Мир с точки зрения астронома. "Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы". Самостоятельное применение знаний



Кто такие астрономы и что такое астрономия?


Слово «астрономия» происходит от двух греческих слов: -

«астрон» – звезда и «номос» – закон.

Астрономия – наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом.

Астроном – специалист по астрономии.



Астрономия – самая древняя из наук. Первых астрономов называли звездочётами . Известно, что даже пещерные люди наблюдали звёздное небо, потому что на стенах пещер найдены его рисунки.





С точки зрения астрономов мир – это Вселенная или космос.

Как возникла Вселенная?


Предположительно, Вселенная возникла в резуль-

тате невообразимо мощного Большого Взрыва около 18 миллиардов лет назад. К моменту взрыва все вещество Вселенной было спрессовано в одну невероятно раскаленную массу. Взрыв разметал его по всему пространству. Из этого первичного вещества сформировались галактики, звезды и планеты.


Меркурий


Это интересно!

Характерной особенностью комет является то, что при сближении с Солнцем у них появляется и увеличивается хвост, направленный всегда в сторону от Солнца. Иногда кометы бывают столь яркими, что привлекают всеобщее внимание. В прошлом появление ярких комет вызывало у людей страх.


Это интересно!

Астероид (малая планета) - сравнительно небольшое каменистое небесное тело, множест-

во которых обращается вокруг Солнца. Первый астероид, Церера, был обнаружен в 1801; с тех пор их постоянно ищут и регулярно открывают новые.


Это интересно!

Метеориты - камни или куски железа, упавшие на Землю, из межпланетного пространства. Это фрагменты астероидов и комет. Метеориты делят на «упавшие» и «найденные».


Солнце и движущиеся вокруг него

небесные тела составляют Солнечную систему .


Наша планета Земля – часть Солнечной системы.

Земля движется вокруг Солнца со скоростью 30 км в секунду. Одновременно вместе с Солнцем она движется среди других звёзд, а вместе с ними – в пространстве Вселенной.


Что вам известно о Солнце?

Небесное тело

Даёт свет и тепло

Имеет форму шара



  • Прочитайте статью на с. 6-7 учебника.

Вставьте в текст недостающие данные.

Слова записывайте на листочке в столбик.

Солнце – ближайшая к Земле … . Это огромное … космическое тело. Солнце имеет форму … . Диаметр Солнца в … раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в … раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца - … километров. Температура на поверхности Солнца - … градусов, а в его центре - …градусов.


  • звезда
  • раскалённое
  • шара
  • 109
  • 330 тысяч
  • 150 миллионов
  • 6 тысяч
  • 15 – 20 миллионов

Подведём итоги:

  • Что изучает астрономия?
  • Приведите примеры небесных тел.
  • Что такое Солнечная система?

4. Как наблюдать за Солнцем, чтобы не испортить зрение?

1. Обучающая: познакомить учащихся с планетами Солнечной системы, сформировать представление о них; дать представление о звёздах, кометах, туманностях; познакомить с созвездиями как участками звёздного неба; учить находить созвездия на звездной карте и в ночном небе.

2. Развивающая : развивать познавательный интерес учащихся, умение наблюдать и анализировать, а также развивать память, внимание, речь посредством работы в группах, составлении связного текста научного характера.

3. Воспитывающая: воспитание человека, осознающего своё место и место человечества в окружающем его мире, воспитание любви к родной планете – Земля.

ЗАДАЧИ:

  • познакомить учащихся с планетами солнечной системы;
  • познакомить с понятиями: “планеты”, “кометы”, “метеориты”, “созвездия”;
  • развивать словарный запас детей путём знакомства с новыми терминами;
  • развивать познавательный интерес учащихся, умение наблюдать и анализировать
  • учить учащихся пользоваться дополнительной литературой, работать со словарём;
  • заинтересовать учащихся исследовательской работой на уроке, учить отбирать и анализировать информацию.
  • ТИП УРОКА:

    урок изучения нового материала

    ВИД УРОКА:

    урок с применением и использованием мультимедиа

    ОБОРУДОВАНИЕ:

    Интерактивная доска, компьютер, карта полушарий, тексты для работы в парах, кроссворды для работы в группах, тесты для индивидуальной работы, фотоматериалы.

    ПЛАН УРОКА:

    I. Организационный момент.

    II. Сообщение темы и целей урока

    • Актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала

    III.Изучение нового материала

    • Работа над темой “Вселенная”
    • Работа над темой “Солнце”

    IV.Закрепление нового материала

    • Работа в парах,проверка задания.

    V. Изучение нового материала

    5.1. Работа над темой “Наша планета – Земля”

    • Работа в группах
    • Проверка новых полученных знаний.

    5.2. Работа над темой “Планеты Солнечной системы”

    5.3. Закрепление изученного материала

    VI. Физкультурная минутка.

    VII. Новый материал

    VIII. Подведение итогов: Тест “Планеты Солнечной системы”

    IX. Домашнее задание

    КОММЕНТАРИЙ – ПОЯСНЕНИЕ К УРОКУ

    Данная разработка мультимедийного урока ориентирована на учителей, работающих с учебным комплектом А. А. Плешакова. Он содержит весь необходимый материал для полноценного проведения урока по теме “Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы.” по курсу “Окружающий мир” в 4 классе общеобразовательных школ.

    Одним из средств, обеспечивающих высокий уровень мыслительной деятельности учащихся, является использование занимательности и наглядности на уроках окружающего мира в начальной школе. Занимательность и наглядность вызывают у детей младшего школьного возраста интерес к знаниям, в результате чего появляется желание учиться, повышается уровень мотивации.

    На данном уроке предлагаются следующие формы работы: индивидуальная, групповая, работа в парах. Здесь реализуется занимательность в процессе активной индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, через их труд и поиск, через соревнование и дидактическую игру, без которой не может быть полноценного умственного развития

    Данный урок предлагается провести с использованием новых информационных технологий - мультимедиа, внедрение которых в образовательный процесс неизбежно. Преследуются следующие цели применения мультимедийной системы:

      стимулирование восприятия и осознания новой для детей информации;

      повышение мотивации учащихся;

      развитие навыков совместной работы;

      формирование более глубокого понимания и восприятия новых знаний.

    Мультимедийные технологии в сочетании с традиционными формами работы на уроке перспективны в плане развития коммуникативных навыков учащихся. Применение мультимедийных технологий оказывает существенную помощь учащимся, когда во время устного выступления учителя или ученика на экране появляются заранее подготовленные ключевые слова, основные тезисы, краткие цитаты, разнообразный иллюстрированный материал.

    Данный урок может быть использован учителями, работающими по курсу “Окружающий мир” других авторов учебных комплектов.

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент

    Здравствуйте, мои юные друзья! Я рада встрече с вами! Сегодня я предлагаю вам посмотреть на мир глазами астрономов. Но сначала мы должны выяснить, кто такие астрономы и что такое астрономия. Я готова выслушать ваши предположения.

    (Дети высказывают свои предположения)

    2. Сообщение темы и целей урока

    Нам предстоит многое узнать: что же такое астрономия, кто такие астрономы, какие планеты входят в состав Солнечной системы, раскрыть их секреты. Поговорим о спутниках этих планет. Узнаем, что такое туманности, созвездия. А для этого нам нужны хорошие знания, ум и смекалка, умение анализировать и, конечно, быть дисциплинированными. (слайд 1 (см. презентацию)).

    • Актуализация знаний
    • , необходимых для изучения нового материала

    Чтобы быть более точными в высказываниях, обратимся за помощью к Господину Словарю С. И. Ожегова (Работа со словарём. Астрономия – наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом.)

    А как вы думаете, кто такие астрономы? (Работа со словарём. Астроном – специалист по астрономии.)

    Мы с вами выяснили, что такое астрономия и кого называют астрономами. Астрономия – самая древняя из наук. Первых астрономов называли звездочетами. Известно, что даже пещерные люди наблюдали звездное небо, потому что на стенах пещер найдены рисунки. (слайд 2)

    3.Изучение нового материала

    • Работа над темой “Вселенная”

    С точки зрения астрономов мир – это Вселенная или Космос. (слайды 3 – 7)

    Солнце и движущиеся вокруг него тела составляют Солнечную систему.

    Планеты у Солнца танцуют как дети:
    Меркурий заводит их хоровод,
    Чуть дальше Венера в пространстве плывёт.
    Встречаем мы Землю рядом с Луной
    И огненный Марс, что кружит за Землёй.
    За ними – Юпитер, из всех великан,
    И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
    Последние три едва различимы,
    Мрачны и холодны, но их отличим мы:
    Уран и Нептун, и кроха Плутон.

    Это стихотворение поможет вам запомнить названия планет Солнечной системы и их расположение относительно Солнца.

    Кроме планет, во Вселенной бесчисленное множество звезд и других небесных тел. (слайды 8 – 10)

    Существует несколько гипотез (предположений) о том, как родилась Солнечная система. Одни ученые считают, что это произошло в результате космической катастрофы, когда с Солнцем столкнулась комета, и тогда из раскаленного солнечного вещества образовались сгустки, которые постепенно сформировались в шары и стали планетами.

    Другая гипотеза гласит, что Солнце и планеты возникли из одного и того же вращающегося раскаленного облака газа.

    Сторонники третьей гипотезы утверждают, что планеты вообще никогда не были раскаленными шарами и возникли из холодного вещества. Это была окружающая Солнце туманность, состоящая из газа и пыли.

    • Работа над темой “Солнце”

    А сейчас предлагаю вам загадку. Разгадав её, вы узнаете, о чём следующая страничка нашего урока. (слайды 11 – 12)

    Голубой платок,
    Алый клубок
    По платку катается,
    Людям улыбается. (Солнце и небо)

    Что вы можете сказать о Солнце из этой загадки? (Солнце похоже на клубок, значит, оно круглое или имеет форму шара)

    Что ещё можно сказать о Солнце? (Солнце находится на небе, значит, это небесное тело.)

    Молодцы! Вы дали Солнцу две важные характеристики. Что вы можете сказать о Солнце из личных наблюдений? (Солнце даёт нам свет и тепло)

    И это тоже верное высказывание. Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще в глубокой древности и почитали Солнце как божество. Они называли его по-разному: В Древней Греции Солнце называли Гелиос, в Египте – Ра, а наши предки славяне – Ярило. В честь Солнца слагались гимны. Вот один из гимнов древнегреческого поэта Гомера:

    Солнце в движении вечном бледнеть заставляет светила,

    Солнце сияньем пурпурным земли заливает пределы.

    Солнце – друг земледельца, ко всем морякам благосклонно.

    Солнце – дней и ночей божество, венец и начало.

    Только его одного из богов, царящих в мире,

    Нам дано лицезреть…

    Наблюдая за Солнцем, люди придумали множество загадок, пословиц, поговорок. Приведите примеры:

    Катится по голубому блюдечку золотое яблочко.

    Не огонь, а больно жжет, не фонарь, а ярко светит, не пекарь, а печет.

    4. Закрепление нового материала

    А теперь впишите в текст недостающие данные, опираясь на текст в учебнике.

    • Работа в парах
    • (Раздается текст один на парту)

    Солнце – ближайшая к Земле…(звезда). Это огромное … (раскаленное) космическое тело. Солнце имеет форму… (шара). Диаметр Солнца в… (109) раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в… (330 тысяч) раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца - … (150 миллионов) километров. Температура на поверхности Солнца - … (6.000) градусов, а в его центре - … (15 – 20 миллионов) градусов.

    • Проверка задания.

    Как кратко сформулировать полученные знания о Солнце? (Солнце – это звезда, имеет форму шара. Оно больше Земли в диаметре в 109 раз, а по массе – в 330 тысяч раз. Это раскаленное небесное тело.)

    5. Изучение нового материала

    5.1. Работа над темой “Наша планета – Земля”

    (слайды 13 – 15)

    А теперь ответьте мне на такой вопрос: Почему о Земле можно сказать “наш космический корабль”? (Потому что это планета, и она движется в космосе, как и остальные небесные тела.) - А как Земля движется в космосе? (Она движется вокруг Солнца по западному маршруту).

    • Работа в группах

    Сейчас вы разобьетесь на группы. Представим, что все мы отправляемся в космос. Каждая группа будет собой представлять экипаж. И каждому экипажу я предлагаю разгадать кроссворд. (слайд 16)

    1. Сторона света и название космического корабля. (Восток)

    2. Куда уходит Солнце вечером? На… (Запад)

    3.Ближайшая к нам звезда. (Солнце)

    4. Вселенная – это … с точки зрения астронома. (Мир)

    5. Высокообразованный человек, имеющий научную степень. (Учёный)

    6. Рассыпалось к ночи зерно.

    Глянули утром – нет ничего. (Звёзды)

    (Ключевое слово “ВПЕРЁД”)

    • Проверка новых полученных знаний.

    Теперь необходимо запустить в работу главный компьютер корабля. А для этого надо ввести пароль. Кодовые знаки: (вывешивается табличка)

    Обозначьте кодовым знаком каждое моё высказывание, согласившись со мной или не согласившись: (слайд 17)

    1. Земля – это одна из планет Солнечной системы.

    2. Солнце – ближайшая к нам звезда, раскаленный газовый шар.

    3. Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца.

    4.Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами

    5. Земля движется вокруг Солнца.

    6. Наблюдать за Солнцем можно, глядя в бинокль или подзорную трубу.

    Итак, вводим пароль:

    Кто не допустил ошибок, тот имеет право на пять баллов. Компьютер к работе готов. Прочитайте хором ключевое слово кроссворда.

    Итак, к загадочным и далёким планетам Солнечной системы!

    Мы с вами находимся в космическом пространстве. Давайте посмотрим, как выглядит наша планета из космоса.

    Какая она, наша планета Земля? (Земля имеет форму шара. Она голубого цвета)

    Космонавты с любовью называют Землю “Голубая планета”. А почему она такая голубая? (На Земле много воды)

    На земле не только много воды, но она еще имеет воздушную оболочку, атмосферу, и эта оболочка придает планете голубой цвет.

    Что еще можно сказать о планете Земля? (По размеру это небольшая планета. Это третья планета от Солнца. Соседями Земли являются Марс и Венера)

    Обратите внимание: Земля имеет единственный естественный спутник. Как он называется? (Луна)

    А почему Землю ещё называют “Планета – сад”? (Потому что на ней растут растения)

    • 5.2. Работа над темой “Планеты Солнечной системы”

    И еще потому, что на Земле есть жизнь. Давайте поближе познакомимся с другими планетами. О них расскажут наши командиры экипажей. (Детям заранее раздавался текст)

    МЕРКУРИЙ

    (слайд 18)

    Ближайшей к Солнцу планетой является Меркурий. Планета получила свое название в честь римского бога торговли. Это самая быстрая планета. Она обращается вокруг солнца за 88 дней. Днем на Меркурии жара, а ночью ледяной холод. Поверхность каменистая и пустынная. (А также считывается информация со слайда по каждой планете)

    ВЕНЕРА (слайд 19)

    -Вторая от Солнца планета Венера носит имя богини красоты, выглядит как очень яркая звезда, её ещё называют “утренней звездой”. Она может сиять серебристым светом, очень похожа на Землю, почти такого же размера. Венера окружена толстым слоем облаков, но её атмосфера состоит из углекислого газа и серной кислоты. Под облачным покровом стоит невыносимая жара.
    (слайд 20)

    Четвёртой от Солнца находится планета Марс, названная в честь римского бога войны – за свой красный цвет крови. Поверхность планеты содержит большое количество железа, которое, окисляясь, дает красный цвет. Марс меньше Земли, но у него есть два спутника – Фобос и Деймос , что в переводе означает Страх и Ужас – так звали сыновей бога войны. Ночью температура на Марсе опускается до -85 градусов.

    Мы с вами познакомились с четырьмя планетами, включая Землю, - их называют каменными планетами земной группы.

    (слайды 21-22)

    Следующая от Солнца планета Юпитер – самая большая в Солнечной системе. Она названа в честь самого главного римского бога Юпитера. Состоит главным образом из различных газов. Юпитер имеет цветастую атмосферу и 16 спутников, в атмосфере Юпитера постоянно бушуют мощные ураганы.

    САТУРН (слайд 23 - 24)

    Сатурн – вторая по величине планета Солнечной Системы. Она названа в честь римского бога земледелия. Она окружена множеством ярких колец, состоящих из обломков льда и камней.

    УРАН, НЕПТУН И ПЛУТОН

    (слайд 25 - 29)

    Уран состоит из маленького каменного ядра и замерзших газов.

    Планета Нептун носит имя римского бога морей. Она мерцает голубоватым цветом, напоминающим блеск воды. Температура на поверхности Нептуна – минус 200 градусов.

    Плутон так далек от солнца, что на его поверхности царит невероятный холод – до минус 230 градусов. Это самая маленькая планета солнечной системы. Она названа в честь римского бога – повелителя царства мертвых.

    • 5.3. Закрепление изученного материала (слайд 30)

    Итак, мы познакомились с остальными планетами Солнечной системы. Их называют газовыми планетами из-за их состава.

    Ребята, назовите самую большую планету этой группы и самую маленькую. (Юпитер, Плутон)

    Что вы можете сказать о планетах Солнечной системы? Назовите их сходства и различия. (Все планеты солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Планеты имеют круглую форму. Они различаются по величине и находятся на разном расстоянии от Солнца)

    Молодцы! Мы с вами многое сегодня узнали и хорошо потрудились. Отдохнуть нам поможет стихотворение, которое мы прослушали в самом начале урока.

    6. Физкультурная минутка.

    Стихотворение (изучаемое вначале урока) сопровождается движениями.

    7. Новый материал

    А теперь мы познакомимся с созвездиями, метеоритами, кометами, туманностями, а также с науками, которые изучают космос.

    МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ – НАША ГАЛАКТИКА (слайд 31-32)

    МЕТЕОРИТЫ (слайд 33-34)

    МЕТЕОРИТ – кусок внеземного вещества, упавший на поверхность Земли; дословно – “камень с неба”. Метеориты делят на “упавшие” и “найденные”. Если человек видел, как метеорит падал сквозь атмосферу и затем действительно обнаружил его на земле, то такой метеорит называют “упавшим”.Если же он был найден случайно и опознан, что типично для железных метеоритов, то его называют “найденным”.

    КОМЕТЫ (слайды 35-39)

    ТУМАННОСТИ (слайды 40-45)

    (слайд 46-47)

    АСТРОЛОГИЯ

    , дисциплина, предлагающая общую концепцию мироздания, основанную на допущении существования соответствий между движениями небесных светил (Солнца, Луны и планет) и событиями в земной жизни.

    АСТРОБИОЛОГИЯ

    – научная дисциплина, посвященная поиску жизни за пределом Земли и изучению возможности ее существования в условиях отличных от земных.

    АСТРОНОМИЯ И АСТРОФИЗИКА

    – науки, изучающие движение и природу Солнца, Луны, планет, звезд, галактик и других небесных тел.

    8. Подведение итогов

    Ребята, вот и заканчивается наше путешествие в космос. (Чтение стихотворения, слайд 48)

    Какие знания вы сегодня получили? Что нового узнали из этой темы? А сейчас проверим ваши знания с помощью теста. (Выставление отметок за урок) (слайд 49)

    Тест “Планеты Солнечной системы” (индивидуальные карточки)

    – А теперь закрепим наши знания, ответив на вопросы теста:

    1. Планеты Солнечной системы изучают

    а) географы б) химики в) астрономы г) физики

    2. Вокруг Солнца вращаются планеты. Их…

    а) 7 б) 9 в) 11

    3. Плутон – это…

    а) самая большая планета Солнечной системы;

    б) самая маленькая планета Солнечной системы;

    в) планета, равная по величине планете Земля

    4. Относительно Солнца планеты расположены так:

    а) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран, Юпитер;

    б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Плутон, Сатурн, Юпитер, Уран;

    в) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

    5. Есть ли у Земли естественные спутники?

    а) есть, один б) нет в) есть, два

    6. Какая планета названа в честь римского бога войны?

    а) Плутон; б) Нептун; в) Марс; г) Сатурн

    Ответы к тесту: 1 в), 2 б), 3 б), 4 в), 5 а), 6 в).

    9. Домашнее задание:

    выучить название планет по порядку расположения от Солнца, подготовить сообщение о любой планете.

    ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

    1. Тейлер Р. Строение и эволюция звезд. М., 2003

    2.Каплан С. А. Физика звезд. М., 1996

    3. Шкловский И. С. Звезды. Их рождение, жизнь и смерть. М., 2004

    4. Сурдин В. Г. Ламзин С. А. Протозвезды. Где, как и из чего формируются звезды. ., 2000

    5. Спитцер Л. Пространство между звездами. М., 1996

    6. Кононович Э. В. , Мороз. И. Общий курс астронмии. М. 2006

    7. Бааде в. Происхождение и эволюция звезд и галактик. М.: Мир, 2006

    8. Воронцов – Вельяминов Б. А. Внегалактическая астрономия. М.: Наука, 2004.

    9. Марочник Л. С., Сучков А. А. Галактика. М.: Наука, 2004

    10. Ходж П. Галактики. М.: Наука, 2007.

    Тема: Мир глазами астронома

    Цели: познакомить учащихся с правилами пользования учеб­ником, целями изадачами раздела; рассказать о мире с точки зре­ния астронома.

    Формируемые УУД: познавательные - осознавать познаватель­ную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из схем, иллюстраций; коммуникативные - соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на во­просы других, строить речевое высказывание в соответствии с по­ставленными задачами; регулятивные - понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний; личностные - строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия.

    Оборудование: электронное приложение к учебнику, тексты для работы в группах и текст о Солнце на карточках, шапочка астронома, школьный словарик «Планеты. Звезды. Созвездия» (М.: ВАКО),энциклопедии, пластилин для моделирования.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    Вот книжки на столе, а вот тетрадки...

    Не хочется играть сегодня в прятки

    И недосуг дуть на корабль бумажный -

    Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

    А почему он важный? Постараемся ответить на этот вопрос в конце урока.

    (Учитель проверяет готовность к уроку.)

    1. Знакомство с учебником

    Прочитайте название нашего учебника. Это новый для нас предмет? (Этот предмет мы изучаем с 1 класса.)

    О чем мы говорили на уроках по этому учебному предмету? (О природе, животных, растениях, человеке, о безопасности и здоровье и пр.)

    Чтовы можете сказать об учебнике? (Он, как и в 1-3 классах, состоит из 2 частей. Авторы: А.А. Плешаков, ЕЛ. Крючкова.)

    Откройте книгу первой части учебника на последних стра­ницах и просмотрите содержание. Какие разделы мы будем изучать? (Дети читают содержание, называют разделы.)

    В этом году нам предстоит узнать много нового, быть астро­номами и географами, историками и экологами, наблюдателями и исследователями, путешествовать по воде и суше, освоить кос­мическое пространство и опуститься глубоко под землю, узнать о прошлом и настоящем нашей родины.

    Сколько разделов в первой части учебника? (3 раздела: «Земля и человечество», «Природа России» и «Родной край - часть большой страны».)

    Какая тема вас заинтересовала? (Ученики перечисляют понравившиеся темы.)

    Анализируя содержание, вы можете сказать о том, какую работу мы будем продолжать на уроках по ознакомлению с окружающим миром? (Мы будем работать над проектами, проверять себя и оценивать свои достижения.)

    Откройте учебник на с. 204. Сколько тем для работы над проектами предлагается авторами учебника? (14 тем.)

    Предлагаю вам дома внимательно ознакомиться с темами проектов и выбрать любую из предложенных, можно и са­мим ее сформулировать. На следующем уроке вы сообщите свои темы и, может быть, объединитесь в группы. В учеб­нике на с. 205 дана памятка «Как работать над проектом», которую вам нужно будет прочитать.

    Обратите внимание и на условные обозначения, которые встретятся на страницах учебника. (Ученики рассматривают условные знаки, читают, что они обозначают, на обороте титульного листа учебника.)

    В конце учебного года вам предстоит сдать свои учебники вбиблиотеку. Вспомните правила обращения с учебной книгой. (Ответы детей.)

    1. Оберни учебник специальной обложкой.

    2. Подпиши свой учебник.

    3. Имей закладку.

    4. Не клади в учебник карандаш, ручку и другие предметы.

    5. Не загибай углы, не рви, не рисуй, не делай никаких по­меток.

    6. Не перегибай учебник.

    7. Испорченный или утерянный учебник замени.

    8. Если книга порвалась, подклей ее.

    2. Знакомство с учебными пособиями

    Что еще, кроме учебника, нам понадобится на уроках по предмету «Окружающий мир»? (Ответы детей.) Проверим, открыв рабочие тетради на с. 4-5. (Ученики знакомятся с пособиями, представленными на развороте врабочей тетради. Учитель также может их продемонстри­ровать.)

    А еще нашими помощниками будут школьные словарики издательства «ВАКО», энциклопедии, ресурсы сети Интернет. (Учитель показывает школьные словарики, энциклопедии.)

    3. Проверка домашнего задания на лето

    (Дети рассказывают о своих наблюдениях, показывают работы, выполненные летом.)

    Откройте учебник на с. 3. Прочитайте название первого раздела. («Земля и человечество».)

    Прочитайте, чему вы будете учиться, изучая этот раздел.

    А теперь отгадайте загадку.

    С телескопом много лет

    Изучает жизнь планет.

    Как ученого мы зовем?

    Кто же это? (Астроном.)

    Что вы знаете об астрономах? (Высказывания детей)

    Кто догадался, о чем сегодня будем говорить на уроке? (От­веты детей.)

    IV. Постановка проблемы Работа в группах

    Для чего будем изучать данную тему? Предлагаю прочитать текст и ответить на этот вопрос.

    Астрономия является одной из старейших наук. Она оказывает ог­ромное влияние на развитие других областей знаний о действительности.

    В 2009 г. мир отметил 400-летие наблюдения звездного неба с помо­щью телескопов. В 1609 г. итальянский ученый Галилео Галилей первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдаю­щихся астрономических открытий. Он обнаружил, что на Луне есть горы, а на Солнце - пятна, что у Юпитера есть спутники, у Сатурна - кольца, а Млечный Путь состоит из звезд.

    В 1960-е гг. с помощью космических аппаратов, созданных россий­скими учеными, были открыты для всего человечества новые знания о Луне, Венере, Марсе. Космонавтика - одно из немногих направлений науки, где наша страна сохраняет лидирующие позиции в мире. И все это потому, что астрономия, преподаваемая в школах, открывает детям прекрасный и загадочный мир Вселенной! Именно из бывших школьников, влюбившихся в звездное небо, вышли талантливые конструкторы и космонавты - ученые международного уровня.

    Так для чего нужно изучать данную тему? (Высказывания детей.)

    V. Открытие нового знания

    1. Работа по учебнику

    Откуда можно получить информацию? (Из нашего учебника, учебных пособий, Интернета.)

    А еще помогут знания, которые у нас имеются. Открой­те учебник на с. 4. Прочитайте задание. Вам предлагается составить рассказ о мире с точки зрения астронома. А кто такой астроном? (Специалист, изучающий небесные тела - звезды, планеты.)

    (Заслушать 1-2 рассказа. Рассказчику можно надеть шапочку астронома.)

    2. Выполнение заданий в рабочей тетради

    Пополним наши знания. Выполним задание 2 на с. 6 рабо­чей тетради по рядам: 1-й ряд запишет определение слова «астрономия», 2-й - «Вселенная», 3-й - «Солнечная си­стема». (Ученики работают по рядам, затем зачитывают свои опреде­ления. Учитель делает сообщение о современных представлениях о происхождении Вселенной.)

    Астрономия - самая древняя из наук. Первых астрономов называли звездочетами. Люди наблюдали за звездами на протя­жении всей истории существования человечества. Искусными наблюдателями были вавилоняне, а также египтяне, которые строили пирамиды в соответствии с расположением звезд в опре­деленных созвездиях. Около 2800 г. до н. э. в Британии началось сооружение комплекса Стоунхендж, который, возможно, служил обсерваторией.

    С точки зрения астронома, мир - это Вселенная, или Кос­мос - все необъятное пространство с планетами и звездами, другими небесными телами. Наша планета Земля, ее растения и животные, ты и я - это все Вселенная. Ученые полагают, что наша Вселенная возникла в результате так называемого Боль­шого взрыва, произошедшего около 14 млрд лет назад. Все это время Вселенная расширяется. Материя в начале расширения Вселенной была не только сверхплотной, но и очень горячей. Наблюдаемый разлет галактик и их скоплений - результат Боль­шого взрыва.

    Выполним задание 3 на с. 6 рабочей тетради (Ученики, пользуясь учебником, подписывают названия планет.

    VI. Первичное закрепление

    Работа в группах

    А теперь построим модель Солнечной системы поработаем в группах. Распределите обязанности (Ученики из пластилина строят модель Солнечной системы.)

    VII. Физкультминутка

    VIII. Работа по новой теме

    1. Беседа

    Отгадайте еще одну мою загадку.

    В дверь, в окно стучать не 6yдет:

    А взойдет и всех разбудит. (Солнце)

    - Что вы можете рассказать о Солнце? (Высказывание дётёй.)

    Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще в глубокой древности и почитали Солнце. Они называли его по-разному: в Древней Греции и Египте - Ра, а наши предки славяне - Ярило. В честь солнца слагали гимны. Вот один из гимнов древнегреческого поэта Гомера:

    Солнце в движении вечном бледнеть заставляет светила,

    Солнце сияньем пурпурным земли заливает пределы.

    Солнце - друг земледельца, ко всем морякам благосклонно.

    Солнце - дней и ночей божество, венец и начало.

    Только его одного из богов, царящих в мире

    Нам дано лицезреть...

    2. Работа в парах

    Продолжить разговор о Солнце с научной точки зрения поможет статья на с. 6-7 учебника. Работать предстоит в парах. Вы будете не просто читать текст учебника, предстоит выполнить задание.

    Посмотрите на текст на карточках, которые лежат у вас на парте. Как вы думаете, каким будет задание? (Вписать в текст недостающие данные.)

    Солнце - ближайшая к Земле.... Это огромное... космическое тело. Солнце имеет форму.... Диаметр Солнца в... раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в... раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца - ... км. Температура на поверхности Солнца - …. Градусов, а в его центре - ... градусов.

    (Проверка текстов. Предложения зачитывают по очереди)

    3. Работа с CD (электронное приложение к учебнику)

    (Просмотр презентации.)

    IX. Подведение итогов урока

    Какова была цель урока? (Посмотреть на мир глазами аст­ронома.)

    Какие новые знания вы получили? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 7 учебника.)

    X. Рефлексия

    Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...» Отвечайте по цепочке.

    (Самооценка. Комментарий учителя.)

    Домашнее задание

    3. Выполнить задания 4-6 на с. 7 рабочей тетради.

    Дополнительный материал

    Легенда о Млечном Пути

    Давным-давно на краю света у берегов Атлантики жили селутры. Это были красивые и очень добрые люди. Селутры занимались изучением звездного неба, составляли календарь и строили мегалиты (сооружения из больших камней). Эти люди никогда не воевали, их жизнь была спо­койной.

    Но вот однажды орел принес дурную весть о том, что на селутров хочет напасть воинственное племя. «Эти люди вооружены», - произнес орел. А надо сказать, что селутры понимали язык птиц. Селутрам ничего не оставалось, как уйти в горы или переселиться на остров. Они покинули родные земли, оставив после себя мегалиты.

    Селутры ушли, а на их землях поселилось воинственное племя. Чис­ленность племени быстро росла, и тогда воины решили выгнать добрый и мирный народ даже с гор и островов.

    Когда они поднялись к последнему селению селутров высоко в горах, удивлению воинов не было предела - там не было ни одного человека. Куда могли уйти селутры? Вниз? Невозможно, их бы заметили. Может быть, они поднялись еще выше? Воины забрались на самую вершину горы, но там тоже никого не было. Куда делись селутры? Куда можно подняться с вершины горы? Только в небо...

    Воины посмотрели вверх и от края до края неба увидели сияющую дорогу из песка, жемчужин и слез. Селутры были жителями побережья, поэтому, уходя в горы, взяли с собой песок и жемчуг и теперь роняли их и слезы.

    Никто не знает, куда ушли селутры, но на земле в память о себе они оставили мегалиты, а в небе - Млечный Путь, дорогу из песка, жемчуга и слез.

    Рождение Солнечной системы

    Солнечная система образовалась из огромного облака газа и пыли около 5 млрд лет назад. Некоторые части облака оказались более плотными, частицы газа и пыли в них стали сближаться под действием силы притяжения.Со временем они образовали шар. Шар уплотнялся, уменьшался в объеме и разогревался. Постепенно он начал светиться, разбрасывая в пространстве часть вещества. Одновременно он продолжал сжиматься и разогрелся для возникновения ядерных реакций. Началось выделе­ние огромного количества энергии, и засияла звезда - Солнце. Кольцо ранее сброшенного вещества начало собираться в сгустки. Эти сгустки постепенно становились все крупнее и крупнее, располагаясь на разных расстояниях от Солнца. Большие сгустки стали планетами, которые мы наблюдаем сегодня. Меньшие превратились в спутники планет, а совсем маленькие стали астероидами.

    Тема: Планеты Солнечной системы

    Цели: познакомить с планетами Солнечной системы; сфор­мировать представление о том, отчего на Земле происходит смена пни и ночи, времен года.

    Формируемые УУД: познавательные - читать, извлекая нуж­ную информацию, выполнять учебно-познавательные действия; коммуникативные - высказывать и обосновывать свою точку зрения; регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления; личностные - проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, оказывать помощь.

    Оборудование: электронное приложение к учебнику, теллурий. Ученики заранее получают задание подготовить краткое сообщение о планетах.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Актуализация опорных знаний

    1. Проверка домашнего задания

    Вам предлагалось дома подумать и ответить на такой во­прос: почему о Земле можно сказать «наш космический корабль»? Как вы ответили на него? (Потому что Земля - планета, и она движется в космосе, как и остальные небесные тела.)

    2. Индивидуальное задание

    (Кроссворд может быть предложен 2-3 ученикам на листочках.)

    1. Сторона света и название космического корабля. (Восток.) 2. Сторона света, куда уходит солнце вечером. (Запад.) 3. Ближай­шая к нам звезда. (Солнце.) 4. Вселенная с точки зрения астроно­ма. (Мир.) 5. Высококвалифицированный специалист в области какой-либо науки. (Ученый.) 6. Рассыпалось к ночи зерно. Гля­нули утром - нет ничего. (Звезды.)

    (Ключевое слово в выделенных клетках: вперед.)

    3. Работа в группах

    Игра «Верно - неверно»

    Обозначьте кодовым знаком каждое мое высказывание, со­гласившись со мной или не согласившись. Кодовые знаки: О - да, □ - нет, - не знаю.

    1. Земля - это одна из планет Солнечной системы.

    2. Солнце - ближайшая к нам звезда, раскаленный газовый шар.

    3. Масса Земли в 330 тыс. раз больше массы Солнца.

    4. Специалистов, изучающих астрономию, называют астро­навтами.

    5. Земля движется вокруг Солнца.

    6. Наблюдать за Солнцем можно, глядя в бинокль, подзорную трубу.

    (Проверка: 1 - О; 2 - О; 3 - □; 4 - □; 5 - О; 6 - □.)

    4. Сообщения учащихся

    А что интересного вы узнали о Солнце, кометах, астерои­дах? Поделитесь информацией. (Заслушать подготовленные сообщения.)

    5. Работа в парах

    Давайте проверим друг у друга работу в тетради. Верно ли выполнены задания 4, 5? Оцените работу соседа. (Взаимопроверка, оценивание.)

    III. Самоопределение к деятельности

    (На доске записаны слова.)

    Астероид, Земля, Марс, Венера, Меркурий.

    Как вы думаете, какое слово лишнее и почему? (Астероид, так как это не планета.)

    Продолжите ряд названий планет. (Ученики говорят названия планет.)

    О чем пойдет речь на уроке? (Наверное, о планетах.) Тогда вперед, к загадочным и далеким планетам системы!

    IV. Открытие нового знания

    1. Работа в группах

    На карточке записана мнемофраза. Ваша задача - найти ответ на вопрос: как эта фраза связана с темой урока?

    Медведь Выходит За Малиной - Юннат Сумел Удрать Низиной.

    (Обсуждение в группах. Выслушать высказывания представителей каждой группы.)

    Каков правильный ответ? (По первым буквам данной фразы можно узнать названия планет, расположенных в порядке их удаления от Солнца.)

    2. Сообщения учащихся

    Солнце образует центр нашей системы. Вокруг него вращаются 8 планет. 4 небольшие планеты, расположенные ближе всех к солнцу, - Меркурий, Венера, Земля, Марс - имеют твердую поверхность. Остальные 4 планеты - Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун -

    являются газовыми.

    Давайте поближе познакомимся с планетами, о них расска­жут ваши товарищи.

    Меркурий. Ближайшей к Солнцу планетой является Меркурий. Планета получила свое название в честь древнеримского бога торговли. Это самая быстрая планета. Она обращается вокруг Солнца за 88 дней. Днем на Меркурии жара, а ночью - ледяной холод. Поверхность каменистая и пустынная.

    Венера. Вторая от Солнца планета Венера носит имя древнеримской богини любви и красоты. Выглядит на небе как очень яркая звезда, ее ещё называют «утренней звездой». Она может сиять серебристым светом. Размером Венера схожа с Землей и также окружена толстым слоем облаков, но ее атмосфера состоит из углекислого газа и серной кислоты. Под облачным покровом стоит невыносимая жара.

    З емля. Наша планета из космоса кажется голубой. Такой цвет придают ей окружающая атмосфера и океаны, покрывающие более двух третей земной поверхности. Вода и кислород обеспечивают жизнь на Земле, где существует по меньшей мере полтора миллиона видов растений и жи­вотных. Земля образовалась примерно 4,6 млрд лет назад и имеет есте­ственный спутник.

    Кто уже догадался, как называется естественный спутник Земли? (Луна.)

    Луна. Ближайшую соседку Земли в космическом пространстве мож­но подробно рассмотреть в телескоп. Это небольшое космическое тело по диаметру в 4 раза меньше Земли, не имеет атмосферы, на нем не ме­няются погодные условия и нет жизни. На Луне уже побывал человек.

    Марс. Четвертая от Солнца планета названа в честь древнеримского бога войны за свой красный цвет, напоминающий цвет крови. Поверх­ность планеты содержит большое количество железа, которое, окисляясь, дает красный цвет. Марс меньше Земли, но у него есть два спутника - Фобос и Деймос (в переводе Страх и Ужас - так звали сыновей бога вой­ны). Ночью температура на Марсе опускается до -85 "С.

    Мы с вами познакомились с четырьмя планетами, включая Землю, - их называют каменными планетами, или планетами земной группы.

    Юпитер. Следующая от Солнца планета Юпитер - самая большая в Солнечной системе. Она названа в честь самого главного древнерим­ского бога Юпитера. Состоит главным образом из различных газов. Юпи­тер имеет непрозрачную атмосферу и 16 спутников, в его атмосфере по­стоянно бушуют мощные ураганы.

    Сатурн. Шестая планета Солнечной системы Сатурн - вторая по ве­личине после Юпитера. Она названа в честь древнеримского бога зем­леделия (позднее - бог времени). Сатурн окружен множеством ярких колец, состоящих из обломков льда и камней.

    Уран. Седьмая планета Солнечной системы названа в честь древне­греческого бога неба. Планета состоит из маленького каменного ядра и замерзших газов.

    Нептун. Планета носит имя древнеримского бога морей. Она мерцает голубоватым светом, напоминающим блеск воды. Температура на по­верхности Нептуна составляет -200 "С.

    Мы познакомились с остальными планетами Солнечной си­стемы. Их называют газовыми планетами из-за их состава.

    Что вы теперь можете сказать о планетах Солнечной систе­мы? Назовите их сходства и различия. (Все планеты враща­ются вокруг Солнца, имеют круглую форму. Они различаются по величине и находятся на разном расстоянии от Солнца.)

    V. Первичное закрепление

    Выполнение заданий в рабочей тетради

    Используя текст учебника, выполним задание 2 на с. 8 ра­бочей тетради.

    (Ученики выполняют задание.)

    VI. Физкультминутка

    Это стихотворение поможет запомнить названия планет Сол­нечной системы и их расположение относительно Солнца.

    (Дети строят живую модель Солнечной системы. Они называются именами планет, а кто-то - Солнцем и двигаются по своим орбитам, чтобы не нарушалось расположение планет.)

    Вокруг Солнца планеты танцуют, как дети:

    Меркурий всех ближе к светилу идет,

    За ней повстречаем мы Землю вместе с Луной,

    А огненный Марс кружит вслед за Землей.

    За ними - Юпитер, из всех великан,

    Вдали так малы и едва различимы,

    Мрачны и холодны, но их отличим мы -

    Уран и Нептун в пространстве плывут

    И в свой хоровод Плутон не берут.

    VII. Работа по новой теме

    I. Работа в группах

    Откройте учебник на с. 12. Прочитайте вопрос, на кото­рый нужно ответить. (Отчего на Земле сменяются день и ночь и времена года?) Проанализируйте схемы, постарайтесь ответить на эти во­просы.

    (После работы в группах выслушать предположения детей.) Как мы можем проверить, кто оказался прав? (Воспользо­ваться текстом учебника.)

    1. Работа по учебнику (Ученики читают текст на с. 13 по цепочке. Учитель для де­монстрации может воспользоваться теллурием.)

    Итак, отчего на Земле сменяются день и ночь? (Это проис­ходит оттого, что Земля вращается вокруг своей оси.)

    Отчего на Земле сменяются времена года? (Это происходит из-за того, что земная ось расположена наклонно, и из-за вра­щения Земли вокруг Солнца.)

    - Какие выводы о природных явлениях, связанных с движе­нием Земли в космическом пространстве, можете сделать? (Смена дня и ночи - вращение Земли вокруг своей оси (сутки). Смена времен года - вращение Земли вокруг Солнца (год).)

    3. Выполнение заданий в рабочей тетради

    Выполним задание 5 на с. 10 рабочей тетради. Что изобра­жено на первой схеме? (Смена дня и ночи.)

    - Что необходимо дорисовать на этой схеме? (Солнце.)

    Что изображено на второй схеме? (Смена времен года.)

    Что необходимо дорисовать на этой схеме? (Половину Солн­ца и планету Земля, освещенную им с другой стороны.)

    Дорисуйте и подпишите схему.

    4. Работа с CD

    (Просмотр презентации.)

    VIII. Подведение итогов урока

    Какова была цель урока?

    Какие новые знания вы получили? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 14 учеб­ника.)

    IX. Рефлексия

    Какое задание было интересным?

    Какое задание было трудным?

    С каким настроением вы уходите с урока? (Самооценка. Комментарий учителя.)

    2. Выполнить задания на с. 8-11 рабочей тетради.

    3. Совершить виртуальное путешествие на одну из планет, для этого обратиться к дополнительной литературе.



    Астрономия – самая древняя из наук. Первых астрономов называли звездочётами. Известно, что даже пещерные люди наблюдали звёздное небо, потому что на стенах пещер найдены его рисунки. Гораздо позднее на помощь астрономам приходят приборы. Так выглядят телескопы прошлого и настоящего.




    Солнце и движущиеся вокруг него тела составляют Солнечную систему. Планеты назывались в честь римских богов и расположены от Солнца в таком порядке: 1. Меркурий – бог торговли; 2. Венера – богиня любви и красоты; 3. Земля – считали, что она находится «не на небе»; 4. Марс – бог войны; 5. Юпитер – верховный бог-громовержец; 6. Сатурн – бог земли и плодородия; 7. Уран – бог неба; 8. Нептун – бог моря и судоходства;




    Вставьте в текст недостающие данные Солнце – ближайшая к ЗемлезвездаЭто огромное раскалённоекосмическое тело. Солнце имеет формушара. Диаметр Солнца в109разбольше диаметра Земли. 330 тысячраз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца -150 миллионовкилометров. Температура на поверхности Солнца -6 тысяч а в его центре - 15 – 20 миллионовградусов. Масса Солнца в градусов,

    В этой статье мы посмотрим на мир глазами астронома. Узнаем, что такое вселенная, и какое место в ней занимает наша планета Земля. Мы рассмотрим, какие еще небесные тела есть в Космосе, и как они могут повлиять на нас. В данном материале вы найдете ответы на вопросы по окружающему миру для 4 класса.

    Что такое Астрономия?

    Небо интересовало людей во все времена. Первые ученые, сформировавшие знания о звездах, назывались звездочетами. Позже их начали именовать астрономами, а науку о небесных телах – астрономией.

    Ученые изучают, как устроена вселенная, с помощью телескопов. Первый прибор, похожий на современный, изобрел Исаак Ньютон, использовав вместо линз зеркала. Самый большой в мире телескоп в России находится на Кавказе. Диаметр его зеркал достигает 6 метров.

    Рис. 1. Телескоп БТА – самый большой не только в России, но и в Евразии

    Вселенная – что это?

    Все, что может представить себе наше воображение, – это вселенная. Это огромное пространство, не имеющее конца и края за пределами нашей Земли. У Вселенной нет границ. Она состоит из множества галактик, планет, звезд, черных дыр. Ее невозможно измерить и тяжело продемонстрировать, но это, мир, в котором мы живем.

    Рис. 2. Галактика Млечный путь

    Вселенная состоит из галактик. Галактика – это скопление звездных систем, подобно нашей Солнечной системе. Вокруг звезд есть и другие планеты, но человечеству пока не известно, есть ли там разумная жизнь, подобно нашей. Мы находимся в галактике под названием Млечный путь.

    В ясную погоду на небе можно наблюдать узенькую светлую дорожку, состоящую из множества меленьких звездочек. Это и есть очертания нашей галактики, хотя во вселенной она выглядит как спираль.

    Виды звезд

    Ученые выделяют такие типы звезд:

    ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

    • белые карлики;
    • желтые карлики;
    • голубые гиганты;
    • гиганты;
    • супер гиганты.

    Наше Солнце – это желтый карлик, ему всего 5 миллиардов лет. По приблизительным подсчетам, оно проживет еще столько же, прежде чем превратится в красную звезду и поглотит Землю.

    Планеты Солнечной системы

    Считается, что Солнце, вместе с окружающими его планетами, сформировалось из большого холодного облака газа и пыли. Вокруг него вращаются восемь планет, каждая из которых имеет свою орбиту и скорость движения.

    Рис. 3 Солнечная система

    Четыре планеты, которые расположены ближе всего к звезде называются внутренними. Это Меркурий, Венера, Земля и Марс. Это единственные тела в нашей системе, имеющие твердую поверхность.

    Другие четыре планеты называются внешними. К ним относятся гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Они имеют небольшую плотность из-за скопления газов.

    Самая маленькая планета Солнечной системы – Меркурий. Он находится ближе всего к звезде. Самая большая – Юпитер. Планета, у которой больше всего спутников – Сатурн. Их насчитывается 18 штук. Сатурн окружен кольцами, состоящими из обломков льда и камней.

    Что мы узнали?

    Окружающий мир глазами астрономов – это вселенная, которая находится вокруг нас. Мы являемся частью необъятного космоса, в котором остаются неразгаданными миллиарды тайн. Все, что удается изучать ученым – это галактика Млечный Путь и Солнечная система, входящая в ее состав.

    Оценка доклада

    Средняя оценка: 5 . Всего получено оценок: 11.

    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...