, нужно знать основные грамматические законы русского языка. Среди них - правила, регулирующие употребление разделительных ъ и ь знаков.

Твердый знак: история и его роль в слове

Двадцать восьмая буква российского алфавита, несмотря на то, что не обозначает звуков, выполняют в словах важную функцию. Поэтому, прежде чем рассмотреть правила, регулирующие употребление ъ и ь знаков, стоит немного узнать о ее истории и роли в слове.

Твёрдый знак существовал в славянских языках почти с самого момента их формирования. Поначалу он был кратким гласным звуком, пока не превратился в непроизносимую букву, используемую для разделения слова на слоги, а также заменяющую пробелы.

В конце XIX в. было замечено, что частое использование ъ в текстах (4 % от всего объема) нецелесообразно, особенно в телеграфном деле, скорописи и книгопечатании. В связи с этим не раз пытались ограничить использование твердого знака.

После революции 1917 г. эта буква вообще была упразднена почти на десять лет. В качестве разделителя в те годы в словах использовался апостроф. Однако в 1928 г. он был исключен из русского языка (но сохранился в украинском и белорусском), а его разделительную функцию взял на себя твердый знак, которую он выполняет и по сей день.

В каких случаях в словах ставится ъ

Что касается употребления твердого знака, то есть несколько правил его постановки перед е, ю, ё, я:

  • После префиксов, которые заканчиваются на согласную букву: разъём, предъюбилейный.
  • В терминах, пришедших из других языков, с префиксами аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, об- и суб- : адъювант, дизъюнкция.
  • После контр-, пан-, супер, транс- и фельд- : панъевропеизм, суперъяхта .
  • В сложносоставных словах, начинающихся на двух-, трех-, четырех- : двухъядерный, трехъярусный, четырехъязычный.

Существует несколько исключений, когда ъ стоит не на стыке приставки и корня, а внутри самого слова. К таким существительным относятся: фельдъегерь и изъян.

Когда ъ не ставят

Кроме правил, регулирующих употребление ъ и ь знаков, стоит помнить и случаи, когда их не нужно ставить:

  • Твердый знак не ставят в словах с приставкой, заканчивающейся на согласную букву, когда после нее следуют гласные а, о, и, у, э, ы: безоблачно, обузданный .
  • Не ставится данный знак в сложносокращенных терминах: иняз, главювелирторг .
  • Не ставится он и в лексемах, пишущихся с дефисом: пол-епархии, пол-яблока .

Рассматривая правила, регулирующие употребление ъ и ь знаков, выполняющих разделяющую функцию в слове, стоит запомнить, что лексемы «интерьер» и «подьячий» пишутся через мягкий знак. Подобное написание не является исключением, поскольку в слове «интерьер» интер - не приставка, а часть корня. А в «подьячем» приставка не под-, а по-, а -дьяч - это корень.

Какие функции выполняет мягкий знак

Что касается ь, то он в древние времена означал краткий гласный [и], но постепенно, как и ъ, утратил свое звучание.

При этом он сохранил способность [и] придавать мягкость предшествующему согласному звуку.

В отличие от твердого в слове может выполнять 3 функции.

  • Разделительную.
  • Информирует о мягкости предшествующего звука.
  • Используется для обозначения некоторых грамматических форм.

Правила употребления мягкого знака

Изучая законы русского языка , регулирующие употребление ъ и ь знаков , стоит усвоить несколько правил:

  • Мягкий знак, выполняющий разделительную функцию, никогда не ставится после приставки (это удел твердого знака). Части слов, в которых пишется разделительный ь - это корень, суффикс и окончание до е, ё, ю, я: обезьяний, интерьерный . Это правило распространяется как на русскую лексику, так и на позаимствованные термины из других языков.
  • Разделяющий ь ставится в некоторых словах перед буквосочетанием он: шампиньон, медальон, бульон и мильон.

В случае, когда ь информирует о мягкости предшествующего звука, а не выполняет разделительную функцию, его постановку определяют следующие правила:

  • В средине слова ь указывает на мягкость буквы л, если она предшествует другой согласной, кроме л: пальчик, мольба . Также «не вклинивается» мягкий знак в буквосочетания: нч, нщ, нн, рщ, чк, чн, рч, щн (барабанщик, свечка ).
  • В средине слова этот знак ставится между мягким и твердым согласными: просьба, весьма.
  • В средине слова ь может стоять между двух мягких согласных. При условии, что при изменении формы слова первый остается мягким, а второй - приобретает твердость: просьба - в просьбе, письмо - в письме .
  • В отдельных случаях данный символ располагается в конце слова после согласных. При этом он помогает установить значение лексемы: лен (растение) - лень (качество характера), кон (место для ставок в игре) - конь (животное).

В качестве маркера для отдельных форм грамматических этот знак используется в таких случаях:

  • В именах прилагательных, возникших из названий месяцев (кроме января): февральский, сентябрьский.
  • В конце числительных от 5 до 30, а также в их средине, если они обозначают десятки от 50 до 80 и сотни от 500 до 900: шесть, семьдесят, восемьсот.
  • В повелительном наклонении глаголов (кроме лечь - ляг ): вынь - выньте, кинь - киньте.
  • В инфинитиве (начальная форма глагола): содержать, растить.
  • Во всех падежах слова «восемь» и в творительном падеже множ. числа отдельных числительных и существительных: шестью, плетьми.

Употребление ь и ъ знаков после шипящих ж, ч, щ, ш

Следование за этими буквами мягкого знака возможно при таких условиях:

  • На конце большинства наречий и частиц, за исключением: уж, аж, невтерпеж, замуж и в предлоге меж .
  • В инфинитиве: беречь, испечь.
  • В повелительном наклонении глаголов: намажь, утешь.
  • В окончаниях II лица глаголов единственного числа будущего и настоящего времен: продашь, разнесешь.
  • В конце именительного падежа существительных ж. рода, в III склонении: дочь, мощь. Для сравнения в м. роде - клич, палаш.

В отдельных случаях ь не употребляется после этих букв:

  • В существительных II склонения: палач, муляж.
  • В кратких формах прилагательных: свеж, жгуч.
  • В родительном падеже существительных множественного числа: луж, туч.

Твердый знак после ж, ш, ч, щ в конце слова или корня не ставится, поскольку его «место» всегда после приставки перед е, ё, ю, я.

Употребление ь и ъ знаков: упражнения

Ознакомившись со всеми случаями постановки мягкого и твердого знаков, стоит перейти к упражнениям. Чтобы не путаться, мы собрали вместе большинство вышеперечисленных правил, регулирующие употребление ь и ъ знаков. Таблица, приведенная ниже, послужит подсказкой, для выполнения заданий.

В данном упражнении необходимо выбрать, какую из букв следует поставить в словах.

Это задание касается употребления мягкого знака, следующего за шипящими буквами. В нем следует раскрыть скобки и где нужно - поставить мягкий знак.

В последнем упражнении нужно выписать предложенные слова в 2 столбика. В первом - те, которые употребляются с ь, во втором - те, которые без него.

Что и твердый, и мягкий знаки являются "немыми" буквами, они выполняют важную роль в русской языке. Можно совершать много ошибок в своей письменной речи, если не знать законы грамматики, регулирующие употребление ъ и ь знаков. Правило не одно придется выучить, чтобы не путать, какой из знаков следует ставить в конкретной ситуации. Однако оно того стоит, особенно в случае с мягким знаком, поскольку часто лишь его наличие помогает определить лексическое значение слова.

Очень часто мы просто игнорируем изучение функций мягкого знака, и студент просто не знает, что мягкий знак может означать что-то, кроме мягкости. В этом случае иногда возникают ошибки в произношении, например, в таких словах, как глушь, божья, удушье .

А вы тоже когда-то пытались произнести всегда твёрдые согласные Ж и Ш как мягкие? Помните, они всегда только твёрдые и в русском языке у них нет мягких пар.

Итак, если мы видим мягкий знак после согласных, которые могут быть только твёрдыми или только мягкими, мы должны понимать, что в этих случаях мягкий знак выполняет другие функции.

Мягкий знак («Ь») в русском языке может выполнять несколько функций :

  1. он может обозначать мягкость согласной перед ним (день, словарь);
  2. он может обозначать грамматическую форму слова (говорить, ночь);
  3. а также может выполнять разделительную функцию (листья, семья).
Давайте подробнее поговорим о каждой функции и разберёмся, что эти функции значат.

Первая и самая известная функция мягкого знака – обозначение мягкости . Мягкий знак говорит нам, что мы должны произносить согласную, которая стоит перед ним мягко. Это верно для всех согласных, имеющих мягкую пару. Но мы должны запомнить, что мягкий знак не может повлиять на непарные согласные: всегда твёрдые (Ж, Ш, Ц) и всегда мягкие (Ч, Щ).

Но что, если мы все же видим мягкий знак после Ш or Ч ?

С этим связана грамматическая функция мягкого знака.

Всегда, когда мы пишем мягкий знак на конце слова после шипящего согласного (Ж, Ш, Ч, Щ), он обозначает вовсе не мягкость, а показывает нам, что это слово женского рода (3 тип склонения). Вы можете запомнить эту хитрость, чтоб лучше определять род существительных на –Ь.

Итак, дочь, ночь, печь, мышь, тишь, ложь, рожь, помощь, вещь – все эти слова имеют женский род.

Запомните, в словах мужского рода с шипящим согласным (Ж, Ш, Ч, Щ) на конце слова мы не пишем –Ь: мяч, грач, врач, шалаш, ёрш, ёж, борщ .

Кроме того, мягкий знак также указывает на инфинитив – начальную форму глагола: печь - to bake, помочь – to help. В глаголах на –ТЬ мягкий знак обозначает не только инфинитив, но и мягкость звука Т.

А теперь давайте разберёмся, что же такое разделительная функция мягкого знака. Мы можем говорить об этой функции, когда видим мягкий знак после согласного и перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И (мягкие гласные). Разделительная функция мягкого знака обозначает, что мягкий знак «разделяет» согласный перед ним и последующий мягкий гласный, а гласный в таком случае мы произносим как дифтонг, с начальным звуком /й/.

Давайте посмотрим на примеры слов с транскрипцией:

Семья [с`эм`йа], листья [л`ис`т`йа], [друз`йа], [п`йот], льёт [л`йот],
вьюга [в`йуга], соловьи [салав`йи], муравьи [мурав`йи].

Как мы видим, мягкий знак обозначает не только мягкость согласных, но также определяет произношение последующих мягких гласных и способен указать на грамматические признаки слова, такие как женский род у существительных и форма инфинитива у глаголов.

Очень полезно знать функции мягкого знака, если вы хотите иметь хорошее произношение и понимать как работает русский язык.

Успехов в изучении русского языка!
Ваша Юля.



Ь- показатель мягкости согласного

  • обозначает мягкость согласного на конце слова (боль, тетрадь, фонарь)
  • в середине слова после твердого согласного (письмо, пальма, возьму).

Помни! Мягкость «л» обозначается

Ь перед любыми согласными.

Ь-разделительный

  • перед Е,Ё,Ю,Я,И внутри слова(вьюга, листья, литьё)
  • в некоторых иноязычных словах перед О (бульон, шампиньон, медальон).

Запомни! ПОДЬЯЧИЙ,ИНТЕРЬЕР, АРЬЕРГАРД.


Ъ – разделительный

  • перед Е,Ё,Ю,Я после приставок на согласный (подъезд, съёмка)
  • после иноязычных приставок АД-, ДИЗ-, ИН-, КОНТР-, СУБ-, ТРАНС-, ПАН-
  • адъютант, трансъевропейский
  • в сложных словах после частей ДВУХ-, ТРЁХ-, ЧЕТЫРЁХ- и приставок СВЕРХ-, МЕЖ- (двухъярусный, межъязыковой, сверхъестественный).

В древнерусском языке буквы Ъ и Ь несли иную «нагрузку»: обозначали краткие, нечётко произносимые звуки

Ъ - звук, близкий к [О] Ь - звук, близкий к [Е]

вълкъ (волк), сънъ (сон) дьнь (день)


Назывались буквы Ъ – ер и Ь - ерь. Так было вплоть до 12 века. Потом в середине слов Ъ заменился на О, а Ь – на Е. Но по традиции Ъ писали на конце слов после согласных аж! … до 20 века.

По подсчётам Л. Успенского в романе Л. Н.Толстого «Война и мир» (изд. 1897г.) 115 тысяч твёрдых знаков (еров). Эти «никчёмные бездельники», по выражению Л. Успенского, занимают 70 с лишним страниц!

Написание буквы Ъ на конце слов – «самой дорогой буквы мира» (в оценке Л. Успенского) - было отменено в 1918 году.


В результате утраты кратких гласных звуков в русском языке появилось ЧЕРЕДОВАНИЕ гласных О и Е с нулём звука (сон – сна, день – дня).

В устной речи утрата кратких гласных звуков привела к ОГЛУШЕНИЮ звонких согласных

плодъ – пло[т], мёдъ – мё[т].


При записи транскрипции слов используют

значки Ъ(ер) и Ь(ерь)

для обозначения безударных гласных звуков:

Начало слова

2 предударн. слог

1 предудан. слог

Ударный слог

[‘И] / [Ы]

Заударный слог

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...