Почему луна спутник земли а не солнца. У земли есть еще один естественный спутник помимо луны. Почему луну называют спутником Земли

В астрономии спутником называется тело, которое вращается вокруг большего по размерам тела и удерживается силой его притяжения. Луна — спутник Земли. Земля — спутник Солнца. Все планеты Солнечной системы, за исключением Меркурия и Венеры, имеют спутники.

Искусственные спутники — это созданные человеком космические аппараты, вращающиеся вокруг Земли или другой планеты. Их запускают с различными целями: для научных исследований, для изучения погоды, для связи.

Система Земля — Луна — уникальная в Солнечной системе, так как ни одна планета не имеет такой крупный спутник. Луна — единственный спутник Земли, зато такой большой и близкий!

Она видна невооруженным глазом лучше, чем любая планета в телескоп. Телескопические наблюдения и крупные фотографии показывают, что ее красивая поверхность неровная и чрезвычайно сложная. Активное изучение естественного спутника Земли началось с 1959 года, когда в нашей стране и в США по направлению к Луне для всестороннего ее исследования были запущены космические зонды, автоматические межпланетные станции, доставившие образцы лунных пород. И до настоящего времени космические аппараты приносят немало информации для работы селенологов (ученых, изучающих Луну). Много загадок таит в себе наш спутник. Долгое время люди не видели его обратной стороны вплоть до 1959 года, когда автоматическая станция “Луна-3” сфотографировала невидимую сторону лунной поверхности. Позднее на основе снимков, полученных с помощью отечественной станции “Зонд-3” и американских космических аппаратов “Лунар орбитер” были составлены карты поверхности Луны. Полеты лунных автоматических станций и высадки лунных экспедиций помогли получить ответ на целый ряд неясных вопросов, волновавших астрономов. Но, в свою очередь, они поставили перед астрономами новые задачи.

Как уже говорилось, наиболее эффективными «снастями» ловцов комет являются самодельные телескопы, а иногда даже простые бинокли. Возможно, именно поэтому такой большой вклад в открытие комет внесли любители. На их счету 98 процентов долгопериодических комет, украшавших небосвод в XIX веке и семьдесят четыре — в XX. Ежегодно открывают пять — семь новых комет, и каждый год…

С давних времен люди обожествляли зарю, связывали с ней множество легенд, сказаний, мифов. Древние греки считали, что заря наступает, когда встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос”. Эти слова принадлежат Гомеру. Он описывает, как розовоперстая богиня Эос мчится на колеснице, запряженной белыми лошадьми, возвещая появление своего брата Гелиоса — бога Солнца. Древние римляне богиню…

Пещеры — это пустоты в горной породе. Они образуются по разным причинам. Некоторые породы, например известняк, гипс и каменную соль, вода растворяет или размывает, и в результате возникает углубление. Постепенно оно увеличивается, формируется грот, глубина или длина которого меньше высоты. А затем грот удлиняется и постепенно превращается в пещеру. Образуются пустоты под землей и тогда,…

Поскольку воздух у водопадов насыщен влагой, то в тропических лесах вокруг них много бамбука, древовидных папоротников, перистых пальм, красочных цветов. Около Игуасу, например, растут разнообразные, фантастической окраски орхидеи. В Японии у водопадов можно увидеть прекрасные хризантемы. Японские цветоводы даже вывели своеобразный сорт — “каскадный цветок”. Его свисающие со стебля лепестки-ленты невероятно похожи на струи пенящегося…

Немного есть научных трудов в истории человечества, которые сохраняли бы свою ценность на протяжении многих веков, изучались бы десятками поколений ученых. К числу таких трудов относится “Альмагест” греческого ученого Клавдия Птолемея. Он долго жил в Александрии, которая хоть и расположена в Африке, в устье Нила, но в течение нескольких столетий служила центром греческой культуры. Там…

Обитательницы безграничного космоса — звезды — давным-давно сосчитаны, записаны в каталоги – и не только те, что видны невооруженным глазом, но и множество других, наблюдаемых в телескоп. Есть сведения, что в IV в. до н.э. китайский астроном Ши Шен составил первый звездный каталог, первую перепись звезд. Великая честь и огромный труд составления звездного каталога принадлежат…

Действительно, кажется странным, что среди животных и “полуживотных” в Зодиаке есть знак “Весы”. Свыше двух тысячелетий назад в этом созвездии находилась точка осеннего равноденствия. Равенство дня и ночи могло стать одной из причин, по которой зодиакальное созвездие получило название “Весы”. Появление на небе Весов в средних широтах указывало, что пришло время сева, а древние египтяне…

Звезд на небе в темную ночь видно так много, что кажется, и сосчитать их нельзя. Однако астрономы уже давно сосчитали все звезды, видимые на нем простым, или как говорят, невооруженным глазом. Оказалось, что на всем небе (на всей небесной сфере, включая звезды южного полушария) в ясную безлунную ночь можно было бы увидеть при нормальном зрении…

Мы живем на одной из девяти планет, движущихся вокруг Солнца. Планета Земля — единственная в Солнечной системе, на которой есть жизнь. На других планетах нет условий для жизни — воздуха, подходящей температуры для существования живых организмов. Вокруг Земли вращается один-единственный естественный спутник — Луна, а также множество искусственных спутников и их обломков. Вместе с Луной…

Почему тела не улетают с поверхности вращающейся Земли? На чем держатся планеты? Почему они движутся вокруг Солнца, а не улетают от него прочь? Ответов на эти вопросы долгое время не было. Открытием истины мы обязаны великому английскому ученому И.Ньютону. Он пришел к мысли о существовании сил тяготения между всеми телами Вселенной, В результате открытия Ньютона…

Человечество только сейчас узнало, что у Земли есть еще один спутник, кроме Луны

Второй спутник Земли, говорят астрономы, отличается от большой Луны тем, что полный оборот вокруг Земли совершает за 789 лет. Его орбита своей формой похожа на подкову, и находится на удалении, сравнимой с расстоянием от Земли до Марса. Спутник не может приблизиться к нашей планете ближе, чем на 30 миллионов километров, а это в 30 раз дальше расстояния до Луны.

Относительное движение Земли и Круитни по своим орбитам.

Ученые заявляют, что вторым естественным спутником Земли является околоземный астероид Круитни. Его особенностью является то, что он пересекает орбиты трех планет: Земли, Марса и Венеры.

Диаметр второй Луны составляет всего пять километров, а на максимально близкое расстояние к Земле этот естественный спутник нашей планеты подойдет через две тысячи лет. При этом ученые не ожидают столкновения Земли с приблизившимся к нашей планете «Круитни».

Спутник пройдет от планеты на расстоянии 406385 километров. В этот момент Луна разместиться в созвездии Льва. Спутник нашей планеты будет виден полностью, но размер Луны будет на 13 процентов меньше, чем в момент ее наибольшего сближения с Землей. Столкновение при этом не прогнозируется: земная орбита нигде не пересекается с орбитой Круитни, поскольку последняя находится в другой орбитальной плоскости и наклонена к земной орбите под углом 19,8 °.

Также по заверениям специалистов, через 7899 лет наша вторая луна пройдет очень близко к Венере и существует возможность, что Венера ее притянет к себе и тем самым мы лишимся «Круитни».

Новый спутник Круитни был обнаружен 10 октября 1986 года британским астрономом-любителем Дунканом Уалдроном. Дункан заметил его на снимке с телескопа Шмидта. С 1994 года и по 2015 год максимальное ежегодное сближение этого астероида с Землёй происходит в ноябре.

Из-за очень большого эксцентриситета орбитальная скорость этого астероида меняется гораздо сильнее, чем у Земли, так что с точки зрения земного наблюдателя, если принять Землю за систему отсчёта и считать её неподвижной, получится, что не астероид, а его орбита вращается вокруг Солнца, при этом сам астероид начинает описывать впереди Земли подковообразную траекторию, напоминающую по форме «боб», с периодом, равным периоду обращения астероида вокруг Солнца - 364 дня.

Круитни снова подойдёт к Земле в июне 2292 года. Астероид сделает серию ежегодных сближений с Землёй на расстоянии 12,5 млн км, в результате которых произойдёт гравитационный обмен орбитальной энергией между Землёй и астероидом, что приведёт к изменению орбиты астероида и Круитни вновь начнёт мигрировать от Земли, но на этот раз уже в другую сторону, - он будет отставать от Земли.

Едва ли для большинства людей луна является чем-то удивительным, ведь её мы имеем возможность наблюдать на небе практически каждый день, и уже давным-давно привыкли к такому явлению. Многие даже не знают о том, планета это, спутник или звезда, и о том, почему луну называют луной. Но сегодня мы выведем данные вопросы из тени, дав на них правильные ответы.

Почему луну называют луной

Как известно, естественный спутник земли называется луной не во всех языках и народах, это не интернациональное название. И то наименование, которым мы привыкли называть светящееся космическое тело над нашими головами, произошло от праславянского слова «luna». Что же касается происхождения этого старославянского слова, то оно является корнем слова «louksna», что в переводе на русский язык – «светлая». Пожалуй, этот ответ является вполне рациональным и поясняет, почему луну называют луной.

Почему луну называют спутником Земли

Как известно, луна является спутником Земли, причем не искусственным, а естественным. Но почему её так прозвали? Ответ на данный вопрос мы также рассмотрим чуть ниже.

Луну называют спутником Земли по той причине, что она, в сравнении с другими планетами в нашей солнечной системе, в первую очередь вращается вокруг Земли, используя для вращений её орбиту, а не вокруг Солнца. Разумеется, вокруг нашего естественного светила Луна также вращается, однако делает она это по той же траектории, что и Земля, вращаясь вокруг Солнца вместе с ней.

Именно это и подтолкнуло ученых к тому, чтобы называть Луну естественным спутником Земли. Характеристика «естественный» присутствует здесь по той причине, что с момента начала освоения космоса, людьми на орбиту было выведено немало искусственных устройств, также являющихся спутниками.

Почему луну называют месяцем

Все мы знаем, что такое месяц. Так называют неполную луну. Однако история происхождения данного наименования известна далеко не всем.

Все дело в том, что раньше время исчислялось по лунному календарю, ведь за неимением часов и различных технологий, доступных нам сегодня, вести подсчет времени, используя данные о том, в каком положении находится луна, было достаточно просто. В данном календаре было такое понятие, как месяц, которое означало 1/12 луны. Со временем люди преобразовали данное понятие, и стали использовать его для наименования неполной луны.

Теперь вы знаете, почему луну и месяц люди называют именно так.

Луна — единственное небесное тело, которое вращается вокруг планеты Земля. Такое открытие сделали еще в древние времена. Тогда же на поверхности Луны обнаружили темные пятная самых разных форм, которые в дальнейшем были нанесены на карту Луны. Такие пятна с XVII века начали называть морями.

В то время считали, что спутник нашей планеты обладает водой, следовательно, его поверхность покрыта морями и океанами. И итальянскому астроному Джованни Риччоли пришло в голову дать им наименования, которые остались и до наших дней. Светлые части поверхности относятся к суше.

Основные характеристики Луны

Масса Луны равна 7,3476*1022 кг, что в 81,3 раза меньше массы Земли. Экваториальный радиус спутника — 1 737 км, что в 3,6 раз меньше земного. В среднем расстояние от Земли до Луны составляет 384 400 км.

Исследуя единственный спутник наше планеты, ученые всего мира до сих пор теряются в догадках по двум вопросам:

  • Все ли космические объекты можно назвать нерукотворными?
  • Случайно ли Луна и планета Земля находятся там, где они находятся?

Сомнения в рядах ученых умов возникают по разным причинам. Так, например, диаметр спутника кем-то подогнан так, и расположил его кто-то на такой дистанции от Солнца , что попав между ним и ближайшей планетой к Луне, т.е. Землей, она полностью покрывается. Это явление всем известно как солнечное затмение. Однако, в то же время люди не смогли бы вести наблюдение за таким событием, если бы этот «природный» спутник был другим — больше или меньше или размером с Марс.

Что входит в состав спутника Земли?

Вся Луна целиком покрыта реголитом, который состоит из пыли и мелких осколков метеоритов . Они часто бомбардируют незащищенную атмосферным слоем лунную поверхность. Ученые считают, что толщина таких слоев может быть несколько сантиметров или даже десятки километров.

Схематично состав Луны можно обозначить следующим образом:

  1. Кора, которая может быть чрезвычайно неоднородной и колебаться от нуля метров. Так, например, под морем Москвы она отделена от поверхности базальтовым слоем толщиной до 600 м, и до 105 км на темной стороне Луны под кратером Королева;
  2. Три слоя мантии, начиная с внешней мантии;
  3. Ядро – металлический центр земного спутника.

Занимательные факты о Луне

«Темная сторона» отсутствует

На самом деле обе стороны Луны принимают одинаковые объемы солнечного освещения, но только одна из них доступна земному обзору. Так происходит потому, что период осевого вращения Луны сходится с орбитальным. Это означает, что спутник повернут к Земле однобоко постоянно. Однако «темная сторона» исследуется с помощью космических аппаратов.

Влияние Луны на земные приливы

Гравитация Луны формирует наличие двух выпуклостей на Земле. Одна на обернутой к Луне стороне, а другая – на противоположной. Из-за этих выступов и случаются приливы на всей планете.

«Убегающая» от Земли Луна

Ежегодно спутник «убегает» от Земли на 3.8 см. Кто-то посчитал, что через пятьдесят млрд. лет Луна просто сбежит. К тому моменту она потратит 47 дней для орбитального пролета.

Масса на Луне намного меньше

Гравитация Луны меньше, чем у Земли, отчего вес людей на спутнике будет на 1/6 меньше. Собственно из-за этого астронавты и прыгали по ней.

Люди на Луне: 12 астронавтов посетили спутник

С 1969 года первым на спутник удалось шагнуть Нилу Армстронгу во время миссии Аполлон-11, а последнему посчастливилось его посетить Юджину Сернану в 1972 году. После этого на Луне были лишь роботы.

Отсутствие атмосферы на Луне

На лунной поверхности отсутствует защита от самых разнообразных космических излучений, солнечных ветров и метеоритной бомбардировки. Кроме того, имеются серьезные температурные колебания, не слышны никакие звуки, а небо всегда черное.

Ученые заявляют о лунных землетрясениях

Они утверждают, что это происходит из-за земной гравитации. Астронавты пользовались сейсмографами и вычислили, что в паре километров под поверхностью имеется наличие трещин и разрывов. Предполагают, что у спутника есть расплавленное ядро.

Первый искусственный спутник на Луне

Это был советский спутник программы Луна-1. В 1959 году он пролетел рядом с Луной на удалении до 6000 км, после чего вышел на солнечную орбиту.

Луна — искусственный спутник?

В начале 1960-х годов Михаил Васин и Александр Щербаков из Академии Наук СССР заявили, что Луна могла появиться неестественным путем. В этой гипотезе имеется восемь основных постулатов. Ученые провели анализ некоторых загадочных нюансов, всего, что связано со спутником.

Восемь лунных секретов

Первый секрет: Луна — это космический корабль?

В действительности орбита и величина Луны на физическом уровне не совсем возможны. Если бы все было естественным, то можно было бы подумать, что это весьма необычные «причуды» космоса. Основывается это на том, что Луна занимает четвертую часть размера Земли, а отношение величин сателлитов и планет обычно намного меньше.

Дистанция между Луной и Землей такова, что видимые габариты равнозначны солнечным. Из-за этого наблюдается такое нередкое для землян явление, как полное солнечное затмение. Той же самой математической невозможностью объясняется место и отношение масс двух небесных объектов. Если бы Луну некогда притянула Земля, она обзавелась бы естественной орбитой. Наличие этой орбиты должно было быть эллиптическим, однако она удивительно круглая.

Второй секрет: наличие кривизны поверхности

Неправдоподобную кривизну, которой обладает поверхность Луны, ученые не могут объяснить. Тело Луны не круглое. Проведя геологические исследования, ученые решили, что она является планетоидом, практически полым шаром. При этом непонятно, как она может обладать такой странной структурой и не разрушаться.

По одной из версий, которую предложили вышеупомянутые ученые, лунную кору изготовили искусственно. Якобы она обладает твердым титановым каркасом. Русские ученые Васин и Щербаков доказали, что лунная кора и скалы обладает необыкновенным уровнем титана, в некоторых местах слой титана в толщину не менее 30 км.

Третий секрет: наличие лунных кратеров

Огромное количество кратеров от метеоритов на лунной поверхности ученые объясняют отсутствием атмосферы. Космические тела, пытающиеся пробраться на Землю, встречаются с километрами ее атмосферы, где они сгорают или распадаются. У Луны нет защитных слоев атмосферы, поэтому ее поверхность вся испещрена всеми оставленными в ней следами от метеоритов. Это кратеры самых разнообразных размеров.

Однако никто не объясняет, почему у них такая небольшая глубина. И выглядит все так, будто чрезвычайно прочный материал не позволяет метеоритам пробиваться вглубь спутника. Причем даже у кратеров с диаметром более 150 км глубина не превышает четырехкилометровой глубины. Это необъяснимо с точки зрения того, что имеет отношение к науке. По логике вещей там должны быть кратеры глубиной, как минимум, пятьдесят километров.

Четвертый секрет: наличие «лунных морей»

Ученые до сих пор спорят, как могли образоваться лунные океаны и моря. По одной из версий, затвердевшая лава могла вытечь после метеоритной бомбардировки, если бы это был горячий планетоид.

Однако по физическим признакам намного вероятнее, что Луна, исходя из ее размеров, — это холодное тело. Кроме того, вопросы вызывает и то, где расположены «лунные моря». Так, выяснилось, что 80% этих объектов находятся на видимой к Земле стороне спутника.

Пятый секрет: наличие масконов

Гравитация на лунной поверхности не однородная. Это уже отмечал экипаж Аполлона VIII, когда пролетал над лунными морями. Масконами (от англ. «Mass Concentration» - массовое скопление) называются места, где вещества сосредоточены с большей плотностью или в больших количествах. В случае с Луной этот принцип тесно связан с лунными морями, потому что масконы размещаются под ними.

Шестой секрет: наличие географической асимметрии

Шокирующим для науки фактом, который до настоящего времени не объяснен, является наличие географической асимметрии на лунной поверхности. Так, на легендарной «темной» стороне Луны имеется куда больше гор, кратеров, и прочих особенностей в рельефе. Тогда как большая часть морей, напротив, находится на видимой с Земли стороне.

Седьмой секрет: наличие низкой плотности

Плотность Луны не выше 60% от земной плотности. Этим фактом доказывается, почему Луна — не планета, а полый объект. Кроме того, отдельные ученые полагают, что такая полость может быть неестественного происхождения. Однако учитывая местоположение поверхностных слоев, которые прошли идентификацию, ученые смеют утверждать, что Луна может выглядеть как планета, которая могла сформироваться «наизнанку». И это используется в качестве довода в пользу версии об «искусственной отливке».

Восьмой секрет: происхождение

В минувшем веке на протяжении продолжительного периода были приняты три теории о происхождении земного спутника. В наши дни большинство в научном сообществе приняло гипотезу про искусственное происхождение Луны как небезосновательную.

По одной теории предполагается, что Луна — это земной осколок. Однако отличия в характеристиках этих двух объектов указывают на несостоятельность этой теории. По другой теории, представленный небесный объект образовался в одно и то же время, что и наша планета. Причем материалом для их образования послужило одно и то же облако космических газов. Однако предшествующий вывод правомерен и касательно этого суждения. Оба объекта должны бы иметь, как минимум, схожие структуры.

Третья теория предполагает, что, скитающаяся по космосу Луна была притянута земной гравитацией. Большим недостатком этой теории является то, что орбита Луны круглая и циклическая. Доказательством была бы удаленная от центра или эллиптическая орбита.

Однако есть и еще одна теория, самая невероятная из всех. С ее помощью можно объяснить многие аномалии, которые связаны с земным спутником. Если Луну сконструировали разумные существа, то физические законы, действиям которых она подчиняется, не были бы в равной мере применимы к прочим небесным объектам.

В версиях о происхождении Луны, выдвинутых советскими учеными, существует еще много чего интересного. Пока это лишь некоторая часть реальных физических оценок лунных аномалий. Кроме того, имеются многие и иные видео- , фотодокументы и изыскания, доказывающие, что наш «природный» спутник вовсе не такой.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Конспект урока с использованием информационных технологий (ИКТ)

Предмет: окружающий мир.

УМК: Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков, развивающее обучение «Система Занкова Л.В.»

Класс : 2

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Тема урока : Луна – спутник Земли.

Продолжительность : 40 мин.

Аннотация: II четверть, изучаемый модуль «Космос», 5 урок.

Методы, приемы, формы:

– словесный (беседа), игровой;
– наглядный (мультимедийная презентация;);
– практические;
– метод самоконтроля;
– проблемный, организация поисковой и исследовательской работы;

Сочетание фронтальной, индивидуальной, групповой и парной формы работы;

Урок окружающего мира разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Цель: расширить знания учащихся о Луне.

Задачи:

Образовательные задачи:

    познакомить со спутником Земли – Луной, с её движением вокруг Земли, размерами и расстоянием от Земли;

    объяснить, почему видимая форма Луны, меняется в течение месяца.

Развивающие задачи:

    развивать пространственное воображение, познавательный интерес, кругозор, творческие способности;

    развивать умение работать с глобусом, учебным текстом;

    развивать навыки самоконтроля и контроля, навыки практической работы в группах;

    развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные задачи:

    содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;

    прививать уважительное отношение друг к другу;

    формировать эмоционально – положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

Ценностные ориентиры: любознательный, активно и заинтересованно познающий мир.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

    формирование целостного, социально – ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве;

    формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

    воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);

    вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

    быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

Метапредметные УУД.

Регулятивные УУД:

    совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

    после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;

    прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы, составление плана;

    оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

    сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;

    выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности.

Познавательные УУД:

    ориентироваться в своей системе знаний;

    извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;

    извлекать информацию, представленную в разных формах (тест, текст, иллюстрация);

    перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.

Коммуникативные УУД:

    доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

    оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;

    слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

    совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;

    осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.

Предметные УУД:

    уметь объяснять значение «Луна – спутник Земли»;

    работать с готовыми моделями (глобус);

    расширить знания о Луне.

Технологии обучения: технология развивающего обучения, технология деятельностного подхода, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая, технология оценки образовательных достижений.

Оборудование : компьютер, мультимедийная презентация урока, раздаточный материал для работы в группах: оценочные сигнальные карточки, маски для сценки (фазы Луны), словарное слово «кратер».

Ход урока

I .Мотивация к учебной деятельности (дети хором) (слайд 1)

Прозвенел звонок

Начинается урок.

Чтоб природе другом стать

Тайны все ее узнать,

Все загадки разгадать

Учимся мы наблюдать.

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет все узнать, наша любознательность.

Здравствуйте, ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и садитесь. Сейчас у нас урок окружающего мира.

I I . Актуализация знаний

Прежде чем перейти к изучению новой темы, мы с вами выполним тест, тем самым проверим насколько хорошо вы усвоили тему прошлого урока. (слайд 2 - 7)

Тест (Система контроля и мониторинга качества знаний) PRoClass

    Планеты Солнечной системы изучают...

А) географы;

Б) химики;

В) астрономы;

Г) физики.

    Вокруг Солнца вращаются планеты. Их...

А) 7;

Б) 9;

В) 11.

    Плутон – это...

А) самая большая планета Солнечной системы;

Б) самая маленькая планета Солнечной системы;

В) самая близкая к Солнцу планета Солнечной системы.

    Относительно Солнца планеты расположены так:

А) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран, Юпитер;

Б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Плутон, Сатурн, Юпитер, Уран;

В) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

    Что такое Земля?

А) звезда;

Б) планета;

В) пылающий шар.

III . Формулирование темы урока, постановка цели

Я подготовила вам небольшой кроссворд. Давайте отгадаем его и посмотрим, какое ключевое слово у нас получится. (слайд 8)

    Звезда, вокруг которой вращается Земля?

    Самая удаленная от Солнца планета?

    Небесное тело, вращающееся вокруг Солнца?

    Небесное тело, которое само светится?

    Итак, какое получилось ключевое слово? (Луна)

Значит о чем мы сегодня будем говорить? (о Луне)

    Видели ли вы Луну?

    Что вы о ней знаете?

А все ли вы знаете о ней?

    А хотите ли узнать больше? (да)

    Как вы думаете, какая тема нашего урока? («Луна – спутник Земли») (слайд 9)

    Давайте посмотрим, что мы должны узнать о ней в течение этого урока? (слайд 10)

1.Луна - спутник Земли.

    Поверхность Луны.

    Лунные фазы.

    Изучение Луны человеком.

    Чтобы узнать все это, мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие на Луну. Вы будете настоящими исследователями, учеными-астрономами. Будете на основе научных фактов делать выводы.

Итак, готовы отправится в необыкновенное путешествие?

    Пристегните ремни! Внимание! Взлет!

I V. Открытие нового знания.

Вот мы с вами и на месте. Приступим к поиску ответов на наши вопросы?

1. Луна - спутник Земли. (слайд 11)

Ребята, перед вами наша планета Земля и Луна. Что вы можете о них сказать?

Каковы размеры Луны по сравнению с размерами Земли?

Луна, оказывается, в 4 раза меньше Земли.

Каково расстояние от Земли до Луны?

Расстояние до луны примерно 400 тысяч км. Это самое близкое к Земле космическое тело.

Оказывается, Земля и Луна, они как 2 брата, всегда неразлучны. Луна движется вокруг Земли, а вместе с Землей вокруг Солнца. Поэтому Луну называют спутником Земли.

    Давайте, чтобы это все лучше представить, сами ненадолго превратимся в Солнце, планету Землю и Луну. Мы с вами попробуем показать движение Земли вокруг Солнца, а Луны вокруг Земли. (Дети демонстрируют, как движутся Солнце, Земля и Луна. Ученик - Солнце вращается вокруг себя. Ученица - Земля - вокруг себя и очень медленно вокруг Солнца. Ученица - Луна вращается вокруг себя и вокруг Земли.)

    Вот мы увидели наглядно движение спутника Земли Луны.

    Молодцы, садитесь.

    Теперь откройте учебники стр.65 и прочитаем первый абзац. Узнаем, что нам предлагают авторы учебника? (слайд 12)

    Итак, почему Луну называют спутником Земли? (ответы детей)

2. Поверхность Луны. (слайд 13)

    Что вы видите на изображении?

    Посмотрите на поверхность Луны и скажите, какая она?

Рассмотрите фотографию Луны и послушайте стихотворение Джанни Родари., которое расскажет нам ваш одноклассник … (рассказывает один ученик) . Подумайте, что назвали лунными морями. (Скорее всего, это горы и впадины на поверхности Луны.)

У лунного моря

Особый секрет, -

На море оно не похоже.

Воды в этом море ни капельки нет,

И рыбы не водятся тоже.

В волны его

Невозможно нырнуть,

Нельзя в нём плескаться,

Нельзя утонуть.

Купаться в том море

Удобно лишь тем,

Кто плавать

Ещё не умеет совсем!

Что говорится о поверхности Луны? {поверхность Луны каменистая и очень неровная. Горы чередуются с равнинами, покрытыми пылью. На Луне много впадин, которые образовались от ударов метеоритов об ее поверхность).

    Ребята, эти впадины называются кратерами или по – другому их называют «лунными морями».

Давайте повторим хором это слово – кратер (хором).

    Люди даже дали названия этим морям: Море Спокойствия, Море Дождей, океан Бурь.

    Значит, что такое «лунные моря»? (кратеры, образованные вследствие падения метеоритов - камней упавших из космоса).

Физминутка

Не зевай по сторонам, Будет вправо поворот.

Ты сегодня космонавт! Раз – хлопок, два – хлопок,

Начинаем тренировку, Повернись ещё разок!

Чтобы сильным стать и ловким. Раз, два, три, четыре,

Руки в стороны поставим, Плечи выше, руки шире.

Правой левую достанем, Опускаем руки вниз

А потом наоборот - И за парты вновь садись!

3. Лунные фазы

- А сейчас, ребята, посмотрите сказку, которую мы с вашими одноклассниками подготовили для вас. Называется она «Почему у месяца нет платья?» И подумайте, почему ее так назвали? (инсценировка сказки двумя учениками) Приложение 1

Какую тайну раскрывает эта сказка? (слайд 14)

    Почему же у месяца нет платья? (Луна бывает разная)

А вы знаете, от чего зависит разный вид Луны?

    Работа в парах (применение документ – камеры)

- Давайте, вспомним правила работы в парах, в группах. Приложение 2

- Сравните ваши зарисовки Луны с рисунками в учебнике.

Почему мы с Земли видим Луну такой разной? (Сообщения детей)

Разный вид Луны зависит от того, как она освещена невидимым нам ночью Солнцем. Вид Луны в течение месяца меняется, потому что она занимает разное положение относительно Солнца и Земли. Еще в древности люди заметили, что Луна все время меняет свою форму. То она похожа на круглую тарелку, то на серп, который назвали месяцем. Всему этому есть объяснение. Солнце – это пылающий шар. Оно испускает свет. А Луна не испускает света; она словно зеркало, отражает свет Солнца. Лучи Солнца освещают её только с одной стороны. Только эту освещенную сторону Луны и видно с Земли. По мере того как Луна движется вокруг Земли, Солнце освещает её по-разному. В зависимости от того, какая часть Луны освещена, мы видим на небе её – то целиком, то половинкой, то узким серпиком. Если наблюдать за Луной, вы заметите, серп «молодой», «растущей» Луны отличается от Луны «стареющей». Для этого нужно соединить отрезком прямой линии кончики рожек и немного продлить вниз эту линию. У нас получится буква «Р», т.е. первая буква слова «растущий». Значит мы нарисовали молодую Луну. А «стареющий» серпик сам об этом говорит, потому что он похож на букву «С» - первую букву слова «стареющий».

    Изучение человеком Луны. (слайд 15)

    Ребята, как вы думаете, мечтали ли люди побывать на Луне? (Сообщения детей)

Люди издавна мечтали побывать на Луне. Настоящий штурм Луны начинается с 1959 года. В 1966 году станция «Луна-9» прилунилась и передала телевизионное изображение лунного ландшафта. В 1970 году станция «Луна-16» произвела бурение и доставила лунный грунт на Землю. Изучением Луны также занимались и другие страны.

    А сейчас вы узнаете о том, кому удалось побывать на Луне. (Сообщения детей)

В 1969 году американские астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин побывали на Луне. Им даже удалось поездить на лунном вездеходе. В 1970 году на поверхности Луны начал своё движение первый отечественный самоходный аппарат «Луноход – 1». Множество кратеров на Луне вызвано падением метеоритов, т.к. у Луны нет атмосферы, в отличие от Земли. Из - за отсутствия атмосферы на поверхности Луны происходят резкие колебания температуры. На освещенной Солнцем поверхности она поднимается до +130 градусов, а ночью падает до – 160 градусов.

- Как звали американских астронавтов побывавших на Луне? (Нил Армстронг, Эдвин Олдрин)

    Что удалось выяснить учёным – астрономам в результате изучения Луны? (Учёные доказали, что на Луне нет воздуха, воды, а следовательно нет животных и растений.)

    Получили ли мы ответы на неизвестные ранее нам вопросы?

    А теперь закройте глазки и представьте, что мы с вами летим обратно на Землю. С успешным приземлением вас, ребята!

V. Закрепление изученного материала (слайд 16)

Вот мы с вами узнали многое о спутнике Земли Луне. А сейчас проверим, насколько вы хорошо все запомнили.

Работа в группах

Выложить на столах высказывания, используя данные вам слова. Но учтите, что не все слова вам пригодятся.

I группа

II группа

(

III группа

Прочитайте полученные вами высказывания.

Одной из групп встретилась фамилия Гагарин. Кто мне скажет кто это? (первый человек полетевший в космос).

Назовите его полное ФИО. (Юрий Алексеевич Гагарин)

А может кто-нибудь сможет назвать мне год, когда Юрий Гагарин совершил полет? (12 апреля 1961 года)

Молодцы, ребята!

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Скоро прозвенит звонок

Подведем скорей итог.

Что нового узнали на уроке? (о том, что Луна – спутник Земли, о поверхности Луны, о фазах, о людях покоривших луну)

Самооценка работы

Я предлагаю вам, чтобы вы оценили свою работу на уроке: (на столе у каждого лежат звездочки трех цветов)

Крас.звезда - на уроке было легко, интересно.

Желт.звезда - испытывал затруднения.

Корич.звезда - на уроке было скучно, трудно, я ничего не понял.

Дом.зад. Подготовить сообщение о Луне от имени астронавта или ученого астронома.

Список литературы:

    Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 2 класса: В 2 ч. – 8 изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.

    Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь по окружающему миру для 2 класса – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013.

    Гулуева Т.С. Окружающий мир 2 класс. Методические рекомендации к учебнику Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 2 класс. – Волгоград: Учитель, 2009. – 281с.

Приложение 1

Сказка «Почему у месяца нет платья»

Заглянул Полумесяц к Портному,

Не к небесному, а к земному.

-Сшей мне, мастер, нарядное платье,

Буду по небу в праздник гулять я!

Снял Портной с Полумесяца мерку.

Приглашает его на примерку.

Но всего лишь за несколько дней

Вдвое сделался Месяц полней.

И в плечах, и в груди ему тесно

Так поправился Месяц небесный!

Чуть не плачет с досады Портной:

-Что за бес подшутил надо мной!

Ваша милость слегка пополнела

Иль от стирки материя села, -

Я, по правде сказать, не пойму...

Ладно! Новую примерку сниму.

Вот проходят за сутками сутки,

Не теряет Портной ни минутки.

Ну, а Месяц - гуляка ночной

Стал тем временем полной Луной.

Примеряет он тесное платье

И, вздыхая, бормочет проклятья:

-Греховодник, мошенник, злодей!

Постыдился бы добрых людей.

За последние три дня и три ночи

Платье стало тесней и короче!

Ничего не ответил Портной,

Где уж спорить Портному с Луной!

Снял он мерку с заказчика снова:

Будет к празднику платье готово.

Швы у платья Портной распорол,

Грудь расширил, надставил подол.

Доработать осталось немножко,

А уж Месяц стучится в окошко.

Да не Месяц, а тоненький Серп

В это время он шёл на ущерб,

Не Луна, а всего половинка:

Только рожки да круглая спинка.

Весь затрясся от гнева Портной:

-Нет, довольно шутить надо мной!

Угодить вам пытался я сдуру.

Что ни день, вы меняли фигуру.

То Вы делались круглым, как блин.

То худым, точно этот аршин.

Шить Вам платье - пустое занятье,

Оставайтесь-ка лучше без платья!

Приложение 2

Правила работы в парах

    Работать должны оба.

    Один говорит, другой слушает.

    Если не понял, переспроси.

Правила работы группах

    В группе должен быть ответственный.

    Если не понял, переспроси.

    Один говорит, другие слушают.

    Своё несогласие высказывай вежливо.

    Работать должен каждый на общий результат.

Приложение 3

Карточки с высказываниями для работы в группах.

I группа

Марс, Солнце, Луна, искусственный, естественный, спутник Земли, Плутон.

(«Луна - естественный спутник Земли»)

II группа

Первые, люди, животные, Армстронг, Гагарин, покорившие, Олдрин, Луну. ( Первые люди покорившие Луну - Армстронг и Олдрин»)

III группа

Кратеры, образованные, комет, от ударов, впадины, это, метеоритов. (Кратеры - это впадины, образованные от ударов метеоритов.)

Приложение 4

Творческий отчёт с фотоматериалами


Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...