Первые интеллектуальные тесты разработаны во Франции Альфредом Бине. Возникновение и развитие метода тестирования Психологические и педагогические тесты

Между теоретическими положениями, развиваемыми в рамках общей психологии, и основами психодиагностики прослеживается тесная внутренняя взаимосвязь. Представления о закономерностях развития и функционирования психики являются отправным пунктом при выборе психодиагностической методологии, конструировании психодиагностических методик, их использовании в практике.

История психодиагностики - это и история появления основных психодиагностических методик, и развитие подходов к их созданию на основе эволюции взглядов о природе и функционировании психического. В этой связи интересно проследить, как формировались некоторые важные психодиагностические методы в рамках основных школ психологии.

Тестовые методики связаны с теоретическими принципами бихевиоризма. Методологическая концепция бихевиоризма основывалась на том, что между организмом и средой существуют детерминационные отношения. Организм, реагируя на стимулы внешней среды, стремится изменить ситуацию в благоприятную для себя сторону и приспосабливается к ней. Бихевиоризм ввел в психологию в качестве ведущей категорию поведения, понимая его как совокупность доступных объективному наблюдению реакций на стимулы. Поведение, согласно бихевиористской концепции, является единственным объектом изучения психологии, а все внутренние психические процессы должны быть интерпретированы по объективно наблюдаемым поведенческим реакциям. В соответствии с этими представлениями цель диагност ки сводилась первоначально к фиксации поведения. Именно этим занимались первые психодиагносты, разработавшие метод тестов (термин введен Ф. Гальтоном).

Первым исследователем, использовавшим в психологической литературе термин интеллектуальный тест, был Дж. Кеттелл. Этот термин после статьи Дж. Кеттелла «Интеллектуальные тесты и измерения», опубликованной в 1890 г. в журнале «Mind» («Мысль»), приобрел широкую известность. В своей статье Дж. Кеттелл писал о том, что применение серии тестов к большому числу индивидов позволит открыть закономерности психических процессов и тем самым приведет к преобразованию психологии в точную науку. Вместе с тем он высказал мысль о том, что научная и практическая ценность тестов возрастет, если условия их проведения будут однообразными. Так впервые была провозглашена необходимость стандартизации тестов для того, чтобы стало возможным сравнение их результатов, полученных разными исследователями на разных испытуемых.

Дж. Кеттелл предложил в качестве образца 50 тестов, включавших различного рода измерения:
- чувствительности;
- времени реакции;
- времени, затрачиваемого на называние цветов;
- времени, затрачиваемого на называние количества звуков, воспроизводимых после однократного прослушивания, и др.

Вернувшись в Америку после работы в лаборатории В. Вундта и чтения лекций в Кембридже, он немедленно стал применять тесты в устроенной им при Колумбийском университете лаборатории (1891). Вслед за Дж. Кеттеллом и другие американские лаборатории начали применять метод тестов. Возникла необходимость организовать специальные координационные центры по использованию этого метода. В 1895-1896 гг. в США были созданы два национальных комитета, призванных объединить усилия тестологов и придать общее направление тестологическим работам.

Первоначально в качестве тестов использовались обычные экспериментально-психологические испытания. По форме они походили на приемы лабораторного исследования, по смысл их применения был принципиально иным. Ведь задачей Психологического эксперимента является выяснен независимости психического акта от внешних и внутренних факторов, например характера восприятия - от внешних раздражителей, запоминания - от частоты и распределения во времени повторений и т. д.

При тестировании психолог регистрирует индивидуальные различия психических актов, оценивая полученные результаты при помощи некоторого критерия и ни в коем случае не изменяя условий осуществления этих психических актов.

Метод тестов получает широкое распространение. Новый шаг в его развитии был сделан французским врачом и психологом А. Вине (1857-1911), создателем самой популярной в начале XX в. серии интеллектуальных тестов.

До А. Вине тестировались, как правило, различия в сенсомоторных качествах - чувствительности, быстроте реакции и т. д. Но практика требовала информации о высших психических функциях, обозначаемых обычно терминами «ум», «интеллект». Именно эти функции обеспечивают приобретение знаний и успешное выполнение сложной приспособительной деятельности.

В 1904 г. Министерство образования Франции поручило А. Вине заняться разработкой методик, с помощью которых можно было бы отделить детей, способных к учению, от страдающих прирожденными дефектами и не способных учиться в нормальной школе. Нужда в этом возникла в связи с введением всеобщего образования. Одновременно потребовалось создание специальных школ для умственно неполноценных детей. А. Бине в сотрудничестве с Т. Симоном провел серию экспериментов по изучению внимания, памяти, мышления у детей разного возраста (начиная с трех лет). Проведенные на многих испытуемых экспериментальные задания были проверены по статистическим критериям и стали рассматриваться как средство определения интеллектуального уровня.

Первая серия тестов - Шкала Бине-Симона (Binet-Simon Intelligence Development Echelle) появилась в 1905 г. Затем она несколько раз пересматривалась авторами, которые стремились изъять из нее все задания, требующие специального обучения. А. Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит независимо от обучения, в результате биологического созревания.

Шкала Бине в последующих редакциях (1908,1911) была переведена на немецкий и английский языки. Самое широкое распространение получила вторая редакция шкалы Бине, которая отличалась тем, что в ней был расширен возрастной диапазон детей - до 13 лет, увеличено число задач и введено понятие умственного возраста. Последняя (третья) редакция шкалы, опубликованная в год смерти А. Бине, не внес ш существенных изменений.

Вторая редакция шкалы Бине послужила основой работы по переводу, адаптации, проверке и стандартизации, проведенной в Стэн-фордском университете (США) коллективом сотрудников под руководством Л. М. Термена (1877-1956). Первый вариант адаптации тестовой шкалы Бине был предложен в 1916 г. и имел так много серьезных изменений по сравнению с основным, что был назван Шкалой интеллекта Стэнфорд-Бине (Stanford-Binet Intelligence Scale). Основных нововведений но сравнению с тестами Бине было два:
- введение в качестве показателя по тесту коэффициента интеллектуальности (Intelligence Quotient - IQ), выводящегося из отношения между умственным и хронологическим возрастом;
- применение нового критерия оценки тестирования, для чего вводится поня тие статистической нормы.

Коэф<(ЙЙдаент/Qбыл предложен В. Штерном, считавшим существенным Недостатком показателя умственного возраста то, что одна и та же разность между умственным и хронологическим возрастом для различных возрастных ступеней имеет неодинаковое значение. Чтобы устранить этот недостаток, В. Штерн предложил определять частное, получаемое при делении умственного возраста на хронологический. Этот показатель, умноженный на 100, он и назвал коэффициентом интеллектуальности. Используя этот показатель, можно классифицировать нормальных детей по степени умственного развития.

Другим нововведением стэнфордских психологов явилось понятие статистической нормы. Норма стала тем критерием, с которым можно было сравнивать индивидуальные тестовые показатели и тем самым оценивать их, давать им психологическую интерпретацию.

Шкала Стэнфорд-Бине рассчитана на детей в возрасте от 2,5 до 18 дет. Она состояла из заданий разной трудности, сгруппированных по возрастным критериям. Для каждого возраста наиболее типичный, средний показатель выполнения был равен 100, а статистическая мера рассеяния, отклонения индивидуальных значений от этого среднего (о) равнялась 16. Все индивидуальные показатели по тесту, попадавшие в интервал х ± а, т. е. ограниченные числами 84 и 116, считались нормальными, соответствующими возрастной норме выполнения. Если тестовый показатель был выше тестовой нормы (более 116), ребенок считался одаренным, а если ниже 84, то умственно отсталым.

Шкала Стэнфорд-Бине получила популярность во всем мире. Она имела несколько редакций (1937,1960,1972,1986). В последней редакции она применяется и в настоящее время. Показатель IQ, получаемый по шкале Стэнфорд-Бине, на долгие годы стал синонимом интеллекта. Вновь создаваемые интеллектуальные тесты стали проверяться путем сопоставления с результатами шкалы Стэнфорд-Бине.

В начале 20 века в системе спецшкол для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью - понадобилась система диагностики для отделения нормальных детей.

Симон и Бине - проделали серию экспериментов по исследования мышления, памяти, восприятия у детей с 3 лет.

В 1905 году создал систему интеллектуальных тестов , затем задания улучшались, и в 1908 году вышла вторая редакция тестов Бине-Симона, в 1911 году вышла последняя редакция.

Самые существенные изменения произошли в 1908 году. Был расширен диапазон испытуемых по возрасту (от 3 до 13 лет), увеличено число заданий, введено понятие "умственный возраст". Интеллектуальное развитие оценивалось с его помощью.

Эти тесты - индивидуальные тесты интеллекта (только с одним ребенком).

Для каждой возрастной категории - свои задания.

Из всех разработанных заданий в систему тестов включались те, которые выполняли 80-90% детей этого возраста.

Дети до 6 лет - 4 задания, старше - по 6 заданий.

3 года - показать свой нос, ухо, выполнить простое поручение (подать ключ), умение повторить слово.

6 лет - различение право, лево; задание из нескольких звеньев, повторить фразу.

8 лет - повторить все месяцы года, пересказ простого текста.

13 лет - умение оперировать абстрактными понятиями (разница между счастьем и удовольствием).

Диагностика по тестам Бине-Симона.

Предъявление всех заданий, соответствует хронологическому возрасту. Если выполнил свои, то давали задания более старшего возраста.

Определяли максимальный возраст - базовый умственный возраст (когда решались все задания)

Умственные месяцы начислялись за те, которые решались для следующего возраста.

Если умственный возраст ниже хронологического, то считалось, что ребенок с задержкой психического развития или умственно отсталый. Или наоборот, тогда считалось, что ребенок, в какой то мере одаренный.

Бине видел недостаток в том, что его задачи не решали дети, которые развивались в неблагоприятной среде. Они не мог знать названия некоторых предметов.

Необходима внимательность психолога: заменить незнакомое слово, использовать метод наблюдения.

В целом данная методика очень действенна, принесла пользу в отделении детей, неспособных обучаться в обычной школе.

Завоевала популярность во всем мире. Перевод и адаптация этой методики в Стенфордском университете.

Тест Стенфорд-Бине (американская методика)

1. Впервые в качестве показателя стали использовать IQ - коэффициент интеллектуальности.

2. Введено понятие "статистической нормы".

Вместо умственного возраста американцы стали использовать понятие IQ, так как умственный возраст обладал существенным недостатком (в 1912 году Штерн указал): одна и та же разница между умственным возрастом двух людей на разных возрастных ступенях имела неодинаковое значение. Например, в 3 и 4 года, в 13 и 14 лет.

Относительный показатель: умственный возраст делить на хронологический и умножить на 100:

IQ= (умственный возраст: хронологический возраст) х 100

1916 года - первая редакция Стенфорд-Бине.

Статистическая норма - это критерий, применяемый в психодиагностических методиках, для сравнения индивидуальных показателей, их оценки.

В 1937 году - вторая редакция Стенфорд-Бине.

Возраст от 2 до 18 лет, составляет шкала из 17 тестов. По одному тесту от 2 до 14 лет и еще 4 теста - для среднего взрослого возраста (16-18 лет).

Методика очень качественная, используется и до сих пор и считается образцом интеллектуального теста .

По тесту Стенфорд-Бине проводится валидизация всех новых тестов.

Тест Бине-Симона и Стенфорд-Бине являются индивидуальными.

Затем стали появляться групповые интеллектуальные тесты . Это связано с ограниченностью применения индивидуальных тестов.

В период первой мировой войны потребовалось оценивать интеллектуальное развитие новобранцев для их распределения по разным родам войск и учреждениям.

Артур Отис - разработал первую систему групповых интеллектуальных тестов - армейские . Впервые опубликованы в 1917-1919 годах.

Две формы: форма Альфа - для знающих английский язык (задания, слова); форма Бета - для неграмотных и иностранцев (графические изображения).

Армейские тесты существуют и сейчас в целях профотбора, обновленные.

Групповые тесты - инструменты массового тестирования (резкое сокращение времени). Упростили инструкцию, процедуру проведения и обработку результатов.

К тестированию привлекали не психологов, а специально обученных людей.

Они применяются в системе образования, промышленности и армии.

Ограниченность интеллектуального тестирования - нельзя предсказать успешность выполнения узких видов деятельности.

Нельзя отобрать узкую направленность, надо давать оценку и другим психологическим особенностям.

Появилось направление диагностики специальных способностей . Толчком послужило мощное развитие профессиональной консультации.

Тесты специальных способностей - музыкальные, артистические.

Теоретической основой был факторный анализ - выделение общего, что требовалось в узконаправленных видах деятельности.

Особенно развивалась психотехника - использование данных психологии в промышленности и экономике.

Толчком к ее развитию послужила система интенсификации труда (Тейлор).

Нужны точные знания о психологических особенностях работников.

Мюнстенберг предложил 2 метода тестов специальных способностей:

    аналитическое направление - методы диагностики каждой психической функции с помощью отдельных методик.

    синтетическое моделирование - наиболее ответственные моменты профессионального труда, самое существенное моделировалось.

Отдельные тесты специальных способностей объединялись и создавались батареи тестов специальных способностей для ограниченного числа профессиональной деятельности.

Батареи используются для отбора людей на соответствующую профессиональную деятельность.

Вычерчивается индивидуальный профиль кандидата, который соотносится с нормативным профилем.

Тесты достижений (успешности обучения). Особая группа. Вместо учительских оценок, оценивается, насколько успешно усвоена программа.

Замена устных экзаменов - письменными в 1845 году.

В настоящее время они используются для оценки успешности учащихся, вместо обычных экзаменов.

Стенфордский тест достижений (с 1923 года) - объединенный тест, используется в школах для оценки уровня обучаемости по разным предметам (понимание устной речи, письменного текста).


1. Ученый, получивший в 1862 году премию за эксперимент доказывающий невозможность
Вариант 1
самозарождения жизни
А) Л.Пастер
В) В.И.Вернадский
С) А.И.Опарин
Д) С.Миллер
Е) Ф.Реди
2. Способствовали синтезу первых органических веществ на Земле из неорганических
А) низкая температура
В) высокая вулканическая активность
С) затухание вулканической активности
Д) люди
Е) растения
3. В целях экспериментальной проверки гипотезы Опарина С.Миллер смоделировал в своей колбе:
А) первичный океан
В) модель Земли
С) модельДНК
Д) аквариум
Е) настоящий океан
4 . Органические вещества в первичном «Бульоне» могли существовать бесконечно долго на
Земле из­за:
А) присутствия растений
В) присутствия грибов
С) присутствия кислорода
Д) отсутствия воды
Е) отсутствия бактерий и грибов
5. В первичном океане Земли начали образовываться сгустки, называемые:
А) прокариоты
В) катализаторы
С) витамины
Д) коацерваты
Е) эукариоты
В) Обмена веществ.
С) Дыхания.
D) Фотосинтеза.
6. К образованию атмосферы привел процесс:
А) Размножения.
Е) Оплодотворения.
7. С появлением фотосинтеза в атмосфере стал накапливаться:
А) Азот.
В) Водород.
С) Углерод.
D) Кислород.
Е) Углекислый газ.
8. В 1953 году синтезировал простейшие жирные кислоты и несколько аминокислот из аммиака,
метана и водорода:
А) Л. Пастер.
В) Ф. Реди.

С) А. И. Опарин.
D) С. Миллер.
Е) В. И. Вернадский.
9. Автор гипотезы абиогенного происхождения жизни на Земле:
А) Ф. Реди.
В) А. И. Опарин.
С) С. Миллер.
D) Л. Пастер.
Е) В. И. Вернадский.
10. Синтезировал простейшие жирные кислоты и несколько аминокислот из аммиака, метана и
водорода:
А) С.Миллер
В) Л. Пастер
С) А.И. Опарин
Д) В.И. Вернадский
Е) Ф. Реди.
11. Флорентийский врач опытным путем показавший, что самозарождение мух в гнилом мясе
невозможно:
А) Ф,Реди.
В) Л.Пастер.
С) А.И.Опарин.
Д) С.Миллер.
Е) В.И.Вернадский.
12. Начало многоклеточным организмам дали
А) Мхи.
В) Зеленые водоросли.
С) Грибы.
Д) Древние одноклеточные существа.
Е) Лишайники.
13. В первичном океане Земли начали образовываться сгустки, называемые:
А) Прокариоты.
В) Катализаторы.
С) Витамины.
Д) Коацерваты.
Е) Эукариоты.
14. В целях экспериментальной проверки гипотезы Опарина С.Миллер смоделировал в своей
колбе:
А) Первичный океан.
В) Модель Земли.
С) Модель ДНК.
Д) Аквариум.
Е) Настоящий океан.
15. Органические вещества в первичном «бульоне» могли
существовать бесконечно долго на Земле из – за:
А) Присутствия растений.
В) Присутствия грибов.
С) Присутствия кислорода.
Д) Отсутствия воды.
Е) Отсутствия бактерий и грибов.

Тематический тест «Возникновение жизни на Земле».
Вариант 2
1. Способствовали синтезу первых органических веществ на Земле из неорганических в
процессе фотосинтеза:
А) Низкая температура.
В) Высокая вулканическая деятельность.
С) Люди.
Д) Затухание вулканической деятельности.
Е) Растения.
2. Невозможность самопроизвольного зарождения микроорганизмов доказал:
А) Л.Пастер.
В) С.Фокс.
С) А.И.Опарин.
Д) С.Миллер.
Е) Ф.Энгельс.
3. Первые настоящие живые организмы:
А) Грибы.
В) Прокариоты.
С) Животные.
Д) Водоросли.
Е) Растения.
4. Биогенез – это теория
A) происхождения живого только от живого.
B) исторического развития органического мира.
C) индивидуального развития.
D) развития живого и не живого.
E) развития организма от момента оплодотворения до момента смерти.
5. Невозможность самопроизвольного зарождения микроорганизмов доказал
А) Ф. Энгельс
В) Л. Пастер
С) А.И. Опарин
D) С.Миллер
Е) С. Фокс
6. В первичном океане Земли начали образовываться сгустки, называемые:
А) прокариоты
В) коацерваты
С) витамины
D) эукариоты
Е) катализаторы
7. В рамках теории происхождения жизни на Земле наиболее существенны 2 гипотезы
А) Овогенеза, биогенеза
В) Филогенеза, абиогенеза
С) Абиогенеза, биогенеза
Д) Онтогенеза, метаморфоза
Е) Эмбриогенеза, филогенеза

ВАРИАНТ №1

А1. Кто из ученых впервые высказал предположение о составе первичной атмосферы Земли:

1- А.И. Опарин 3- Л. Пастер

2- С. Миллер 4- Ф. Реди

А2. Какими по способу питания были первые организмы:

1-автотрофы 3- гетеротрофы

2-миксотрофы 4- хемотрофы

А3. В процессе возникновения жизни на Земле выделяют несколько этапов. Назовите первый из них:

1- концентрирование веществ 3- возникновение самовоспроизводящихся молекул

2-абиогенный синтез органических веществ 4- возникновение фотосинтеза

А4. Общей реакцией обмена для всех первых организмов была:

1-анаэробный гликолиз 3-окислительное фосфорилирование

2-синтез глюкозы в хлоропластах 4- фотолиз воды

А5. В 1953 году С.Миллер и Г. Юри синтезировали органические вещества, пропуская электрические разряды через смесь газов. Укажите газ, который в эксперименте отсутствовал:

1-метан 3-кислород

2- аммиак 4-водород

1-концентрирование веществ 2-абиогенный синтез органических веществ

3- Земля – газо-пылевое облако 4- раскаленная планета

5- охлаждение планеты 6- ливневые дожди

А- Ф. Реди 1- креационизма

Б- Д. Холдейн 2 –биохимической эволюции

В- А.И. Опарин 3-самозарождения

Г- Ван Гельмонт

Д- Ашер

В3.В состав первичной атмосферы входили:

1-сероводород 4-аммиак

2-метан 5-неон

3-кислород 6-водород

В4. Выберите свойства, которыми обладала коацерватная капля:

1- рост 4-наследственность

2- клеточное строение 5-раздражимость

3-обмен веществ 6- размножение

В5. Современная теория возникновения планет основана на работах:

1- И. Канта 4- Д. Джинса

2- Ж. Бюффона 5-О.Ю. Шмидта

3- П. Лапласа 6- Л. Пастера

С1. Почему первые организмы на Земле были гетеротрофами?

С2. Какие свойства нуклеотидов сыграли значительную роль в возникновении жизни?

Тест «Возникновение жизни на Земле»

ВАРИАНТ №2

А1. Что служило источником энергии для самых первых примитивных форм жизни на Земле:

1-энергия солнца 3-электрические разряды

2-химическая энергия 4-тепловая энергия

А2. Назовите ученого, который первым высказал гипотезу абиогенного происхождения органических соединений:

1- А.И. Опарин 3- Л. Пастер

2- С. Миллер 4- Ф. Реди

А3. В 1953 году С. Миллер и Г. Юри синтезировали органические вещества, пропуская электрические разряды через смесь газов. Укажите вещество, которое они не получили:

1-глицин 3- мочевина

2- АТФ 4- глутамин

А4.Одним из важнейших этапов возникновения жизни можно считать:

1- появление аминокислот 3- появление нуклеиновых кислот

2- появление углеводов 4- появление липидов

А5. Наиболее важным с точки зрения «возникновения жизни» свойством органических молекул оказалась их:

1- способность к разнообразным химическим реакциям

2- способность к самоорганизации и воспроизведению 3-сложность строения

4-непрочность внутренних химических связей

В1. Расположите в правильном порядке этапы возникновения жизни по теории А.И. Опарина:

1- анаэробные прокариотические гетеротрофы 2- преобразование планеты

3- абиогенный синтез органических веществ 4- эукариотические гетеротрофы 5- образование коацерватов 6- появление самовоспроизводящихся структур

В2. Соотнесите ученых и теории возникновения жизни:

А- Д. Бернал 1- панспермии

Б- С. Миллер 2 –биохимической эволюции

В- Аристотель 3-самозарождения

Г- Луи Пастер

Д- Рихтер

В3. Выберите характеристики первых организмов:

1-автотрофы 4-многоклеточные

2-гетеротрофы 5-одноклеточные

3-прокариоты 6-эукариоты

В4. Каковы первые источники энергии на Земле:

1-вулканизм 4-гидроэнергия

2- грозовые разряды 5-радиоактивная энергия

3-энергия ветра 6 –энергия распада неорганических веществ

В5. В чем заслуги А.И. Опарина:

1- первым высказал гипотезу абиогенного синтеза органических веществ

2- сформулировал естественно-научную теорию происхождения жизни

3- доказал невозможность самозарождения живых организмов

4- синтезировал органические вещества за счет электрических разрядов

5 – разработал коацерватную теорию

6- доказал невозможность самозарождения микроорганизмов

С1. Чем было вызвано появление автотрофных организмов?

С2. Какое значение имело появление мембраны у протобионтов для биологической эволюции?


Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...