Почему парта эрисмана была неудобной мнение экспертов. Исследовательская работа "школьная парта". Изменение осанки у учащихся при использовании разных типов школьной мебели

Парта Эрисмана

Первая попытка хоть как-то решить проблему правильной посадки школьника в классе увенчалась успехом приблизительно в начале второй половины XIX века, когда Высочайшим Постановлением было предписано - во всех школах использовать парты единого образца.

Эти парты просуществовали без изменений до второй половины ХХ века, на них сидели еще наши прапрабабушки и прапрадедушки и все ныне живущие, рожденные, по крайней мере, до 50-го года! Редкий образец удачной конструкции изделия, по распространению сравнимый разве, с автоматом Калашникова! Но большинство сегодняшних молодых мебельщиков эту парту просто не помнят. Не довелось.

Она представляла собой мощную конструкцию, изготовленную целиком из массива дуба, отдельные детали, которой имели толщину до 40, и даже до 60 мм. Эта двухместная парта включала продольных два полоза, на которых крепились сиденье со спинкой и наклоненная столешница с двумя откидными клапанами-крышками, под которой располагалась полка для портфелей и толстый брус-подножка. Дальний от сидящего за партой край столешницы, был выполнен в виде узкой горизонтальной поверхности, на которой имелись два отверстия, куда вставлялись фарфоровые чернильницы, и два желобка для ручки или карандаша. Весь низ парты окрашивался натуральной и безвредной масляной краской в светло коричневый цвет, а столешница - в черный, который сменился светло зеленым только в начале 60-х годов прошлого века. Все детали, из которых была склеена парта, не имели никаких острых ребер и углов. Интересно и то, что петли откидных крышек, ломались довольно часто, но не продавались нигде, и их изготовление служило прекрасным занятием для мальчиков на уроках труда!

За такой партой ученик мог сидеть только в одном, лишь в самом удобном для него положении, словно сегодняшний космонавт в индивидуальном ложементе. Этому способствовали нужная высота спинки, поддерживавшей именно поясницу, правильно рассчитанный уровень высоты подножки, точное расстояние до нее от переднего края сиденья, правильный угол наклона столешницы и т.д. А для того, чтобы парты как теперь говорят, росли вместе с учеником, - они выпускались в четырех типоразмерах.

То есть уже полтора века назад безопасность ребенка ставилась во главу угла! Все было продумано и проверено, полностью соответствовало требованиям тех наук, которые родились значительно позже самой этой парты - антропометрии и эргономики. Это произошло почти за век до разработок шведского врача-гигиениста Б. Акерблома, проведшего в сороковых годах ХХ века исследования по сравнению форм различных стульев, кресел и сидений с антропологическими характеристиками человека и создавшего за полвека до появления самого этого понятия "дизайн", так называемую "Линию Акерблома", известную теперь любому дизайнеру!

Так, почему же этих, столь безопасных и сохраняющих здоровье детей и подростков предметов, в наших школах вдруг, не стало? Почему они сохранились лишь в единичных экземплярах, да и то, в музеях? Есть лишь один единственный класс, полностью оснащенный этими партами - в здании Симбирской гимназии, где учились еще Ленин и Керенский! Дело в том, что такая парта имеет несколько существенных недостатков. Один из них - встать из-за нее можно было, только откинув крышку, словно люк танковой башни. И учителя каждый раз, первого сентября, вновь и вновь тренировали классы вставать из-за парт не создавая оглушительного грохота. Если ученик, вызванный к доске, вставал, то учебник или его большая тетрадь сдвигались поднятой крышкой вперед, цепляли чернильницу, и все ее содержимое выливалось на спину сидящего впереди. Причем, фиолетовые чернила, потом сводились обычно нашатырным спиртом или нашатырно-анисовыми каплями от кашля.

Но главная трудность состояла в уборке помещения. Ведь парты, соединенные в один продольный ряд и сцепленные между собой выступающими концами своих полозьев - неприступная конструкция, почти недоступная для веника и тряпки. Ведь, когда после революции ликвидировали должность уборщиц, и в действие вступил чеховский лозунг: "чисто не там, где метут …", - уборку доверили самим школьникам. В результате, настоящая очистка пола стала производиться только летом - при его новой покраске... Эту самую чудо-парту разработал не кто-нибудь, а сам Эрисман - знаменитый российский гигиенист девятнадцатого века, имя которого носят несколько институтов. Такие парты с наклонной рабочей плоскостью, спинкой и подставкой для ног помогают сохранять правильную осанку. И глаза напрягаются меньше.

В работе "Влияние школ на происхождение близорукости" (1870) он указал на рост числа близоруких детей и усиление степени близорукости среди учащихся по мере приближения окончания школы. Вскрыв причины этого явления, Ф.Ф. Эрисман разработал мероприятия по предупреждению близорукости и гигиенические требования к освещению классных комнат. Он то и предложил конструкцию парты, получившей впоследствии название "парты Эрисмана", определил основные требования к конструкции парты и ее размеры. Ф.Ф. Эрисман результаты этих исследований обобщил в проекте так называемой образцовой классной комнаты.

Рис. 3. Основные элементы парты и их размеры: А - горизонтальная доска крышки парты; Б, В - наклонная доска; Б - неподвижная часть; В - поднимающаяся часть; Г - спинка скамьи; Е - боковые стойки; Ж - полозья-бруски; ЦТ - центр тяжести; ТО - точка опоры.

Высота сиденья скамьи должна соответствовать величине длины голени от подколенной ямки до подошвы плюс 2 см на толщину каблука. При правильной посадке нога в коленном суставе должна быть согнута под прямым углом. Глубина сиденья должна быть такова, чтобы большая часть бедра (2/3-3/4) опиралась на сиденье. Спинка парты делается из одного или двух брусков, лучше из двух, что обеспечивает пояснично-крестцовую и подлопаточную опору. Дифференция - расстояние по вертикали от края стола до плоскости сиденья - должна быть равна расстоянию от локтя (при опущенной и согнутой в локтевом суставе руки) до сиденья плюс 2 см. В норме это 1/7-1/8 часть роста. Дистанция скамьи - расстояния по горизонтали между задним краем стола парты и передним краем сиденья - отражает соотношение между краем стола и краем скамьи. Различают положительную, нулевую, отрицательную дистанцию. Дистанция скамьи должна быть отрицательной, т.е. край скамьи должен заходить под край стола на 3-4 см (рис. 4).

Рис. 4. Дистанция сиденья парты: А - отрицательная; Б - нулевая; В - положительна

школьный парта эрисман близорукость

Оптимальная длина стола для различных номеров парт колеблется от 120 до 140 см. Крышка стола парты должна иметь наклон 15°. При таком наклоне ось зрения перпендикулярна плоскости книги, что создает при меньшем напряжении органа зрения хорошую видимость. В настоящее время разработаны и разрабатываются новые модели парт (легкие, светлой окраски). Путем сравнения величины отдельных частей стола и стула с соответствующими размерами тела учащегося устанавливают, соответствует ли стол и стул сидящему за ним. Парта или стол и стул каждого номера служит для определенной ростовой группы. Ученические столы и стулья изготавливаются пяти групп: А для учащихся, имеющих рост до 130 см; Б " " " " от 131 до 145 см; В " " " " " 146 " 160 "; Г " " " " " 161 " 175 "; Д " " " " более 176 см. Каждая парта или ученический стол со стулом должны иметь маркировку: на внешней боковой поверхности парты или стола делают рельефную маркировку с обозначением номера стола в числителе и поста учащихся в знаменателе. Например, Г/161-175. Кроме того, на обеих внешних боковых сторонах ученического стола должна быть нанесена дополнительная цветовая маркировка в виде круга диаметром 25 мм или горизонтальной полосы (кольца) шириной 20 мм. На ученических стульях рельефная маркировка наносится на задней поверхности спинки, а цветовая - на ножках с обеих сторон стула. Для ученических столов и стульев установлена следующая цветовая маркировка: для группы А - желтая " Б - красная " В - голубая " Г - зеленая " Д - белая Согласно новому ГОСТ на школьную мебель, ученические столы и стулья изготовляют двух типов: I тип - с постоянными параметрами и II - с регулируемыми параметрами, причем ученические столы могут быть одно-и двухместными. Рабочая поверхность столов должна быть отделана прозрачными лаками или эмульсиями и другими материалами, отвечающими гигиеническим требованиям, иметь светлую окраску, ровный тон и цвет, допускать мытье теплой водой (60°) с применением моющих средств. Классные доски длиной 3-3,5 м и шириной 1,2 м располагаются обычно посередине передней стенки класса. Нижний край доски должен немного возвышаться над партами. В начальной школе доску укрепляют на уровне 80-85 см от пола, а в средних и старших классах - 90-95 см. По нижнему краю доски делают лоток для предупреждения загрязнения пола меловой пылью. По верхнему краю доски прикрепляют крючки для развешивания таблиц. Над досками должно быть добавочное местное освещение. Поверхность доски должна быть ровной, гладкой, матовой. Для покрытия классных досок используют линолеум, пластмассу, резину. Цвет доски для кабинетов черчения рекомендуется черный, а в остальных случаях - темно-зеленый, коричневый.

Многие ли нынешние дети знают, как выглядела ? Думаем, что им знаком скорее всего современный , а его история его появления скрыта за пеленой времени. Однако, для каждого поколения были свои.
Теперь давайте обо всём по порядку...
В древней Греции, Риме или Египте партой, служила обычная деревянная или глиняная дощечка, лежащая у него на коленях.

Студенты смиренно сидели на ступеньках анфилады или лестницы храма, посвященного древним Богам Олимпа и часами внимали, а иногда и просто зубрили нудные постулаты, мудреные теоремы и аксиомы, послушно и тщательно повторяя их за философами. Так же были популярны общественные лекции в небольших колизеях. Кстати, именно оттуда берут свое начало поточные аудитории.


Уже в Средневековье учеников у преподавателя стало значительно меньше (как за счет войн и эпидемий, так и за счет общего падения интереса к образованию) и сидеть они стали рядом с ним.
На Руси в то же время ребятишек сажали на лавки вдоль стен избы, оставляя при этом пространство посередине для работы лектора.

Немногим позже в Европе появился поставец - тумба или конторка с откидной полкой для удобства письма и хранения письменных принадлежностей.

Только в 19 веке врачи задумались над влиянием рабочего места подростка на его здоровье?
И первым настоящую, специально сконструированную ученическую парту показал миру русский учёный Федор Федорович Эрисман. Изначально за ней мог заниматься только один человек.

Однако, из-за дороговизны мебели, в 20 веке набрали популярность двухместные изделия того же конструктора.

Более ста лет изобретение русского ученого пользовалось популярностью.
Обратите внимание на фото 1950-х годов.
Может кто-нибудь узнает своего дедушку или бабушку?

Однако, в 1970-е годы было решено посадить детишек обратно за обычные столы.

Сегодня учителя и родители, заботящиеся о своих чадах, понимают насколько полезна была модель Эрисмана и постепенно возвращаются к подобным конструкциям.
На сегодняшний день лучшим вариантом и современным прототипом таких моделей является или другими словами , которая обеспечивает правильную анатомическую посадку ребенка в процессе обучения в школе или дома, помогая успешно бороться против сколиоза или ухудшения зрения ребенка.

Введение.

Мебель для школы во всем своем многообразии появилась в истории не сразу. История школьной мебели началась с самого необходимого для занятий предмета – школьной парты . Хотя многие, по привычке, называют стоящие в классе столы партами. А ведь больше 100 лет парта была спутником любого школьника от первого класса до получения аттестата зрелости!

В школах древности никаких особых парт и столов ученикам не полагалось. Школяры времен Древней Эллады или Рима писали на покрытой воском дощечке, пристраивая ее у себя на коленях.

В Средневековье и более поздние времена все ученики, находящиеся под началом учителя, усаживались за один стол. В некоторых странах они сидели на стульях, а на Руси, как правило, на деревянных лавках. Потом школьники стали заниматься на так называемом поставце – столике с откидной наклонной доской, за которой работали стоя. В школе эти поставцы не прижились, но из них со временем получилась канцелярская «конторка» (ее можно увидеть на рисунках и картинах XIX века) и хорошо знакомый вам секретер (за которым, правда, работают сидя на стуле).

Но уже к середине XIX

Первым к идее новой школьной мебели пришел знаменитый русский ученый, профессор Московского университета, специализировавшийся на гигиене человека, Федор Федорович Эрисман… Первая попытка хоть как-то решить проблему правильной посадки школьника в классе увенчалась успехом приблизительно в начале второй половины XIX века, когда Высочайшим Постановлением было предписано - во всех школах использовать парты единого образца.

Цель: исследовать и сравнить степень действия формы и вида школьной парты на здоровье школьника.

Задачи :

    Изучить литературу по данной теме;

    Познакомиться с историей происхождения школьной парты и её усовершенствованием;

    Познакомить с историей возникновения школьной парты в России;

    Выявить преимущества и недостатки школьной парты;

    Рассмотреть виды школьных парт в разных странах мира;

    Проанализировать характер воздействия на здоровье учеников школьной парты;

    Показать изменение школьной парты во времени и современное ее усовершенствование.

Методы исследования : анализ литературы по проблеме исследования, социологический опрос, статистические данные, использование интернет – ресурсов, корректировка в конструкции парт.

Гипотеза : влияние конструкции школьной парты на здоровье ученика.

Объект исследования : учащиеся МБОУ «Лянторской СОШ № 3».

Предмет исследования: школьная парта.

Практическая значимость проекта : данный проект помогает выяснить значимость правильной школьной мебели в формировании здорового детского организма, влияние школьной парты на профилактику детского сколиоза и развитие ранней близорукости у школьников, формирование правильной осанки; показывает на то, как сказывается удобство школьной парты на усидчивости ребёнка, его способности лучше усваивать учебный материал.

Глава 1. История школьной парты.

    1. Парта Эрисмана

К середине XIX века и учителя, и медики стали задумываться – а как сказывается на здоровье школьника сидение несколько часов подряд за не приспособленным для долгих занятий столом? Ведь такое неудобное положение очень вредно для позвоночника! Да и зрение от этого портится…

Первым к идее новой школьной мебели пришел знаменитый русский ученый, профессор Московского университета, специализировавшийся на гигиене человека, Федор Федорович Эрисман.

Но парта Эрисмана поначалу делались одноместными. С одной стороны, это хорошо: никто ни у кого не мог списать, никто никому не мешал. Только вот стоили такие парты довольно дорого и занимали в классе много места. Поэтому в большинстве школ 20го века использовались парты на двоих.

Первая попытка хоть как-то решить проблему правильной посадки школьника в классе увенчалась успехом приблизительно в начале второй половины 19го века, когда Высочайшим Постановлением было предписано - во всех школах использовать парты единого образца.
Эти парты просуществовали без изменений до второй половины 20го века, на них сидели еще наши прапрабабушки и прапрадедушки и все ныне живущие, рожденные, по крайней мере, до 50-го года! Редкий образец удачной конструкции изделия, по распространению сравнимый разве, с автоматом Калашникова! Но большинство сегодняшних молодых мебельщиков эту парту просто не помнят. Не довелось.
Она представляла собой мощную конструкцию, изготовленную целиком из массива дуба, отдельные детали, которой имели толщину до 40, и даже до 60 мм.

Эта двухместная парта включала продольных два полоза, на которых крепились сиденье со спинкой и наклоненная столешница с двумя откидными клапанами-крышками, под которой располагалась полка для портфелей и толстый брус-подножка. Дальний от сидящего за партой край столешницы, был выполнен в виде узкой горизонтальной поверхности, на которой имелись два отверстия, куда вставлялись фарфоровые чернильницы, и два желобка для ручки или карандаша.

Весь низ парты окрашивался натуральной и безвредной масляной краской в светло коричневый цвет, а столешница - в черный, который сменился светло зеленым только в начале 60-х годов прошлого века. Все детали, из которых была склеена парта, не имели никаких острых ребер и углов. Интересно и то, что петли откидных крышек, ломались довольно часто, но не продавались нигде, и их изготовление служило прекрасным занятием для мальчиков на уроках труда!

За такой партой ученик мог сидеть только в одном, лишь в самом удобном для него положе-нии, словно сегодняшний космонавт в индивидуальном ложементе. Этому способствовали нужная высота спинки, поддерживавшей именно поясницу, правильно рассчитанный уро-вень высоты подножки, точное расстояние до нее от переднего края сиденья, правильный угол наклона столешницы и т.д. А для того, чтобы парты как теперь говорят, росли вместе с учеником, - они выпускались в четырех типоразмерах.
То есть уже полтора века назад безопасность ребенка ставилась во главу угла!
Все было продумано и проверено, полностью соответствовало требованиям. Так, почему же этих, столь безопасных и сохраняющих здоровье детей и подростков предметов, в наших школах вдруг, не стало? Почему они сохранились лишь в единичных экземплярах, да и то, в музеях? Есть лишь один единственный класс, полностью оснащенный этими партами - в здании Симбирской гимназии, где учились еще Ленин и Керенский!

1.2 Недостаток парты Эрисмана
Дело в том, что такая парта имеет несколько существенных недостатков. Один из них - встать из-за нее можно было, только откинув крышку, словно люк танковой башни. И учите-ля каждый раз, первого сентября, вновь и вновь тренировали классы вставать из-за парт не создавая оглушительного грохота. Если ученик, вызванный к доске, вставал, то учебник или его большая тетрадь сдвигались поднятой крышкой вперед, цепляли чернильницу, и все ее содержимое выливалось на спину сидящего впереди. Причем, фиолетовые чернила, потом сводились обычно нашатырным спиртом или нашатырно-анисовыми каплями от кашля. Но главная трудность состояла в уборке помещения. Ведь парты, соединенные в один продоль-ный ряд и сцепленные между собой выступающими концами своих полозьев - неприступная конструкция, почти недоступная для веника и тряпки. Ведь, когда после революции ликви-дировали должность уборщиц, и в действие вступил чеховский лозунг:«чисто не там, где ме-тут …», - уборку доверили самим школьникам. В результате, настоящая очистка пола стала производиться только летом - при его новой покраске...Такие парты с наклонной рабочей плоскостью, спинкой и подставкой для ног помогают сохранять правильную осанку. И глаза напрягаются меньше. Так как ученики год от года становились старше, то парты произво-дились для четырех возрастных групп. Со временем такие парты обзавелись отверстиями для , книгодержателем и другими приспособлениями, стали выпускаться более раз-нообразными по размерам…

1.3 Парта 60-х годов.

В начале 60-х годов прошлого века, когда наконец-то началось строительство жилья, был объявлен и другой лозунг: «В новую квартиру - с новой мебелью!». Новые парты были нужны обязательно! Но государство не могло осилить огромные затраты на их полную замену, да и в стране просто не растет столько дуба, чтобы разом изготовить миллионы новых парт.

Вот тогда-то и придумали дешевые столики на трубчатых металлических ножках, с при-ставным стулом, который во время уборки можно было бы ставить ножками вверх - си-деньем на столешницу. К тому же, такая конструкция помогала учителю в начале учебного дня сразу увидеть, кого сегодня нет в школе. Тогда, в период «оттепели», всем очень хоте-лось хоть как-то отойти от этого сидения в классе в строгой позе, в ряд, затылок в затылок. Мечталось об американском опыте, когда ученики словно бы ведут диалог с учителем, сидя за индивидуальными столами, свободно расставленными в классе. Но суровая действитель-ность: недостаток учителей и школьных помещений скоро снова заставили сажать учеников по двое за вновь разработанные столы, по-прежнему, выстроенные в классе в три ряда.
От этой мебели гигиенисты пришли в ужас сразу же, еще в 60-х, только один раз увидев, как криво-косо сидел за ней наш ученик.

1.4 Современная школьная парта.

Мебель для школ не выставляют в магазинах. Ее заказывают и покупают оптом. Делать ее - выгодно. Но чтобы оценить, что же сегодня предлагают наши изготовители, достаточно пройтись по страницам Internet .

Выбор школьной мебели крайне скуден. Заметно, что ее проектирование проводилось домашними умельцами, не только не читавшими действующих стандартов, но и не знающих даже, чем парта отличается от стола со стулом - партой огульно называется теперь все, что предназначено для занятий ученика сидя.

Вся школьная мебель похожа на ту, что была сделана в 60-е, только стала она еще хуже - почему-то стало немодным выполнять даже элементарные требования стандартов. Взамен прочного, многослойного пластика, применяется ламинированная плита, у мебели острые уг-лы, нет наклона у столешниц, высота их не регулируется, ростовые размеры детей и подрост-ков не учтены, стул не регулируется по высоте, его невозможно зафиксировать на нужном расстоянии от стола, нет подножек, подлокотников. Ядовитые выделения из ДСП, вдыхают школьники все десять лет своей учебы, - не хочется и спрашивать, какое здоровье будет у наших будущих поколений. Достаточно просмотреть статистику военкоматов при призыве в армию...
Похоже, что те, кто разрабатывает эти изделия, просто мстят младшим за свои уже прошедшие десятилетние мучения в школе за неудобным и опасным столом.

Больше 100 лет парты Эрисмана стояли во всех классах наших школ, постепенно совершенствуясь, но не изменяя основной идее. Но вот в 1970-е годы решили «усовершенствовать» школьную мебель: ведь это непорядок, когда современные дети вынуждены сидеть за партами, придуманными еще во времена Александра Второго! Однако создать что-то принципиально новое оказалось труднее, чем принять по этому поводу постановление правительства. А потому старые добрые парты просто заменили обычными канцелярскими столами и стульями. Подобная мебель не способствует сохранению здоровья школьников, и уж тем более – росту успеваемости. Есть, правда, передовые школы, которые могут себе позволить приобретение новой, практичной и правильной с точки зрения медицины мебели.

Но конструкторская мысль не стоит на месте. Существует множество проектов (разработок и даже реальных образцов) самых современных школьных парт, которые не только отвечают всем требованиям медицинской науки, но и включают в себя многие достижения науки и техники. Парты, растущие вместе с учениками, парты со встроенными в них компьютерами и даже интерактивные сенсорные парты, разработанные учеными Даремского университета, сочетающие функции клавиатуры и дисплея. То, что «напишет» ученик за такой партой, может тут же без труда «проявиться» на классной доске или за столом учителя. Внедрению всей новой техники препятствует только одно: такие парты пока еще весьма дорогие. И все же будем надеяться, что вам еще предстоит посидеть за такими чудо - партами. Ведь время и ученые работают на вас!

    1. НормыСАнПиНа.

Немецкая школьная парта.

Занимаясь домашним уютом и интерьером мы порой забываем о своих детях. Собирая их в школу, покупаем им рабочий стол или парту, какую найдем в ближайшем магазине или зака-жем в интернет-магазине. Главный критерий в выборе выдвижных ящичков для хранения - побольше. Потом "чадо" садится делать уроки, а мы твердим ему: "сиди прямо" "глаза сло-маешь", "горб наживешь", ну, и так далее, - в зависимости от фантазии родителя. Все это правильно. Просто ребенок не может сидеть за столом с прямой столешницей, не согнув-шись.

Времена к счастью иногда меняются. По новому САнПиНу столешница школьной парты должна иметь от 12 до15гр наклона. Сидя за ней, наши дети просто технически не смогут "горбиться". Это уже заложено анатомически и придумано век назад .

Материал -березовая фанера. Предполагаемое покрытие - морилка, полиуритановый лак. Регулировка по высоте. Под столешницей ящик для хранения тетрадей и книг. Будет допол-нено стопором или газовым лифтом.

Ребенок работая за такой партой меньше устает, а натуральный материал дает тепло и чувство комфорта. На данный момент"полевые" испытания показали полную работоспособность этой парты.

Глава 2. Школьные парты в разных странах мира.

2.1 Перуанская школа.

2.2 Школа Нигерии

2.3. Немецкие школьники

2.4. Школа в Японии

Урок классического японского языка (г.Токио)

2.5 Школьники Бразилии

2.6 Английская школа

Глава 3. Характер воздействия школьной парты на здоровье учеников.

3.1 Статистические данные

Вопрос здоровья школьников волновал и учителей, и медиков еще в 19 веке. По данным социологического исследования мы выявили, что неудобное положение очень вредно для позвоночника (развивается детский сколиоз).

Да и зрение от этого портится - развивается (близорукость)…

Данные представлены в диаграмме.

В настоящее же время – 3% детей в первые годы учебы уже имеют нарушения зрения. К 3-4 классу этот показатель растет до 10%. В 7-8 классе он составляет 16%, а среди старшеклассников почти 20% страдают близорукостью.

Сегодня миопию по праву можно считать «молодеющим» недугом. Это заболевание чаще всего обнаруживается у детей в возрасте 8 - 12 лет, а в подростковый период происходит его усиление.

Близорукость у подростков в последние годы приобрела поистине пугающие масштабы - по статистике миопией страдает каждый третий ребенок в возрасте 14 - 15 лет. Стабилизируется острота зрения, как правило, в возрасте от 18 до 25 лет. Среди учащихся 1-2-х классов близорукость встречается у 3-6%, 3-4-х классов - у 6%, 7-8-х классов - у 16% и в 9-10-х - более чем у 20%. Выраженная (высокая, далеко зашедшая) близорукость дает свыше 30% слабовидения и слепоты от всех глазных заболеваний, она является преградой к выбору многих профессий.

По данным диспансеризации, у школьников за последние годы почти в два раза выросло количество заболеваний позвоночника. В результате - в четырех случаях из пяти это приводит к “взрослому” остеохондрозу, который оборачивается межпозвоночными грыжами, радикулитами и т.д., а иных делает инвалидами. По данным углубленных педиатрических осмотров детей в дошкольных учреждениях, в последнее десятилетие нарушения костно-мышечной системы стоят на первом месте среди всех встречающихся морфофункциональных отклонений. В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) растет число детей с асимметричной осанкой, с деформациями грудной клетки и нижних конечностей.

- Каковы симптомы самого распространенного из детских ортопедических заболеваний - сколиоза?

- Греческое слово “сколиоз” (по-латыни scoliosis) означает “кривой”. Основной симптом - боковое искривление позвоночника и его скручивание вокруг своей оси (торсия). Но этот недуг нужно рассматривать не только как ортопедическую деформацию, а как сложное заболевание костной и нервно-мышечной системы растущего организма. Эта прогрессирующая патология, развиваясь, вызывает тяжелые, зачастую необратимые деформации скелета ребенка. У больных сколиозом не только уродуется фигура, но происходят функциональные нарушения состояния внутренних органов, в первую очередь - сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Малый рост, сутулость, а в тяжелых случаях и горб меняют психику подростков, особенно девочек - они становятся нелюдимыми, раздражительными. Кстати. Девочки заболевают сколиозом в 4-6 раз чаще, чем мальчики. Болезнь начинается с нарушения осанки. Первыми аномалию должны заметить родители. Неправильная поза в положении сидя, стоя, странная походка не должны остаться без внимания и педагогов.

Согласно исследованиям, почти 70% юношей и девушек эти страшные заболевания приобретают в школе, а значит, их можно предотвратить? Какие меры профилактики посоветуете вы - специалист, работающий с детьми более 30 лет?- Если своевременно оказать амбулаторную помощь, у детей с нарушениями осанки и сколиозом можно приостановить дальнейшее нарастание деформаций и стабилизировать позвоночник. Однако из-за отсутствия в нашей стране единой государственной программы и слабо развитой сети спецмедучреждений для лечения детей с нарушениями осанки и начальными формами сколиоза подавляющее большинство их остается без квалифицированной помощи или попадает в руки непрофессионалов. Проблема не только медицинская, но и социально-экономическая, требующая вмешательства государства.

3.2 Изменение школьной парты во времени и современное ее усовершенствование. Больше 100 лет парты Эрисмана стояли во всех классах наших школ, постепенно совершенствуясь, но не изменяя основной идее. Но вот в 1970-е годы решили «усовершенствовать» школьную мебель: старые добрые парты просто заменили обычными канцелярскими столами и стульями. Подобная мебель не способствует сохранению здоровья школьников, и уж тем более – росту успеваемости. Есть, правда, передовые школы, которые могут себе позволить приобретение новой, практичной и правильной с точки зрения медицины мебели.

Виды школьных парт:

Школьная парта с регулируемой высотой
1-местная или 2-местная (отдельно школьный стол, и отдельно школьные стулья). Школь-ная парта без наклона столешницы, подходит с первого по старшие ученические классы. Можно регулировать высоту стола и стула под изменяющийся рост ребёнка.

Школьная парта антисколиозная с регулируемой высотой
1-местная или 2-местная (отдельно ученический стол, и отдельно ученические стулья).
Ученическая, школьная парта рекомендуется для младших ученических классов, т.к. она имеет специальные пазы со стороны ученика, которые дают возможность сидеть как можно ближе к столу и локти ученика при этом не будут провисать, соответственно позвоночник будет находится в правильном положении. Эта школьная парта ученика имеет стандартный наклон столешницы 7 градусов. Ученик может регулировать высоту школьного стола и школьного стула под свой рост.

В начале учебного года в Кирове открылась выставка «Страна Буквария». В областном музее дети могут узнать, какими были дореволюционные и советские школы, увидеть архивные фотографии, буквари и учебники, канцелярские принадлежности. «Русская планета» решила поддержать интересный проект и рассказать, как за два века изменились вещи, которые все это время были неотъемлемыми атрибутами школьной жизни.

Школьная парта

До середины XIX века дети в школах сидели на неудобных скамьях или стульях за самыми обычными столами. От постоянного напряжения их осанка и зрение с годами портились. Врачи заговорили об этом, и в 1870 году офтальмолог, основоположник отечественной науки о гигиене Федор Эрисман создал первую в мире школьную парту - комбинацию из стула, соединенного со столом с наклонной столешницей и подставкой для ног. Эта парта была сконструирована так, чтобы текст в учебнике или тетради можно было читать только под прямым углом и с оптимального расстояния в 30–40 сантиметров, а сутулиться стало просто невозможно. Император Александр II высочайшим указом постановил оснастить новинкой все школы России без исключения. Она до сих пор демонстрируется на выставке достижений в Брюсселе как непревзойденный образец ученической мебели.

«У эрисмановских парт был всего один недостаток - они обходились очень дорого, - рассказывает корреспонденту РП преподаватель возрастной анатомии и физиологии Галина Лощева. - Во-первых, они были одноместными - так дети, конечно, не списывали и не отвлекали друг друга, но зато, чтобы усадить всех учеников, требовались большие классы. Во-вторых, все детали парт для прочности конструкции были не тоньше 40 см, изготавливали их из массива дуба, а это дорогое дерево. В-третьих, по разработанным Эрисманом нормам каждой школе полагалось иметь семь модификаций парт, чтобы дети могли пересаживаться на подходящие им по росту по мере взросления. После их установки дороже обходилась работа уборщиц - тяжелые парты нельзя было сдвинуть, и уборка отнимала очень много времени».

В конце XIX века ссыльный студент Петр Коротков, работавший учителем в уральском селе Бруснятском, придумал, как почти вдвое сократить расходы. Он решил сделать парты двухместными - так они занимали меньше пространства в тесных классах, - а чтобы детям было удобнее вставать из-за стола, сделать часть столешницы откидной. Поскольку в деревенских классах у учеников не было собственных шкафчиков, Коротков заодно решил прикрутить к парте боковые крючки для портфелей, приделать под столом полочки для учебников, а на столешнице сделать углубления для чернильницы. В столичных школах использовали дорогие чернильницы-непроливайки - у них края конусом загибались внутрь в форме глубокой воронки, и чернила не вытекали, если ее опрокинут или перевернут. А деревенским школам непроливайки были не по карману, поэтому любая неосторожность заканчивалась пятном на учебниках или одежде. Углубление в столешнице помогало это предотвратить. Рядом с ним Коротков сделал еще и два желобка для пера и карандаша - собственных письменных приборов, как и пеналов для их переноски, у деревенских детей не было.

Парта Петра Короткова. Фото: sgpress.ru

Именно в таком удешевленном виде парты Эрисмана благополучно перекочевали из царских школ в советские. И педагоги по-прежнему годами добивались от детей, чтобы они не хлопали откидными столешницами, когда вставали и садились, приветствуя учителя в начале урока. Правда, со временем проблема решилась сама собой - стук стал тише, поскольку парты стали делать не из дорогого дерева, а из дешевых ДСП и металлических труб. Тогда же из экономии разделили прежде жестко скрепленные полозьями стулья и стол, после чего ученики получили возможность садиться слишком далеко от стола или излишне близко к нему, а не на оптимальном для зрения расстоянии. А затем при производстве парт и вовсе решили ограничиться всего двумя модификациями вместо семи - для младших школьников и для остальных учеников, и в итоге парты частенько не подходили им по росту.

«К 70-м годам прошлого века стало понятно, что удешевленный вариант не работает - осанка у детей портится, зрение ухудшается. Учителя списали эти ухудшения на то, что дети до сих пор сидят за партами, изобретенными еще при Александре II, - продолжает Галина Лощева. - И тогда их заменили на канцелярские столы и стулья на металлических ножках из полых трубок. Их было тяжело сломать и можно было с легкостью поднять и поставить на стол, чтобы помыть пол. Других достоинств у них не имелось. Круг замкнулся - российские школы вернулись к абсолютно не удобной для детей мебели, от который веком ранее их очистил Эрисман».

Школьная доска

До середины XIX века больших школьных досок, которые висели бы на стене перед всеми детьми, в российских школах не было. Зато у каждого ученика была собственная маленькая доска, называвшаяся аспидной или грифельной. По виду она напоминала современные планшеты и была сделана из тонкого, но прочного слоя черного сланца, обрамленного деревянной рамой. Писали на аспидных досках грифелем или палочкой из алюминия, а потом стирали написанное обычной тряпкой. Это обходилось дешевле, чем писать чернилами на бумаге.

«Соединить несколько небольших аспидных досок в одну большую и закрепить их на стене впервые догадался в начале XIX века Джеймс Пилланс, директор одной из шотландских школ, - рассказывает корреспонденту РП историк Роман Бирюков. - Будучи преподавателем географии, он же впервые придумал использовать для рисунков на доске мелки разного цвета: синие для воды, зеленые для гор, красные для обозначения мест битв. Более того, он создал собственный рецепт изготовления цветных мелков, начав окрашивать белый мел с помощью смеси из красящего пигмента и овсянки.

Остальные школьные учителя быстро оценили изобретение шотландца. Оно давало возможность сопровождать устный рассказ наглядными иллюстрациями, а главное - вызывать учеников к доске, чтобы они отвечали перед всем классом. Мода на школьные доски распространялась, как эпидемия, и к середине XIX века добралась до России. Правда, делать доски стали не из дорогого аспидного сланца, а из дерева и затем красить матовой краской в привычный черный цвет - на нем хорошо видны надписи мелом. Кстати, если ученик гимназии, вызванный к доске, шел к ней слишком быстро или чересчур медленно, его могли за это выпороть розгами».

«В советское время на смену деревянным школьным доскам пришли дешевые доски из ДВП или ДСП, обрамленные алюминиевым уголком, - продолжает Роман Бирюков. - С середины прошлого века стали популярны трехсекционные модели - из досок на шарнирах, открывающихся, как створки окна. В 80-е годы самые продвинутые учителя летом приглашали в классы родителей, чтобы они своими силами соорудили новомодный вариант - "сэндвич" из нескольких досок, раздвигавшихся подобно дверцам шкафа-купе. Затем распространилась мода на зеленый цвет как более щадящий для зрения». Неизменным оставалось лишь одно - на всех этих досках писали мелом. И каждый раз его приходилось стирать тряпкой, пачкая руки. Чтобы в классе не было пыли, специально назначенный дежурный должен был следить, чтобы тряпка всегда была мокрой и чистой.

Лишь в 90-е годы тряпки наконец-то заменили специальными ластиками для стирания, а сами доски стали делать на металлической основе, чтобы к ним можно было прикреплять наглядные пособия на магнитах. На смену краске и пластику пришли специальные эмали, которые не бликуют на солнце. Открытием XXI века стало керамическое покрытие и использование шероховатого фарфора, рассчитанного на десятки лет службы. Однако даже такие высокотехнологичные доски сейчас постепенно вытесняются интерактивными.

Школьная сумка

Первые школьные портфели появились лишь в конце XIX века. До этого городские школьники отправлялись в гимназию, уложив учебники и тетради в стопку и перетянув их специальным кожаным ремешком, а в деревнях дети ходили в школу с холщовыми сумками через плечо. Портфели же были прерогативой крупных адвокатов и чиновников - носили их под мышкой, потому что ручек не было. Когда кто-то впервые догадался приделать к ним ручку, портфели сразу освоили и школьники - так учебники больше не намокали под дождем. Для школьников их шили из натуральной кожи черного цвета, с крышкой, покрытой тюленьим мехом. А служили они так долго, что десятилетиями переходили от старших детей к младшим.

На рубеже XX века появились первые портфели с заплечными лямками, или, как тогда говорили, «помочами», позволявшими освободить руки. По аналогии с немецкими армейскими сумками - Ranzen - их начали называть ранцами. С ними ходили младшие школьники. Как правило, они были темно-коричневого цвета, а лямки отстегивались, чтобы ранец можно было превратить в обычный портфель, когда ребенок подрастет.

«В советские годы школьные портфели стали делать не из натуральной кожи, а из дешевого коленкора, - рассказывает корреспонденту РП историк Георгий Ильин. - На плотный картон наклеивали пропитанную специальным крахмально-каолиновым раствором ткань. Сейчас можно увидеть, что такое коленкор, на переплетах книг, выпущенных в те годы. Такие портфели служили недолго - они быстро трескались, и становилась видна бумажная основа. А после окончания Великой Отечественной войны многие дети ходили в школы с полевыми сумками, привезенными отцами с фронта.

Всех учеников начальной школы в советское время делили на октябрятские "звездочки", в каждой их которых было пять человек - по числу лучей на красной звезде. Дежурная "звездочка" еженедельно проверяла, в каком порядке содержатся ранцы у одноклассников, все ли учебники и тетради в наличии. Если находили что-то лишнее - например, протухшие бутерброды, то запросто можно было схлопотать двойку за поведение и выговор перед всем классом. Помогало мало: и ранцы, и портфели забивали учебниками, завтраками, физкультурной формой, сменной обувью, коньками и всяческими мелочами так, что киножурнал "Ералаш" даже снял об этом специальный выпуск. По сюжету, чемпион мира не смог поднять портфель, который каждый день носил обычный советский школьник».

В 70-е годы, когда жизнь в стране начала понемногу налаживаться, портфели начали делать из дерматина - недорогой искусственной кожи. Она служила немногим дольше коленкора и так же быстро трескалась. Стоило пару раз проехать на таком портфеле с горки или огреть им одноклассника по голове - и все, приходилось покупать новый. Тогда же портфели впервые стали делать яркого цвета и украшать напечатанными рисунками.

«В 80-е годы мода сменилась: если раньше все портфели были строго горизонтальными, то теперь появились первые вертикальные модели, которые носили не за ручку, а на плече. Но в свободной продаже они почти не появлялись и были страшным дефицитом, - продолжает Георгий Ильин. - А во второй половине десятилетия главным предметом гордости учеников старших классов стали "дипломаты" - обтянутые искусственной кожей или винилом чемоданчики, которые можно было носить только за ручку. Модели попроще делали из пластика с металлической основой. Больше всего они напоминали кейсы, в которых сейчас мафиози передают друг другу деньги в голливудских боевиках».

Особенно стремились обзавестись дипломатами парни - считалось, что они делают их неотразимыми в глазах сверстниц. Для старшеклассниц же высшим шиком было прийти в школу с полиэтиленовым пакетом, в который между слоями пластика с одной стороны был вложен напечатанный на бумаге портрет Аллы Пугачевой, с другой - Михаила Боярского. Если удавалось достать такой пакет, то зависти подружек не было предела. Такой пакет берегли как зеницу ока - купить новый шанса больше могло и не представиться. Учителя как могли боролись с «неприличной» модой, возникшей в результате тлетворного влияния Запада. Но ни разборы поведения нарушительниц на родительских собраниях, ни двойки за поведение не помогали. В 90-е годы дипломаты и пакеты морально устарели, стало можно ходить в школу со спортивными сумками и первыми школьными рюкзаками.

Школьный дневник

Хотя само слово «дневник» пришло в русский язык еще в петровскую эпоху, специальные тетрадки, которые так назывались, добрались до школ лишь в 30-е годы XX века, после проведения реформы образования. Тогда была введена пятибалльная система оценок, а выставлять их стали в обязательный для каждого учащегося документ - дневник. Было решено, что каждая оценка будет заверяться подписью учителя, а родители раз в неделю будут ставить свою подпись, подтверждая, что они с ними ознакомились.

«Первые советские дневники выпускались с плотной картонной обложкой белого или серого цвета и стоили 95 дореформенных копеек, - рассказывает Роман Бирюков. - Тем, кто пробовал продать их дороже, грозило до 10 лет заключения, о чем предупреждала напечатанная на дневнике надпись: "Продажа по цене выше обозначенной карается по закону". Никаких цветных страниц и рисунков в дневниках не предусматривалось, все было очень строго и официально. На первых страницах ученик должен был самостоятельно написать полный перечень школьных предметов и имена учителей по каждому из них. В конце были напечатаны указания, как правильно заполнять этот документ. Страницы были пронумерованы, чтобы ни одну из них нельзя было незаметно выдернуть или уничтожить. Никаких листов с перечислениями прав учащихся, которые часто встречаются в современных дневниках, тогда не было. Зато обязательно вкладывалась промокашка - специальный листок, который нужно было каждый раз прикладывать к надписям, сделанным чернилами, чтобы они не размазались или не отпечатались на противоположной странице, когда дневник закроют».

Во второй половине XX века школьные дневники изменились. В конце появились дополнительные страницы - «Замечания классного руководителя», «Общественно-полезный труд», «Практика», «Учет сдачи норм ГТО», «Сведения об успеваемости и поведении ученика». На задней обложке начали печатать слова гимна СССР или патриотические стихотворения советских поэтов. Тогда же в продаже появились специальные обложки из искусственной кожи красного цвета, которые можно было надевать поверх картонных.

«В 80-е годы отношение к дневнику стало более либеральным, он перестал быть настолько строгим официальным документом, как раньше, - продолжает Роман Бирюков. - Больше не считалось преступлением приклеить на обложку яркую "переводную" наклейку или картинку, вырезанную из журнала, или же написать дни недели цветными фломастерами. За цветочки, нарисованные на страницах, больше не отчисляли из школы. Тогда же двоечники впервые начали заводить два дневника - один для пятерок, который с гордостью приносили родителям для подписи, а второй - для плохих оценок. Этот дневник видели только учителя. Но за отсутствие дневника по-прежнему выгоняли с уроков».

90-е годы положили конец единообразию, открыв полный простор для творчества изготовителей школьных дневников. А XXI век, возможно, положит конец и самому их существованию - во многих школах отчетность об успеваемости учеников уже ведут в интернете, а не на бумаге.

Занимаясь домашним уютом и интерьером мы порой забываем о своих детях. Собирая их в школу, покупаем им рабочий стол или парту, какую найдем в ближайшем магазине или закажем в интернет-магазине. Главный критерий в выборе выдвижных ящичков для хранения - побольше. Потом "чадо" садится делать уроки, а мы твердим ему: "сиди прямо" "глаза сломаешь", "горб наживешь", ну, и так далее, - в зависимости от фантазии родителя. Все это правильно. Просто ребенок не может сидеть за столом с прямой столешницей не согнувшись.

Немного истории: Школьную парту разработал не кто-нибудь, а сам Эрисман - знаменитый российский гигиенист девятнадцатого века, имя которого носят несколько институтов. Такие парты с наклонной рабочей плоскостью, спинкой и подставкой для ног помогают сохранять правильную осанку. И глаза напрягаются меньше. В работе «Влияние школ на происхождение близорукости» (1870) он указал на рост числа близоруких детей и усиление степени близорукости среди учащихся по мере приближения окончания школы. Вскрыв причины этого явления, Ф. Ф. Эрисман разработал мероприятия по предупреждению близорукости и гигиенические требования к освещению классных комнат. Он то и предложил конструкцию парты, получившей впоследствии название «парты Эрисмана», определил основные требования к конструкции парты и ее размеры. Ф. Ф. Эрисман результаты этих исследований обобщил в проекте так называемой образцовой классной комнаты. Выглядела она примерно так:

Она прекрасно знакома старшему поколению, у нее есть некоторые неудобства, но главное - она не портит осанку ребенка. Потом пошли новые парты, но оставалось главное - угол наклона столешницы .


Потом прошло время... Эти парты ушли...Остеохондроз и близорукость стали профессиональными заболеваниями у школьников. Времена к счастью иногда меняются. По новому САНПИНу столешница школьной парты должна иметь от 12 до15 гр. наклона. Сидя за ней, наши дети просто технически не смогут "горбатится". Это уже заложено анатомически и придумано век назад. Все это мне навеяло 1 сентября и спина моего ребенка сидящего в кассе. Изучив историю, новые школьные нормативы, я сделал прототип.

Пока он не имеет обязательного покрытия (темный цвет +матовый лак), может что-то придется дополнить. Главное рабочий конструктив, так как были использованы совсем другие материалы. Материал -березовая фанера. Предполагаемое покрытие - морилка, полиуретановый лак. Регулировка по высоте. Под столешницей ящик для хранения тетрадей и книг. Будет дополнено стопором или газовым лифтом.

Ребенок работая за такой партой меньше устает, а натуральный материал дает тепло и чувство комфорта. На данный момент"полевые" испытания показали полную работоспособность этой парты.


Это уже поточные варианты, отделка -морилка орех, грунт, полиуретановый лак Sayerlak матовый.

Андрей Грибков , 18 октября 2011 г.

В дополнение, от редакции сайта.

Конструкция парты Эрисмана, это не только угол наклона столешницы, это целый комплекс эргономических решений. Так настоящая парта Эрисмана нераздельно совмещена со скамьёй, которая находится от края столешницы строго на определённом расстоянии и строго соответствует высоте столешницы. Поэтому парты по своим характеристикам разделяются на!!! 12 ростовых групп . Настоящая парта Эрисмана, характеризуется ещё и наличием подставки для ног, размещённой согласно ростовой группе на строго определённом расстоянии и высоте.

Совместная конструкция парты и скамьи это обязательное условие, гарантирующее правильное положение и состояние тела ребёнка. А самодельные "гибриды" и "эрзацы" парты Эрисмана, изготовленные без точных знаний эргономики, если и не принесут очередного скрытого или явного вреда, то во всяком случае и пользы тоже никакой.

Обратите внимание на фото, которое в открытый доступ, выставил автор выше размещёной статьи. На фото видна посадка ребёнка за такой эрзац-партой Эрисмана. Фото скорее всего постановочное и поэтому вряд ли соответствует реальной посадке ребёнка при повседневном использовании, но даже на таком отчётно-постановочном фото всяко видно состояние позвоночника у ребёнка. Автор статьи хоть и сделал ссылку на историю конструкции парты Эрисмана, но в своей выдумке эрзац-парты не счёл нужным, или не сумел воспользоваться этими сведениями в полном объёме.

Поэтому, наш совет, если вы за что-то берётесь, то делайте это, изучив тему вопроса основательно, хотя бы теоретически, а не методом: "услыхал звон, не узнавши где он - налепил шо попало"...

Такие замечательные и очень доступные для массового применения (во всяком случае по реальным затратам завода, а не накруткам торговой сети) парты производят в Белоруссии, например силами ОАО "Поставымебель", и на наш взгляд они более приближены к правильным и во всяком случае, соответствуют современному ГОСТу. Парта выполнена на металло-каркасе, что делает её ремонто-пригодной (элементы столешницы и скамьи легко и дёшево заменяются, если скажем, дети её изрисуют и изцарапают), надёжной и даже регулируемой под несколько ростовых групп.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...