Фундаментальное ядро фгос ноо. Фундаментальное ядро фгос ноо Фундаментальное ядро содержания начального образования

Фундаментальное ядро содержания общего образования - базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий.

Основное назначение Фундаментального ядра в системе нормативного сопровождения стандартов - определить:

1) систему базовых национальных ценностей, характеризующих самосознание российского народа, приоритеты общественного и личностного развития, отношение человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни;
2) систему основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе;
3) систему ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования.

Фундаментальное ядро как средство универсализации содержания общего образования позволяет реализовать важнейшие требования общества к образовательной системе:

  • сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;
  • обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях;
  • достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования российской идентичности и общности всех граждан и народов России;
  • защиту образовательного пространства от ложных знаний и псевдознаний;
  • формирование общего деятельностного базиса как системы универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.

Школьный курс химии включает объем химических знаний, необходимый для формирования в сознании школьников химической картины мира. Эти знания наряду с физическими находятся в центре естествознания и наполняют конкретным содержанием многие фундаментальные представления о мире. Кроме того, определенный объем химических знаний необходим как для повседневной жизни, так и для деятельности во всех областях науки, народного хозяйства, в том числе не связанных с химией непосредственно. Химическое образование необходимо также для создания у школьника отчетливых представлений о роли химии в решении экологических, сырьевых, энергетических, продовольственных, медицинских проблем человечества.

Основные цели изучения химии в школе:

  • формирование представлений о химической составляющей естественно!научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
  • овладение методами научного познания для объяснения химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
  • применение полученных знаний для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Теоретические основы химии Периодический закон Д. И. Менделеева. Атомы, ядра, протоны, нейтроны, электроны. Химический элемент. Периоды и группы. Нуклиды, радионуклиды. Период полураспада.
Меченые атомы. Понятие о строении электронных оболочек. Валентные электроны. Степень окисления. Как пользоваться периодической таблицей.

Молекулы. Электронная природа химической связи. Электроотрицательность. Ионы и ионная связь. Степень
окисления и валентность химических элементов. Полярные и неполярные ковалентные связи. Пространственная структура молекул. Металлическая связь. Водородная связь.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Обусловленность свойств веществ их строением. Простые и сложные вещества. Представления о строении газообразных, жидких и твердых веществ. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия. Чистые вещества, смеси, растворы. Растворение как физико-химический процесс. Гидратация ионов. Истинные и коллоидные растворы. Растворы газов, жидкостей и твердых веществ. Способы выражения концентрации растворов.

Физические и химические явления. Химическая реакция - процесс перестройки атомов в молекулах. Сохранность атомов в химических реакциях. Абсолютные и относительные массы атомов и молекул. Моль - мера количества вещества. Закон Авогадро и объем моля газа. Число Авогадро. Признаки и условия протекания химических реакций. Классификация химических реакций в неорганической и органической
химии.

Растворы. Растворимость. Растворы газов, жидкостей и твердых веществ. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Концентрация раствора и ее расчет. Тепловые явления при растворении. Истинные и коллоидные растворы.

Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Сильные и слабые электролиты. Диссоциация солей, кислот и оснований. Кислотность растворов, понятие о рН. Условия необратимости реакций в растворах. Понятие об аналитических качественных реакциях.

Химия и электрический ток. Электролиз. Катод и анод. Получение щелочных металлов и алюминия. Окислительно-восстановительные реакции как источник электрического тока. Гальванические элементы и аккумуляторы. Понятие о топливном элементе. Химическая и электрохимическая коррозия металлов. Способы защиты от коррозии. Антикоррозионные покрытия.

Тепловые эффекты химических реакций. Закон сохранения энергии в химии. Энергия связи и теплота образования соединений. Стандартное состояние. Экзо- и эндотермические реакции. Теплота сгорания и растворения. Закон Гесса. Топливо и его разновидности.

Скорость реакций, ее зависимость от различных факторов. Энергия активации. Катализ.
Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения.

Основы неорганической химии Металлы и неметаллы, их положение в периодической системе. Строение атомов неметаллов. Физические и химические свойства. Водородные и кислородные соединения элементов подгрупп галогенов, кислорода, азота, углерода.

Общая характеристика металлов главных и побочных подгрупп. Физические свойства металлов. Щелочные и щелочно!земельные металлы, алюминий, железо, медь, цинк и их соединения. Восстановительные свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Черные и цветные металлы, способы их получения. Сплавы. Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.

Основные классы неорганических соединений и реакции между ними. Оксиды. Водород. Гидриды. Гидроксиды. Кислоты, основания, щелочи, соли. Амфотерность. Реакция нейтрализации. Кислотно!основные индикаторы. Связь между основными классами неорганических веществ.

Основы органической химии Электронное строение атома углерода - причина уникальности его соединений. Способность атомов углерода образовывать цепи. Гомология и изомерия - причины многообразия органических соединений. Простые и кратные связи. Предельные, непредельные и ароматические углеводороды. Метан, этилен, ацетилен, бензол - родоначальники гомологических рядов. Природные источники углеводородов: нефть и природный газ.

Функциональные органические соединения: спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры, амины, аминокислоты. Понятие о гетероциклах. Азотистые основания. Генетическая связь между классами органических соединений.

Химия и жизнь Высокомолекулярные соединения. Мономеры и полимеры. Полимеризация и поликонденсация. Каучуки, пластмассы, химические волокна. Высокомолекулярные соединения -
основа биополимеров и современных материалов.

Белки. Нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК). Жиры. Углеводы. Химия и здоровье. Рациональное питание. Калорийность пищи. Витамины. Лекарственные вещества. Вред, причиняемый наркотическими веществами.

Химия в сельском хозяйстве. Круговорот азота и фосфора в природе. Минеральные и органические удобрения (азотные, фосфорные, калийные). Средства защиты растений.

Бытовые поверхностно!активные соединения. Моющие и чистящие вещества. Органические растворители. Бытовые аэрозоли. Правила безопасности при работе со средствами
бытовой химии.

Общие принципы химического производства. Основные продукты промышленной химии (аммиак, серная кислота, минеральные удобрения, этилен, стирол, бутадиен, уксусная кислота). Понятие о нефтехимии.

Вы можете скачать полный текст Фундаментального ядра содержания общего образования по

Для этой страницы пока нет похожих записей

КОНЦЕПЦИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ЯДРА

Фундаментальное ядро общего образования – документ, фиксирующий основополагающие элементы научного знания, обязательные для изучения в школе, а также обобщенное описание видов универсальных учебных действий. Фундаментальное ядро содержания общего образования – базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий. Основным назначением Фундаментального ядра в системе нормативного сопровождения стандартов является определение:

1) системы базовых национальных ценностей, определяющих самосознание российского народа, приоритеты общественного и личностного развития, характер отношения человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни;

2) системы основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе;

3) системы ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования.

Для реализации этих функций Фундаментального ядра содержания общего образования в нем фиксируются:

базовые национальные ценности , хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях;

основные элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы;

универсальные учебные действия , на формирование которых направлен образовательный процесс. К ним относятся личностные универсальные учебные действия; ориентировочные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия.

Определение Фундаментального ядра содержания общего образования - важная составная часть новой концепции стандартов общего образования, исходящей, в частности, из тезиса о необходимости разделения проблемы обобщенных требований к результатам образования и проблемы конкретного содержания общего образования.

Первая проблема - общественно-политическая. Она связана с выявлением и фиксацией обобщенных современных запросов и ожиданий в сфере образования и требований к нему с точки зрения личности, семьи, общества и государства. Вторая проблема имеет научно-методический характер и соответственно должна решаться научным и педагогическим профессиональными сообществами.

Необходимость определения Фундаментального ядра содержания общего образования вытекает из новых социальных запросов, отражающих трансформацию России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале. Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и появления новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Новые социальные запросы определяют новые цели образования и стратегию его развития. Фундаментальное ядро содержания общего образования, в свою очередь, конкретизирует цели как результаты общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

Таким образом, Фундаментальное ядро содержания общего образования фактически нормирует содержание учебных программ и организацию учебной деятельности по отдельным учебным предметам. Оно также определяет элементы научного знания, культуры и функциональной грамотности, без освоения или знакомства с которыми уровень общего образования, достигнутый выпускником российской школы начала XXI столетия, не может быть признан достаточным для полноценного продолжения образования и последующего личностного развития.

Фундаментальное ядро как средство универсализации содержания общего образования позволяет реализовать важнейшие требования общества к образовательной системе:

сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;

обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях;

 достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования российской идентичности и общности всех граждан и народов России;

 формирование общего деятельностного базиса как системы универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.

Методологическую основу Фундаментального ядра содержания общего образования составляют принципы фундаментальности и системности, традиционные для отечественной школы. В этом контексте принципиальным является расхождение во взглядах: а) сторонников сохранения исторически сложившейся российской системы образования, ориентированной на фундаментальность знания (т.е. высокий научный уровень содержания общего образования); б) сторонников целесообразности перехода к принятой в ряде стран мира системе обучения, для которой характерен существенно более низкий уровень изложения основ наук по сравнению с уровнем российской школы.

При всех предшествующих разработках стандартов образования в качестве исходной методологической основы, определяющей объем содержания образования, использовали обязательный минимум содержания образования. В результате большинством педагогов понятия «стандарт образования» и «обязательный минимум» воспринимались как синонимы.

Ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок заключается в том, что суть его идеологии составляет переход от минимизационного подхода к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования, что и фиксируется термином «Фундаментальное ядро содержания общего образования». Подобный переход принципиально изменяет не только организацию, но и суть образовательного процесса. В эпоху становления экономики знаний значение принципа фундаментальности образования не просто возрастает, а становится важнейшим фактором развития инновационных технологий, определяющих конкурентоспособность страны. Вместе с тем, реализуя данный принцип, необходимо решительно освободиться от устаревшего, второстепенного, педагогически неоправданного материала.

Наряду с фундаментальными знаниями в документе определены основные формы деятельности и соответствующие им типы задач, умение решать которые свидетельствует о функциональной грамотности.

Теоретической основой Фундаментального ядра содержания общего образования являются ранее сформулированные в отечественной педагогике идеи:

«ядра» и «оболочек» школьных курсов (А.И. Маркушевич);

выделения «объема знаний» по предмету (А.Н. Колмогоров);

культурологического подхода к формированию содержания образования (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский);

 системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов, В. В. Рубцов).

В ходе реформы основного общего образования, проводившейся в нашей стране в 60-70-е гг. XX столетия, для решения проблем, связанных с принципиальной новизной содержания по ряду предметов и перегрузкой, А.И. Маркушевич выдвинул идею выделения «ядра» школьного курса (т.е. наиболее важной его части) и его «оболочек», варьирующихся в зависимости от интересов и способностей ученика, типа школы и т.д. Эта идея лежит в основе вариативности образования. В полной мере применительно к содержанию образования она не была реализована: «ядро» содержания образования в явном виде не выделено.

В это же время, предваряя разработку новой программы по математике, Комиссия по математическому образованию АН СССР под председательством академика А.Н. Колмогорова разработала краткий документ «Объем знаний по математике для восьмилетней школы». Он содержал описание ключевых фактов, понятий, идей, методов, теорий, которыми должен овладеть ученик по окончании восьмилетней школы. Распределение материала по классам, так же как и распределение учебного времени по темам, в этом документе не проводилось. После широкого обсуждения на основе этого документа были подготовлены подробные учебные программы. В начале 80-х гг. XX в. аналогичным образом была создана программа по математике, описывающая содержание образования на каждой ступени обучения и оставляющая больше свободы авторским коллективам учебников.

Согласно концепции культурологического подхода к формированию содержания образования (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский) источник формирования содержания общего образования - культура, т. е. наиболее значимые формы социокультурного опыта.

В соответствии с этой концепцией формирование содержания общего образования осуществляется в несколько этапов:

I этап (допредметный) - формирование общетеоретических представлений о составе и структуре содержания образования.

II этап (предметный) - определение состава учебных предметов, их конкретное наполнение и распределение по ступеням обучения.

III этап - создание учебных материалов.

IV этап - организация процесса обучения.

V этап - присвоение учениками нового содержания.

Создание Фундаментального ядра - важная часть допредметного этапа формирования содержания. Данную схему работы от ранее принятых существенно отличает то обстоятельство, что учебный план (распределение учебного времени и перечень предметов) не постулируется в самом начале, а предваряется большой аналитической работой.

Структуру учебной деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения на сегодняшний день наиболее полно описывает системно-деятельностный подход, базирующийся на теоретических положениях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Г. Асмолова, В.В. Рубцова. Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Концепция универсальных учебных действий также учитывает опыт компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки.

Следование этой теории при формировании содержания общего образования предполагает, в частности, анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение УУД, порождающих компетенции и ЗУН.

Концепция Фундаментального ядра синтезирует описанные идеи «ядра» и «оболочек», объема знаний, выделения допредметного этапа, системно-деятельностного подхода.

Разработка Фундаментального ядра осуществлялась с учетом рамочных ограничений, таких, как:

1) краткость фиксации обобщенных контуров научного содержания образования;

2) отказ от деталей сугубо методической природы и конкретных методических решений. Фундаментальное ядро определяет объем знаний, которым должен овладеть выпускник школы, но не распределение предлагаемого содержания по конкретным предметам и ступеням обучения;

3) описание в лаконичной форме областей знаний, представленных в современной школе, но не конкретных предметов.

Краткий формат Фундаментального ядра открывает возможность создать зону консенсуса для формирования ныне отсутствующего целостного взгляда на содержание школьного образования и на его основе приступить к решению проблемы межпредметных связей, согласуя научное знание различных областей на этапе предварительной разработки.

Критерии отбора и включения материала в Фундаментальное ядро в силу его огромного разнообразия вряд ли могут быть формализованы. В данном случае более существенны критерии невключения, т.е. в Фундаментальное ядро не должен входить архаичный, малозначительный и чрезмерно детализированный материал; не следует включать в него понятия и идеи, смысл которых не может быть достаточно популярно и полно раскрыт школьнику.

Создание Фундаментального ядра - начальный этап разработки нового содержания общего образования. Последующие этапы предполагают разработку концепций предметных областей, планируемых результатов обучения на выходе из ступеней обучения (начальная, основная и средняя (полная) школы), базисного учебного (образовательного) плана и примерных программ по предметам, учебно-методических комплексов нового поколения. При этом немаловажное значение имеет широкое обсуждение содержания Фундаментального ядра в научном и педагогическом сообществах и организация экспериментальной работы по апробации и внедрению нового содержания. Параллельно с разработкой нового содержания школьного образования должна вестись работа по соответствующему обновлению содержания педагогического образования.

фУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО СОДЕРЖАНИЯ

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИя

Возрождение на новой содержательной основе взаимосвязанных принципов фундаментальности и системности – ключевое отличие стандартов второго поколения от предшествующих разработок, базировавшихся на минимизированном подходе к конструированию образовательного пространства. (Дронов В.П., 2009.) Главное сегодня – обеспечение неразрывного двуединства знаниевой и функциональной составляющих образовательного процесса.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В Базисном учебном плане, Примерных программах начальной школы заложены основополагающие элементы научных знаний, культуры, фундаментальной грамотности, без освоения которых, уровень начального общего образования не может быть признан достаточным для продолжения образования в среднем звене и последующего личностного развития. Т.е. предполагается вооружить ребенка существенным, освободив его от устаревшего и неоправданного. А главное, предполагается переход от минимизированного перехода к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования и его системности. Это фиксируется термином «Фундаментальное ядро содержания общего образования». Для реализации этой главной задачи в Фундаментальном ядре содержания обще­го образования фиксируются:

основополагающие элементы научного зна­ния методологического, системообразующего, ценностного и мировоззренческого характера, как универсального свойства, так и отно­сящиеся к отдельным отраслям знания и культуры, предназначенные для обязатель­ного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы;

универсальные учебные действия, на фор­мирование которых направлен образовательный процесс. К ним относятся лично­стные универсальные учебные действия; регулятивные действия; познавательные действия; коммуникативные действия.

Иными словами, в Фундаментальном ядре определяются все те элементы науч­ного знания, культуры и функциональной грамотности, без освоения которых или знакомства с которыми уровень общего образования, достигнутый выпускником российской школы начала XXI столетия, не может быть признан достаточным для полноценного продолжения образования и последующего личностного развития.

Суть современных глобальных вызо­вов, проявляющаяся в очевидных тенден­циях формирования принципиально но­вой экономики, основанной на знаниях, быстром обновлении знаний и появлении новых профессий, по нашему мнению, обусловливает то, что методологической основой Фундаментального ядра обще­го среднего образования должны быть принципы фундаментальности и систем­ности.

Возрождение на новой содержательной основе этих принципов, некогда краеуголь­ных для отечественного образования; ключевое отличие нового образовательно­го стандарта от предшествующих разрабо­ток, базировавшихся на непродуктивной в современных условиях идеологии минимизационного подхода к конструированию образовательного пространства; постанов­ка во главу угла принципа фундаментально­сти образования, что и фиксируется тер­мином "Фундаментальное ядро содержа­ния общего образования", принципиально изменя­ет не только организацию, но и нацелен­ность образовательного процесса: только фундаментальность образования может обеспечить развитие инновационных тех­нологий, определяющих конкурентоспо­собность страны. Одновременно, исходя из этого, в содержании образования необ­ходимо решительно освободиться от уста­ревшего, второстепенного и неоправданного материала.

Наряду с фундаментальным знанием в документе определены основные формы деятельности и соответствующие типы задач, умение решать которые свидетель­ствует о функциональной грамотности.

Кроме этих общих методологических установок, при разработке Фундаменталь­ного ядра учитывался и ряд рамочных ог­раничений:

1) краткость фиксации обобщенных контуров научного содержания образова­ния;

2) отказ от деталей сугубо методиче­ской природы и конкретных методиче­ских решений (Фундаментальное ядро определяет объем знаний, которыми дол­жен овладеть выпускник школы, но не распределение предлагаемого содержа­ния по конкретным предметам и ступе­ням обучения);

3) описание в лаконичной форме обла­стей знаний, представленных в современ­ной школе, но не конкретных предметов.

Фундаментальное ядро содержания об­щего образования - базовый документ, необходимый для создания концепций образовательных областей, базисных учеб­ных планов, примерных программ, учеб­но-методических материалов и пособий. В целом краткий формат Фундаментального ядра открывает возможность создать зону консенсуса для формирования ныне отсут­ствующего целостного взгляда на содержа­ние школьного образования и на новой основе приступить к решению проблемы межпредметных связей, согласуя научное содержание различных областей знания на этапе предварительной разработки.

Фундаментальное ядро общего образования – документ, фиксирующий основополагающие элементы научного знания, обязательные для изучения в школе, а также обобщенное описание видов УУД.

Возрождение на новой содержательной основе взаимосвязанных принципов фундаментальности и системности – ключевое отличие стандартов второго поколения от предшествующих разработок, базировавшихся на минимизированном подходе к конструированию образовательного пространства. (Дронов В.П., 2009.) Главное сегодня – обеспечение неразрывного двуединства знаниевой и функциональной составляющих образовательного процесса. универсальных учебных действий.

Наряду с фундаментальным знанием в концепции фундаментального ядра содержания общего образования определены основные формы деятельности и соответствующие им типы задач, умение решать которые свидетельствует о фундаментальной грамотности учащегося.

В рассмотренных выше нормативных документах Требований к структуре основных образовательных программ заложены условия для формирования УУД, обеспечивающих умение учиться, основу формирования учебной деятельности.

Таким образом, Фундаментальное ядро общего образования призвано определить тот объем знаний, без понимания, усвоения или знакомства с которым современный человек не может считаться достаточно образованным, и тот объем универсальных учебных умений, который позволит человеку обучаться в течение всей жизни. (Г. Писаренко, 2009г.)

А на основе Фундаментального ядра общего образования соответственно определяется объём знаний, без понимания, усвоения или знакомства с которым выпускник начальной школы не сможет успешно учиться в основной школе. Этот объём знаний входит в обще-образовательную программу начального общего образования (ООПНО).

Пока ещё только разработаны, рассматриваются и готовятся к утверждению 2 проекта ФГОС общего образования (начальное общее образование). Авторы проектов:

1) Коллектив под руководством академика РАО А.А. Кузнецова и члена корреспондента РАО А. М. Кондакова.

2) Рабочая группа Института проблем образовательной политики «Эврика» под руководством А. И. Адамского.

Надеемся, что их разработчики не повторят ошибок прежних лет: избыток теоретических знаний; неоправданное «забегание вперёд» путём введения материала, который будет изучаться в старших классах (а может и не изучаться – и такое бывает!); введение иной «самостийной» термино-логии для понятий, принятых в науке.


Программа

... общего образования 2-го поколения, Фундаментального ядра содержания общего образования общего образования , представленных в Фе­деральном государственном стандарте общего образования ...

  • Основная образовательная программа начального общего образования (2)

    Плана; Фундаментального ядра содержания общего образования ; Программы формирования... общего образования , базируются на Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), современных педагогических технологиях, общей концепции ...

  • Образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

    Образовательная программа

    ... Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования , представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования ... начального общего образования и Концепции духовно- ...

  • Основная образовательная программа начального общего образования на 2014-2018 г

    Основная образовательная программа

    ... Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования , фундаментального ядра содержания общего образования ...

  • Основная образовательная программа основного общего образования на период 2013-2017 г

    Основная образовательная программа

    Ступени основного общего образования », «Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России», «Фундаментальное ядро содержания общего образования », в которых...

  • Фундаментальное ядро содержания Федеральных государственных образовательных стандартов

    • Криволапова Н.А.
    • первый проректор, д.п.н., профессор
    • Индустриальное
    • общество
    • Постиндустриальное
    • (информационное)
    • общество
    • глобализация
    • Образование
    • На всю жизнь
    • Образование
    • в течении всей жизни
    • Быстрый рост
    • знаний
    Особенности ФГОС
    • На первый план выходят – общеучебные умения общеинтеллектуального характера (анализ, синтез,сопоставление и т.д.), не связанные с конкретной предметной деятельностью, но формируемые в рамках конкретных учебных предметов.
    На что ориентирован стандарт?
    • МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты – метапредметные знания и обобщенные способы деятельности, освоенные обучающимися в процессе изучения нескольких или всех учебных предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в различных жизненных ситуациях.
    • ЛИЧНОСТНЫЕ результаты – ценностные ориентации выпускников соответствующей ступени общего образования, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы деятельности, в т.ч. образовательной, социальные чувства, личностные качества.
    Фундаментальное ядро содержания образования
    • фиксирует основополагающие элементы научного знания: ведущие научные теории и идеи, методы научного познания, фундаментальные категории и понятия, важнейшие события и явления.
    • Это понятийно-терминологический (методологический) раздел (комплекс знаний…) Методология –наука об организации деятельности (методах, средствах и т.д.)-слайды ниже…
    • Состав фундаментального ядра общего образования
    • Основополагающие элементы научного знания:
    • - ведущие идеи и теории
    • - ключевые факты
    • -основные понятия
    • - методы
    • Универсальные учебные действия
    • личностные
    • регулятивные
    • - познавательные
    • ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ
    • Фундаментальное ядро – средство
    • Универсализации образования
    • ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО обеспечивает выполнение важнейших требований общества к образовательной системе:
    • Сохранение единства образовательного пространства и преемственности ступеней образовательной системы
    • Обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях
    • Достижение социальной консолидации и согласия на основе формирования гражданской идентичности и общности всех граждан и народов России
    • Формирование общего деятельностного базиса личности, как системы универсальных учебных действий
    • Место и назначение Фундаментального ядра
    • в системе нормативного обеспечения стандартов
    • ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА
    • Базисный учебный план
    • Планируемые результаты обучения
    • ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ
    • Программа формирования универсальных учебных действий
    • ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
    • ПРИМЕРНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ
    Примерные программы по учебным предметам Программа формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
    • Она содержит:
    • описание ценностных ориентиров образования на ступени основного общего образования;
    • описание преемственности программ формирования универсальных учебных действий при переходе от основного к среднему общему образованию;
    • связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
    • характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
    • типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
    Теоретические положения концепции УУД
    • Компетентностный подход
    • Проблемно ориентированное развивающее образование
    • Личностно-ориентированное развивающее образование
    • Смысловая педагогика вариативного развивающего образования
    Основная педагогическая задача –
    • Основная педагогическая задача –
    • организация условий, инициирующих
    • детское действие
    • Системно-деятельностный подход
    • Чему учить?
    • Обновление
    • содержания
    • образования
    • Как учить?
    • Обновление
    • средств, методов и
    • технологий
    • обучения
    • Ради чего
    • учить?
    • Ценности
    • образования
    • Начальная школа
    • Основная школа
    • Ведущая
    • деятельность –
    • учебная деятельность
    • Ведущая деятельность-
    • деятельность
    • межличностного
    • общения
    • Умение учиться
    • в общении
    Системно-деятельностный поход обеспечивает
    • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
    • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
    • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
    • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
    • Универсальные учебные действия – совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
    Универсальные учебные действия
    • личностные
    • регулятивные
    • познавательные
    • коммуникативные
    Планируемые результаты: три основные группы
    • Личностные
    • Метапредметные
    • Предметные
    • Самоопределение:
    • Внутренняя позиция школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка:
    • Регулятивные:
    • Управление своей деятельностью;
    • Контроль и коррекция;
    • Инициативность и самостоятельность
    • Смыслообразование:
    • Мотивация (учебная и социальная);
    • границы собственного знания и незнания.
    • Коммуникативные:
    • речевая деятельность;
    • Навыки сотрудничества
    • Ценностная и морально-этическая ориентация:
    • способность решения моральных проблем; оценка своих поступков
    • Познавательные:
    • работа с информацией и учебными моделями;
    • Использование знаково-символических и общих схем..
    • Основы системы научных знаний
    • Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания
    • Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
    Личностные УУД
    • Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся
    • Построение
    • «Я - образа»;
    • Формирование
    • идентичности
    • личности;
    • Личностное,
    • профессиональное,
    • жизненное
    • самоопределение;
    • Построение
    • жизненных
    • планов.
    • Поиск ответа на
    • вопрос:
    • Какой смысл
    • для меня
    • имеет учение?
    • Выделение
    • морально-этического
    • аспекта в
    • событиях и действиях;
    • Построение системы
    • нравственных
    • ценностей;
    • Нравственно-этическое
    • оценивание;
    • Осуществление
    • личностного
    • выбора;
    • Самопознание и самоопределение
    • смыслообразование
    • Нравственно-этическая ориентация
    Регулятивные УУД обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности
    • целеполагание
    • планирование
    • прогнозирование
    • контроль
    • коррекция
    • Оценка
    • обеспечивают учащимся организацию их учебной
    • деятельности.
    • Целеполагание -постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно
    • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий
    • - прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик
    • - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию
    • - саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий
    • - коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
    • - оценка - выделение и осознание учащимся того, что и в какой мере уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения
    • Регулятивные УУД
    Познавательные УУД
    • - умения, обеспечивающие четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач.
    • общеучебные,
    • логические,
    • действия, связанные с разрешением проблемной ситуации (недостающ. информации неопределенности), а также постановка и решение проблемы.
    • Познавательные УУД
    - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
    • - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
    • - деятельность информационного поиска в соответствии с задачей (поиск и выделение необходимой информации); применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;не просто хождение в инет, что найдется, а адресный запрос, поиск, регулируемый задачей
    • - структурирование знаний;
    • - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
    • - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
    • - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
    • - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой
    • Общеучебные УУД
    - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
    • - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
    • знаково-символические действия
    • - моделирование (кодирнование и декодирнование инфорацмм)- преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
    • - преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область
    • Общеучебные УУД
    - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
    • - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
    • - синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
    • - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
    • - подведение под понятие, выведение следствий;
    • - установление причинно-следственных связей;
    • - построение логической цепи рассуждений;
    • - доказательство;
    • - выдвижение гипотез и их обоснование.
    • Постановка и решение проблемы :
    • - формулирование проблемы;
    • - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
    • Логические УУД
    Коммуникативные УУД
    • Определение цели
    • и функций участников;
    • способов взаимодействия
    • Выявление сути конфликта,
    • поиск различных способов
    • его разрешения;
    • принятие и реализация
    • решения
    • Инициативное
    • сотрудничество
    • в поиске
    • информации
    • Планирование
    • учебного
    • сотрудничества
    • Постановка
    • вопросов
    • Разрешение
    • конфликтов
    • Контроль, коррекция,
    • оценка его действий
    • Владение монологичной
    • и диалогичной формами речи
    • в соответствии
    • с нормами языка
    • Управление
    • поведением
    • партнера
    • Умение
    • выражать
    • свои мысли
    Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.
    • Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.
    • Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.
    • Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении. Режим доступа:
    • Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника. Режим доступа:
    • Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности. Режим доступа:
    • Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. Режим доступа:
    • Деятельностный метод в школе. Режим доступа:
    • Системно-деятельностный подход в обучении. Режим доступа:
    • Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС. Режим доступа:
    • Ярцева, С. В. Реализация системно-деятельностного подхода при обучении биологии / С. В. Ярцева // Биология в школе. - 2010. - N6. - С. 23-27.Хуторский, А. Деятельность как содержание образования /А. Хуторский //Народное образование.- 2003.- №8.-С.107-114
    • Дмитриев, С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003.- N 6. - С. 30-39.
    • Гревцова, И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /И. Гревцова // Школьные технологии. - 2003. - № 6. - С.
    • Купавцев,А.В. Деятельностный аспект процесса обучения/А.В. Купавцева // Педагогика.- 2002.-№6.-С.44-66. 15. Леонтьев,А.А. Что такое деятельностный подход в образовании /А.А. Леонтьева //Начальная школа плюс.-2001.-№1-С.3-6.

    Товарищи! Давайте-ка сегодня подступимся к вкусной и волнующей теме образовательных стандартов. У этой проблемы ноги растут из нескольких краеугольных положений:
    1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
    2. Концепция долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации.
    3. Фундаментальное ядро содержания общего образования.
    4. Послание Президента Федеральному Собранию.
    5. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации.

    Эти вещи мы рассмотрим по отдельности, начиная с фундаментального ядра . Фундаментальное ядро содержания общего образова ния — базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий. Ядро включает базовые национальные ценности, основополагающие элементы научного знания и универсальные учебные действия. Давайте проведем экспресс-осмотр всех этих вещей.

    География

    Изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально ориентированное пред ставление о Земле как планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной жизни. География — един ственная наука, изучающая природные и общественные явле ния, структуру, функционирование и эволюцию географиче ской оболочки в целом, отдельных ее частей, природных и природно-общественных геосистем и их компонентов в целях научного обоснования территориальной организации общест ва. Кроме того, география — единственная наука, которая знакомит учащихся с территориальным (региональным) под ходом как особым методом научного познания и инструмен том воздействия на природные и социально-экономические

    процессы.

    природы, населения и хозяйства Земли (повышение уровня культуры в обществе), ознакомление с сущностью природных и техногенных процессов в целях личной безопасности.


    История

    Необходимость изучения истории в школе обусловливается ее познавательными и мировоззренческими свойствами. Глав ная задача школьного исторического образования — формиро вание у учащихся исторического мышления как основы граж данской идентичности ценностно-ориентированной личности.

    Основные цели изучения истории в школе:


    • формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире;

    • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нрав ственной сферах; выработка в доступной для учащихся форме на основе обобщения фактического материала проблемного, диалектического понимания истории; усвоение интегративной системы знания об истории человечества при особом внима нии к месту и роли России во всемирно-историческом про цессе;

    • воспитание учащихся в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального го сударства, построенного на основах равенства всех народов России, в духе патриотизма и интернационализма, во взаи мопонимании и уважении между народами, неприятии шови низма и национализма в любой их форме, милитаризма и пропаганды войны; развитие у учащихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем современности;

    • развитие способностей учащихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, со бытия и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообус ловленности с учетом принципов научной объективности и историзма;

    • формирование у учащихся общественной системы ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессив ности общественного развития и осознания приоритета обще ственного интереса над личностным и уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;

    • выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни;

    • развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов.

    А вот уже неплохо увязывается с путинским единым учебником по истории .

    Обществознание

    В науковедении термин «обществоведение» («обществознание») объединяет все науки об обществе. В системе обра зования обществоведением (обществознанием) называют учебную дисциплину, представляющую систему знаний об об ществе, кроме исторических, которые даны в другом учебном предмете — истории. Обществоведение изучается с опорой на исторические знания. История изучается с использованием понятий, формируемых в курсе обществознания. Оба предме та взаимосвязаны, но не заменяют друг друга. В курсе исто рии изучается прошлое в его конкретном, неповторимом об лике; в курсе обществоведения знания об обществе представ лены в обобщенном виде и в наибольшей степени обращены к современности. Оба учебных предмета имеют самостоятель ную ценность.

    Обществоведческое образование — необходимое условие оптимальной социализации личности, содействующее ее

    вхождению в мир человеческой культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению уни кального и неповторимого собственного «Я».

    А теперь сравните это с тем приснопамятным учебником ...

    Математика

    Математика — наука о наиболее общих и фундаментальных структурах реального мира, дающая важнейший аппарат

    и источник принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Весь научно-технический

    прогресс человечества напрямую связан с развитием математики. Поэтому, с одной стороны, без знания математики

    невозможно выработать адекватное представление о мире. С другой стороны, математически образованному человеку лег че войти в любую новую для него объективную проблематику.

    Математика позволяет успешно решать практические задачи: оптимизировать семейный бюджет и правильно распре делять время, критически ориентироваться в статистической, экономической и логической информации, правильно оцени вать рентабельность возможных деловых партнеров и предло жений, проводить несложные инженерные и технические рас четы для практических задач.

    Математическое образование — это испытанное столетиями средство интеллектуального развития в условиях мас сового обучения. Такое развитие обеспечивается принятым в качественном математическом образовании систематичес ким, дедуктивным изложением теории в сочетании с ре шением хорошо подобранных задач. Успешное изучение математики облегчает и улучшает изучение других учебных дисциплин.

    Математика наиболее точная из наук. Поэтому учебный предмет «Математика» обладает исключительным воспита тельным потенциалом: воспитывает интеллектуальную кор ректность, критичность мышления, способность различать обоснованные и необоснованные суждения, приучает к про должительной умственной деятельности.
    Как говорится, "каждый день мы используем числа "...

    Информатика

    Информатика — это научная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в различных сре дах, а также о методах и средствах их автоматизации.

    Информационные процессы — фундаментальная реальность окружающего мира и определяющий компонент совре менной информационной цивилизации. Информатика дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов в естественно-научных областях, социологии, экономике, исто рии и др.

    Информатика еще не оформилась как дедуктивная теория, тем не менее в процессе преподавания этой дисциплины сло жилась вполне определенная система понятий и логика их развития: от информационных процессов как феномена ре альности к информационным моделям как инструменту по знания этого феномена с переходом на области применения полученных знаний.

    Основные цели изучения информатики в школе:


    • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, сис темах, технологиях и моделях;

    • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

    • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения,

    • избирательного отношения к полученной информации;

    • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств инфор мационных и коммуникационных технологий (ИКТ), органи зовывать собственную информационную деятельность и пла нировать ее результаты;

    • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллек тивных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

    Достижение указанных целей в полном объеме возможно в том случае, если в рамках образовательного процесса и са мостоятельной работы учащимся обеспечен доступ к сред ствам информационных и коммуникационных технологий

    (компьютерам, устройствам и инструментам, присоединяемым к компьютерам, бескомпьютерным информационным

    ресурсам).


    Физика

    Физика — наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, зако ны ее движения. Основные понятия физики и ее законы используются во всех естественных науках.

    Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем гу манитарный потенциал физики в формировании общей кар тины мира и влиянии на качество жизни человечества очень высок.

    Физика — экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путем. Построением теоретических моде лей физика дает объяснение наблюдаемых явлений, форму лирует физические законы, предсказывает новые явления, создает основу для применения открытых законов природы в человеческой практике. Физические законы лежат в осно ве химических, биологических, астрономических явлений.

    В силу отмеченных особенностей физики ее можно считать основой всех естественных наук. В современном мире роль физики непрерывно возрастает, так как физика является основой научно-технического прог ресса. Использование знаний по физике необходимо каждо му для решения практических задач в повседневной жизни.

    Устройство и принцип действия большинства применяемых в быту и технике приборов и механизмов вполне могут стать хорошей иллюстрацией к изучаемым вопросам.

    Химия

    Школьный курс химии включает объем химических знаний, необходимый для формирования в сознании школьни ков химической картины мира. Эти знания наряду с физи ческими находятся в центре естествознания и наполняют конкретным содержанием многие фундаментальные представ ления о мире. Кроме того, определенный объем химических знаний необходим как для повседневной жизни, так и для де ятельности во всех областях науки, народного хозяйства, в том числе не связанных с химией непосредственно. Хими ческое образование необходимо также для создания у школь ника отчетливых представлений о роли химии в решении экологических, сырьевых, энергетических, продовольствен ных, медицинских проблем человечества.


    Биология

    Основные цели изучения биологии в школе:


    • формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, био логических системах;

    • овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов;

    • овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности;

    • воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т. е. гигиенической, генети ческой и экологической грамотности;

    • овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здо ровью других людей и собственному организму.

    В то же время существует православная биология ...

    Искусство

    Искусство — особая форма общественного познания и способ художественного освоения мира. Значение искусства

    для общеобразовательной школы определяется в первую очередь его содержанием — нравственно-эстетическим опытом человечества, накопленным на протяжении многих веков.

    Современное понимание специфики познавательных процессов, сама природа мышления человека, где присутствует ра циональное (научное) и образное, эмоциональное восприя тие мира, делают искусство незаменимым для гармоничного и всестороннего развития учащихся.

    Потенциал искусства неизмеримо огромен в отношении воспитания эстетических чувств и эмоциональной культуры,

    формирования у подрастающего поколения национального самосознания, межкультурного взаимодействия и чувства от ветственности. Обучение искусству непосредственно связано с развитием творческих способностей человека, с продуктив ной художественно!творческой деятельностью, базирующейся на образной природе искусства, природе художественного творчества и родовой способности человека творчески осваи вать мир.

    Цель обучения искусству в школе — воспитание художественной культуры как части всей духовной культуры уча щихся на основе специфических методов эстетического по знания (наблюдение искусства, постижение мира через пере живание, художественное обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса). Логика изучения искусства в школе обусловлена тысячелетней историей развития его отдельных видов, сущест вующим многообразием художественного творчества и все мирным духовным наследием непреходящей значимости: «Изобразительное искусство» и «Музыка»; «Искусство» (ин тегрированный курс); «Мировая художественная культура».

    Физическая культура

    Физическая культура как инвариантная образовательная дисциплина Базисного учебного плана занимает особое мес то в системе школьного образования, обеспечивая единство физического, духовного и социального развития учащихся.

    Имея в качестве учебного предмета исторически сложившуюся область культуры, данная дисциплина позволяет пред метно формировать культуру движений, культуру телосложе ния и культуру здоровья. Последняя заключается в высоком уровне функциональных возможностей основных систем ор ганизма, достаточной его адаптивности и устойчивости к не благоприятным факторам внешней среды, развитии физичес ких качеств и психофизических способностей.

    С учетом всего сказанного выше дисциплина «Физическая культура» в содержании общего образования представляется предметом физкультурной деятельности, ориентированной на формирование разносторонне физически развитой личнос ти, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собствен ного здоровья, оптимизации трудовой деятельности, органи зации активного отдыха и досуга.

    Основы безопасности жизнедеятельности

    Безопасность — это защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внут ренних угроз. В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью для каждого человека. Они угрожают его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде, обществу и государству.

    В настоящее время решение вопросов обеспечения безопасности стало одной из насущных потребностей каждого

    человека, общества и государства. Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% слу чаев причиной гибели людей является человеческий фактор.

    Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных

    ситуациях.

    Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует усиления подготовки подрастаю щего поколения россиян в области безопасности жизнедея тельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности жизнеде ятельности, в том числе здорового образа жизни.


    Универсальные учебные действия

    Это не что иное, как "умение учиться". Подразделяется на личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный блоки. В тексте эти вещи описаны подробно, но мы не будем на этом останавливаться.

    Вывод

    Фундаментальное ядро приятно во всех отношениях, и тем сильнее нас интригует вопрос: почему инициативы власти в области образования идут вразрез с этим программным документом? Мы попытаемся выяснить это в дальнейших постах, оставайтесь на связи.

    ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    КОНЦЕПЦИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ЯДРА СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


    Фундаментальное ядро содержания общего образования - базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий. Его основное назначение в системе нормативного сопровождения стандартов - определить:
    1) систему ведущих идей, теорий, основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе;
    2) состав ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебных действий, адекватных требованиям стандарта к результатам образования.
    Для реализации этих функций в Фундаментальном ядре содержания общего образования фиксируются:
    · основополагающие элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы, как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры;
    ·
    универсальные учебные действия , на формирование которых направлен образовательный процесс. К ним относятся личностные универсальные учебные действия; регулятивные действия; познавательные действия; коммуникативные универсальные учебные действия. Определение Фундаментального ядра содержания общего образования - важная составная часть новой концепции стандартов общего образования, исходящей, в частности, из тезиса о необходимости разделения проблемы обобщенных требований к результатам образования и проблемы конкретного содержания общего среднего образования.
    Таким образом, Фундаментальное ядро содержания общего образования фактически нормирует и содержание учебных программ, и организацию учебной деятельности по отдельным учебным предметам, определяя элементы научной и функциональной грамотности, без освоения которых или без знакомства с которыми уровень общего образования, достигнутый выпускником российской школы начала XXI столетия, не может быть признан достаточным для полноценного продолжения образования и последующего личностного развития.
    Фундаментальное ядро как средство универсализации содержания общего образования позволяет реализовать важнейшие требования общества к образовательной системе:
    · сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;
    · обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях;
    · достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования гражданской идентичности и общности всех граждан и народов России;
    · формирование общего деятельностного базиса как системы универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познаниии преобразовании окружающего мира.
    Теоретическая основа Фундаментального ядра общего образования - ранее сформулированные в отечественной педагогике и психологии идеи:
    · «ядра» и «оболочки» школьных курсов (А. И. Маркушевич);
    · выделения «объема знаний» по предмету (А. Н. Колмогоров);
    · культурологического подхода к формированию содержания образования (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский);
    · системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов, В. В. Рубцов).
    I этап (допредметный) - формирование общетеоретических представлений о составе и структуре содержания образования.
    II этап (предметный) - определение состава учебных предметов, их конкретное наполнение и распределение по ступеням обучения.
    III этап - создание учебных материалов.
    IV этап - организация процесса обучения.
    V этап - присвоение учениками нового содержания.

    Универсальные учебные действия
    Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.
    В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
    В более узком (собственно психологическом) значении термин «универсальные учебные действия» можно определить, как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
    Функции универсальных учебных действий включают:
    - обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
    - создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
    - обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

    Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса.
    Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.
    Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
    Существенное место в преподавании школьных дисциплин должны также занять так называемые метапредметные учебные действия. Под «метапредметными» (т. е. «надпредметными» или «метапознавательными») действиями понимаются умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью, будь то определение стратегии решения математической задачи, запоминание фактического материала по истории или планирование совместного (с другими учащимися) лабораторного эксперимента по физике либо химии.
    Виды универсальных учебных действий
    В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный;
    4) коммуникативный. Представим названные блоки УУД несколько подробнее.
    В блок личностных универсальных учебных действий входит жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовность к жизненному и личностному самоопределению, знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.
    В процессе самоопределения человек решает две задачи: построение индивидуальных жизненных смыслов и построение жизненных планов во временной перспективе (жизненного проектирования). Применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно ориентированном обучении. Это, во-первых, действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом - продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и смысл имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать. Во-вторых, это действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей.
    В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Наконец, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта), к преодолению препятствий.
    В блоке универсальных действий познавательнойнаправленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические и логические, действия постановки и решения проблем. К общеучебным действиям относятся: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).
    Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Соответственно в состав коммуникативных действий входят: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение
    конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиски оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

    НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


    1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

    Стандарт включает в себя требования:

    к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

    к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

    к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

    Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования.

    2. Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья.

    3. Стандарт является основой объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени начального общего образования.

    4. Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования составляет четыре года.

    5. Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

    6. Стандарт направлен на обеспечение:

      равных возможностей получения качественного начального общего образования;

      духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

      преемственности основных образовательных программ начального общего образования;

      сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации;

      формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования ;

      условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

    7. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

    воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

    обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

    разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);

    8. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:

    становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

    формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

    духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

    укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

    Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы») :

    Любящий свой народ, свой край и свою Родину;

    Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

    Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

    Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

    Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

    Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

    Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

    Требования к результатам освоения
    основной образовательной программы начального общего образования

    9. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
    личностным , включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
    метапредметным , включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
    предметным , включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

    10. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

    1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
    2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
    3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
    4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
    5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
    6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
    7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
    8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
    9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
    10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

    11. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

      овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

      освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

      формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

      формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

      освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

      активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

      использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

      овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

      овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

      готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

      определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

      овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

    12. П редметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы , должны отражать:

    12.1. Филология

    Русский язык. Родной язык:

      формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

      понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

      сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

    Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке:

      понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

      осознание значимости чтения для личного развития;

      понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

      умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Иностранный язык:

      приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;

      сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах.

    12.2. Математика и информатика:

      приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

      умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;

      приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

    12.3. Обществознание и естествознание (Окружающий мир):

      понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

      сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

      осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

      освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

      развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

    12.4. Основы духовно-нравственной культуры народов России:

      готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

      знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

      понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

      формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

      первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

      становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

      осознание ценности человеческой жизни.

    12.5. Искусство

    Изобразительное искусство:

      сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

      сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

    Музыка:

      сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;

      сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края;

      умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

      использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

    12.6. Технология:

      получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

      усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

      приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

    12.7. Физическая культура:

      формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека;

      овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);

      формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

    13. При итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках контроля успеваемости в процессе освоения содержания отдельных учебных предметов должна учитываться готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе: системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, технологии; обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности; коммуникативных и информационных умений; системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.

    Итоговая оценка качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования осуществляется образовательным учреждением.
    Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования.
    В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие:
    результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
    результаты итоговых работ , характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.
    Итоговая оценка освоения основной образовательной программы начального общего образования проводится образовательным учреждением и направлена на оценку достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...