Аргументы к сочинению по проблеме заинтересованного чтения. Проблема падения интереса к чтению VI. Культурологические проблемы

Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное .

Федор Михайлович Достоевский


Летние каникулы в полном разгаре, а в школе и сейчас много учащихся: кто на практику приходит, кто на дневную тематическую и спортивную площадки, а кто - то и на работу. Со всеми беседую о том, что читают, какая книга понравилась, чем запомнилась.... Интересы очень разные, но понимаю, как же наши дети мало читают. Решила побеседовать с родителями, которые приходят в школу в связи с миграционными процессами. Чтение? Да. Но отношение разное. Я приятно было удивлена, что большинство родителей смело назвали автора и название последней прочитанной книги (большинство читают или слушают, используя современные гаджеты), рассказали о героях книги, об отношении к ним и о проблеме, поднятой в произведении. В.Гюго, Т. Драйзер, А.П. Чехов, С. Майер, Л.Н. Толстой, А. Дюма, Х. Муракми, Х. Ли, Джон Рональд Руэл Толкин, Р.Бредбери, Габриель Гарсиа Маркес, В. Набоков, Ф. Достоевский, братья Стругатские - это далеко неполный перечень авторов, которых в последнее время прочитали родители. А одна родительница в ответ на вопросы предложила пройти мне тест

«К какому типа читателей ты относишься?» Я с удовольствием откликнулась на ее предложение. Оказывается, что я - читатель вдумчивый. Со многим я согласилась: ч тение для меня – совершенно особенный мир! Я с удовольствием погружаюсь в интересную книгу, могу представить себя на месте героев. Очень люблю пометки на полях, выписываю яркие цитаты. Возможно, я веду читательский дневник (нет, это уже не про меня), или оставляю рецензии на прочитанное на книжных форумах (пытаюсь). Практически что-то всегда читаю, а иногда и не одну книгу (Не люблю читать сразу несколько книг, а настольных у меня много). Я не могу воспринимать книгу на ходу, быстро, с экрана ноутбука или смартфона. Я - ярая сторонница бумажных книг, однако признаю, что новомодные электронные книги очень удобны. Я - прилежная читательница, а регулярное чтение развивает воображение, укрепляет грамотность и наполняет новой информацией (Грамотность? Ой, тут уж так: как век живи, век учись).

Кстати, несколько слов о пользе чтения. Этот процесс способствует активной работе обоих полушарий головного мозга. Непосредственно при чтении работает левое полушарие, а вот когда человек начинает рисовать в своем воображении сюжет происходящего в книге, журнале, газете и т.д., то начинает работать праве полушарие. Совместная деятельность полушарий позволяет не только получать удовольствие от чтения, но и развивать способности своего мозга.


Для подтверждения пользы и необходимости чтения книг Шведская академия детской книги выявила 17 аргументов в пользу чтения:


1. Книги – приносят радость и удовольствие. Это и развлечение и приключение. Они способны заставить нас испытывать сильнейшие эмоции: плакать, смеяться, злиться, сопереживать. Книга может также утешить или подсказать выход из трудной ситуации.

2. Книги развивают и обогащают нашу речь, расширяют наш словарный запас.

3. Книги пробуждают фантазию и учат нас мыслить образами.

4. Книги вызывают у нас новые вопросы, над которыми стоит задуматься и поразмышлять.

5. Книги способствуют развитию нашего мышления. Из них мы узнаем новые понятия, которые помогают нам мыслить, и новые идеи.

6. Книги расширяют горизонт нашего мира. Из них мы узнаем о других странах и народах, о природе, технике, истории – обо всем на свете, что нам интересно.

7. Книги учат нас сопереживанию. Они позволяют нам почувствовать себя в положении другого человека и понять, какие чувства испытывают люди, попадая в ту или иную ситуацию.

8. Книги побуждают нас задуматься о том, где правда и где кривда, что верно и что ошибочно, что хорошо, а что плохо.

9. Книги поясняют нам, как устроен мир и как в нем все взаимосвязано.

10. Книги учат нас смотреть на проблему с разных сторон, дают понять, что на один вопрос может существовать несколько ответов.

11. Книги помогают нам понять себя. Человек обычно более уверен в себе, когда понимает, что есть люди, которые думают и чувствуют так же.

12. Книги открывают нам, что все люди разные. Ведь читая книги, написанные в разные эпохи и о разных культурах, человек становиться терпимее, учится преодолевать предрассудки.

13. Книги – лучшее средство от одиночества. Их можно читать, где угодно и когда угодно. Даже если на покупку книг не хватает денег, их можно взять в библиотеке бесплатно.

14. Книги являются частью культурного наследия. Они дарят нам общность впечатлений и знаний.

15. Книги служат мостом между поколениями. Хорошую детскую книжку хочется читать вслух ребенку. Такое чтение приносит радость и детям и взрослым.

16. Книги обогащают культурную среду. Они являются важным предметом культурного экспорта и представляет нашу страну за рубежом.

17. Книги для детей - это первая встреча с литературой, знакомство с бесконечным миром, который остается с нами на всю жизнь.

Татьяна Ларина – главная героиня романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина росла в обстановке патриархальной старины. Круг её чтения фактически дублировал круг чтения её матери в период её девичества, когда та была влюблена в столичного Грандисона – героя романа Самуила Ричардсона – английского сентименталиста. Написанные в середине восемнадцатого века, эти романы пользовались невероятным успехом у русских барышень в начале девятнадцатого века. Под влияние книг Руссо и Ричардсона попала Татьяна.

Теперь с каким она вниманьем
Читает сладостный роман,
С каким живым очарованьем
Пьет обольстительный обман!

Именно такое заинтересованное чтение оказывает влияние на роковой выбор Татьяны.

2. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Соня Мармеладова – главная героиня романа является девушкой набожной, искренне верящей в Бога. Главная книга в её жизни – Библия. Она читает её во время встречи с Раскольниковым. Не верящий в Бога Родион ищет опору в жизни, пытается найти в натуре Соне созвучный его проблеме грех. Но вера Сони оказывается безупречной. Когда она читает отрывок про воскрешение Лазаря, в её голосе, во всём теле происходит истовое содрогание. Она настолько прочувствованно произносит фразу из Библии: «Я есмь воскресение и жизнь», – что Раскольников видит, как она «вся дрожала в действительной, настоящей лихорадке». В этом чтении проявляется вся вера Сони, не просто в Бога, а в то лучшее, светлое, что держит мир, что является его основой.

3. А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Софья Фамусова также относится к тем барышням, которые любили читать романы французских и английских сентименталистов и романтиков восемнадцатого века, воспевавших любовь и страсть между людьми из разных социальных пластов. Начитавшись историй про неравную любовь, Софья выбирает в возлюбленные секретаря своего отца, совсем как во многих произведениях этой эпохи.

4. Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»

Алексей Маресьев – летчик-истребитель, сбитый фашистами во время воздушного боя, восемнадцать суток ползёт по снежному лесу, спасаясь от смерти. Однако в госпитале врачи ампутируют ему обе ступни, обмороженные во время тяжёлого перехода. Мечта вернуться в строй кажется герою невозможной. Он теряет веру в себя и в смысл жизни. Сосед по палате начинает чтение книги А.Островского «Как закалялась сталь», чтобы вернуть уверенность угасающему другу. Но по-настоящему Алексей возвращается к жизни только после чтения статьи о протезах, которые можно изготовить и научиться на них ходить. Веря в прочитанное, Маресьев начинает ежедневно тренироваться и добивается возвращения в лётчики.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)Известно, что молодёжь овладевает теперь скоростным методом чтения. (2)Моя дочь читает в восемь раз быстрее, чем я. (З)Есть у меня ещё одна знакомая, которая привыкла читать, что называется, по диагонали и ведь успевает схватить основное содержание, информацию, содержащуюся на таким методом прочитанных страницах. (4)Переспрашиваю, экзаменую - схватила. (5)И вот даю для эксперимента Аксакова.

(6) Наблюдаю: вот сейчас должна перелистнуться страница, потом другая.

(7) Скоростной метод чтения. (8)Нет, страница не перелистывается. (9)Страница читается медленно, с прочитыванием каждой строки, каждого слова. (10)Только время от времени слышатся восклицания:

Какая прелесть, какое очарование! (11)Слушай, да он волшебник, кудесник!

(12)В первые пятнадцать довоенных лет моей жизни, живя в деревне, учась в средней школе, и я как-то не удосужился прочитать Аксакова. (13)Возможно, и не было его в скудной школьной библиотеке, да очерёдность... (14)Надо прочитать Пушкина с Лермонтовым, Гоголя с Тургеневым, Некрасова с Гончаровым, хотя бы «Сон Обломова» в пределах школьной программы. (15)Да ещё (уже без школьной рекомендации) - «Три мушкетёра», «Отверженные», «Собор Парижской богоматери», «Человек, который смеётся», «Таинственный остров», «Всадник без головы», «Последний из могикан»... (16)Да ещё весь Джек Лондон, да ещё «Борьба миров» и «Человек-невидимка»... (17)Не дошёл черёд до Аксакова. (18)В институтской программе Аксакова тоже не было. (19)Но он существовал, пока ещё не читанный. (20)Во время студенческой прогулки могли забрести в Абрамцево, в бывшее именьице Аксакова, связанное мемориально с крупнейшими деятелями отечественной культуры, как-то: Васнецов, Врубель, Серов, Коровин, Поленов, Нестеров.

(21)Но однажды, когда освободилось два часа дневного времени, по какому-то наитию я взял да и пошёл на детский утренний спектакль (пятнадцать шагов от ворот института до входных театральных дверей), а давали в то утро «Аленький цветочек» Аксакова. (22)Там, в сказке, девице- красавице, чтоб перенестись с места на место за тридевять земель, надо было надевать золотое колечко на мизинец правой руки, мне же и колечка не потребовалось. (23)Дело не в театральном представлении. (24)Не первый же раз пришёл я в театр! (25)Да шастали и по киношкам, где тоже ведь можно перенестись на время бог знает куда. (26)Дело всё было в атмосфере сказки, в той ласковой русскости, в которую я погрузился и которая тотчас пробудила в душе добрые и светлые чувства. (27)Так резок был контраст, так велико расстояние от атмосферы до атмосферы, от климата до климата, от чувств до чувств, что сидел не дыша, заворожённый, ошеломлённый, ошарашенный, чувствуя, как чем-то тёплым и светлым омывается душа.

(28)Если бы меня попросили назвать главное качество аксаковских книг, притом одно, я назвал бы душевное здоровье, которое невольно переливается в читающего эти книги. (29)Отступают на второй план суета, нервозность, всякая мелочность, торопливость, мельтешение - всё, что мешает нам взглянуть вокруг ясными и спокойными глазами. (З0)Если каждый из нас попытается присмотреться внимательно к своему собственному чувству родной земли, то он обнаружит, что это чувство в нём не стихийно, что оно организованно и культурно, ибо оно питалось не только стихийным созерцанием природы как таковой, но воспитывалось всем предыдущим искусством, всей предыдущей культурой.

(31)Любовь к родной земле воспитывали в нас Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет, Тургенев, А. К. Толстой, Некрасов, Лев Толстой, Блок, Есенин, Левитан, Поленов, Саврасов, Нестеров, Куинджи, Шишкин... (32)Так что же, разве на последнее место мы поставим в этих рядах (а они многочисленны) имя Сергея Тимофеевича Аксакова?

(По В. Солоухину)

Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997 гг.) - русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».

Пояснение.

Проблемы:

1. Проблема выбора метода чтения. (Какой метод чтения следует предпочесть?)

2. Проблема определения круга чтения. (Какие книги составляют круг чтения человека? Какие книги важно прочитать каждому человеку?)

3. Проблема влияния книг Аксакова на формирование личности человека. (Как влияет творчество Аксакова на мировоззрение человека, на формирование его личности?)

4. Проблема влияния русской культуры на человека (Какие чувства пробуждает в человеке знакомство с русской культурой?)

5. Проблема выбора между кино, театром и книгой. (Что важнее: чтение книги или просмотр кинофильма, спектакля?)

1. Выбор метода чтения зависит от выбора книги, которую читает человек. Есть книги, которые можно читать методом скорочтения, чтобы быстро «схватить» необходимую информацию. Но книги, относящиеся к русской классической литературе, например книги Аксакова, надо читать медленно, с наслаждением.

2. Часто выбор книг определён программой школы или института, и это, конечно, очень хорошие книги, однако выбор произведений для чтения может быть и случаен, определён жизненными обстоятельствами. Очень важно, чтобы человек, хотя 6ы и случайно, встретился с лучшими произведениями русской литературы, среди которых, конечно, и книги Аксакова.

3. Творчество Сергея Тимофеевича Аксакова, сегодня недостаточно известное читателям, самоценно, для каждого человека знакомство с этим писателем необходимо, так как его книги, сказки, например «Аленький цветочек», формируют «душевное здоровье», пробуждают любовь к Отечеству.

4. Русская культура формирует личность человека, его мировосприятие, пробуждает добрые и светлые чувства, любовь к Отечеству.

5. Чтение книг не исключает просмотра кинофильмов, спектакля, нужно только выбирать для чтения лучшие книги, смотреть спектакли, поставленные на основе этих книг, пробуждающих в человеке добрые чувства.

Книга в произведении является еще одним не очевидным способом раскрытия характера. По отношению к книге, по самому произведению или его автору можно понять, что за герой стоит перед нами. Поэтому в текстах для подготовки к ЕГЭ по русскому языку часто фигурирует проблема, связанная с ролью книги в жизни людей. Ниже представлены аргументы, соответствующие проблемным вопросам.

  1. В известном романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Базаров застает Николая Петровича с томиком Пушкина. Это становится причиной его насмешек. Евгений советует «что-нибудь дельное почитать» и кладет ему брошюру немецкого естествоиспытателя. Эта сцена характеризует нам два полярных мира, один традиционный и соборный, а другой новый и передовой. Также важно отметить, что в романе многие герои читают. Мать Базарова — Дюкре «Дюмениль Алексис, или Хижина в лесу». Тургенев отмечает, что она «не прочла ни одной книги, кроме «Алексиса, или Хижины в лесу»». Отец Базарова — Горация, так как любит античность. Ситников — романы Жорж Санд. Таким образом, роль книги в их жизни очень важна: литература определяет их мировоззрение.
  2. Илья Ильич Обломов, герой одноименного романа И. Гончарова , говорил, что книги — это «…роскошь. То дело, без которого легко и обойтись можно. Вещь, назначенная для развлечения». Это еще один способ раскрыть его характер. Также в школе о нем говорилось, что он не читал книг «больше положенного», а значит, не особо ими интересовался и в детстве. Данный факт, несомненно, отразился на развитии личности героя. Пренебрегая чтением, он так и остался маленьким несамостоятельным Илюшей, который боится взрослой жизни и не может ориентироваться в ней.
  3. У Ф. М. Достоевского в произведении «Бедные люди» главный герой, Макар Девушкин, глубоко сочувствует Гоголевскому Акакию Акакиевичу из «Шинели». «Дело-то оно общее, маточка, и над вами и надо мной может случиться», - пишет он Вареньке. И герой убежден, что о подобном писать нельзя, неприлично. Макар способен сочувствовать не только живым людям, но и вымышленным. Интересно, что раньше, до знакомства с Варей, он читал бульварные и низкопробные книжки, и лишь с ее подачи стал интересоваться серьезной литературой. Эта перемена сказывается на развитии Макара: его стиль письма становится более изящным, у него расширяется лексический запас. Он даже чувствует более тонко, задумываясь о вещах, прежде не ведомых ему.
  4. Библейские мотивы звучат и в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского. Родиона терзают сомнения и душевные боли, которые влекут и физические. Но когда Соня читает главному герою библию, он становится спокоен, именно эта книга помогает ему покаяться и обрести спокойствие. Таким образом, значение данного религиозного трактата сложно переоценить: он направил мечущуюся душу Родиона на единственно верный путь искупления греха.
  5. Герои романа-эпопеи «Война и мир» Л. Н. Толстого тоже формировались под влиянием чтения. «Пьер, приехав вперёд, как домашний человек, прошёл в кабинет князя Андрея и тотчас же, по привычке, взял первую попавшуюся с полки книгу, это были записки Цезаря» — этот молодой человек интересовался литературой всерьез, и неслучайно именно он – один из самых умных, добродетельных и одаренных персонажей. Духовные потребности, которые выражаются в любви к чтению, развивают его. Также «Жюли играла Борису на арфе самые печальные ноктюрны. Борис читал ей вслух Бедную Лизу» — этот пример иллюстрирует тот факт, что дворяне не недооценивали роль книги в воспитании детей. Они активно заинтересовывали их в чтении, давая классические книги с ярко выраженной моралью.
  6. Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» частично строится на одной книге, вокруг нее начинают разворачиваться все события. Автор показывает нам книгу как труд всей жизни. Настоящее сокровище, и, одновременно, проклятие. Однако именно произведение искусства становится символом вечности. «Рукописи не горят» — пишет автор. Если творение по-настоящему гениально, оно живет в веках, оставаясь в памяти и сердцах людей.
  7. Пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин» полон известных литературных имен, автор даже успевает рассказать про себя: «Читал охотно Апулеля, а Цицерона не читал». Главный герой, к примеру, не любил поэзию: « Бранил Гомера, Феокрита; Зато читал Адама Смита, И был глубокий эконом…». Это говорит читателю о том, что скептическое отношение к жизни было вычитано Евгением из специфической литературы. Он хотел заниматься хозяйством, поэтому окружил себя «дельными книгами», дабы не отвлекаться на чувства, в которых он давно разочаровался. Ленский же читает немецкого философа Канта. На философских воззрениях данного мыслителя частично основывался романтизм, в русле которого творил сам Владимир. Он воспринимает мир как нечто возвышенное, это его и погубило. Татьяна же читала французские романы про любовь, из которых и черпала представление об этом чувстве и о мужском идеале. Таким образом, характеры героев формируются на базе того книжного опыта, который они приобрели.

Книга - это уникальный источник знаний, который может дать человеку гораздо больше, чем он себе представляет. Чтение той или иной книги всегда подразумевает под собой выбор способа, скоростного или медленного, вдумвчивого или с целью найти основной смысл. И эту проблему выбора метода чтения в своем тексте поднимает В.А.Солоухин.

Актуальность данной проблемы не вызывает сомнений, ведь в наше время, в век информационных технологий и глобализации, многое зависит от способности человека находить информацию и преобразовывать ее, точно компьютер, в полезные данные. Для этого, как говорится к тексте В.А.Солоухина, существует скоростной метод чтения, позволяющий быстро понять основное содержание прочитанного. Но подойдет ли данный метод для художественной литературы? По мнению автора, великих русских классиков нельзя усвоить чтением "вскользь", по диагонали. Он приводит в пример одну женщину, которая привыкла читать книги на скорость, но в произведениях С.Т.Аксакова "страница читается медленно, с прочитыванием каждой строки, каждого слова".

А как же описания природы? Их смысл как раз состоит в том, чтобы передать каждую деталь для создания общей картины, образа. А если использовать скоростной метод при прочтении произведения "Мертвые души" Н.В.Гоголя? Автор настолько подробно описывает быт каждого помещика, у которого гостит Чичиков, что без этих деталей и представить героев нелегко. Взять того же Собакевича. Автор не писал о том, что это был расчетливый хозяин, хитрый торгаш, прижимистый кулак, но читатель смог сам понять это по тому, как в деревне помещика все было добротно, хоть усадьба напоминала казарму.

В то же время нельзя утверждать о бесполезности скоростного метода чтения. Чтобы не тратить много времени на изучение огромного количества информации, например, научной статьи, можно использовать чтение по диагонали, тогда основной смысл будет понятен, а ненужные детали не запутают вас еще больше.

Также скоростной метод чтения полезен при коспектировании. Используя данный способ, я смогла быстро понять основное содержание критической статьи В.Г.Белинского о произведении "Герой нашего времени" М.Ю.Лермонтова. Хотя статья занимала немало страниц, и на ее подробное изучение ушло бы несколько часов.

Таким образом, при чтении произведения нужно учитывать его жанр и выбирать соответствующие методы. От этого может зависеть не только важность некоторых деталей, но и понимание текста в целом.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...