Правила педагогического общения консультация на тему. Этика общения Правила общения с учителями

Как наладить эффективное общение?

  • Родительское собрание
  • Вы пришли поговорить с учителем
  • Учитель вызвал вас для разговора
  • Если разговор не удался…

Многие родители не умеют общаться с учителями! Да, да, это детей на «подготовке в школе» учат, что когда Марьиванна войдет в класс, нужно встать, если хочешь ответить - поднять руку и так далее. А родителей ничему подобному не учат! Исправляем этот промах!

Родительское собрание

Родительские собрания носят информационный характер. Учитель проясняет организационные моменты, общие для всего класса и не будет на нем распространяться непосредственно о вашем ребенке. Это, во-первых, не интересно другим родителям, а, во-вторых, не вполне корректно. Если у вашего ребенка есть учебные проблемы, вряд ли вы захотите, чтобы это становилось предметом всеобщего обсуждения, правда?

Не надо тянуть руку и спрашивать «как там мой?» или «почему за последнюю контрольную поставили тройку, я смотрел, там твердая четверка». Все это повод для индивидуальной беседы с учителем.

Вы пришли поговорить с учителем

Разумеется, желание поговорить с учителем у вас возникает. Но неплохо помнить, что, как в анекдоте, «вас много, а я одна». Если педагог побеседует с каждым родителем на протяжении часа, это уже 30 дополнительных рабочих часов в неделю! Поэтому было бы неплохо соблюдать простые правила, которые существенно облегчат жизнь и вам, и учителю.

    Заранее договоритесь о времени встречи , удобном и вам, и педагогу. Не надо поджидать после уроков и на перемене, поскольку вы «буквально на минуточку». У учителя могут быть свои планы именно на эту минуточку!

    Заранее сформулируйте список вопросов , адресованных педагогу. Ответ на вопрос «ну как там мой» дать непросто. Поэтому сразу обозначьте и конкретизируйте темы, которые вас беспокоят. К примеру «нам плохо дается чистописание, посоветуйте упражнения, которые будут полезны» . Или «мне кажется, что мой ребенок не ладит с Вовой (Машей), не становится ли это проблемой в классе и что можно предпринять» ?

    Возможно, у вас есть важная информация, которую нужно сообщить учителю. Постарайтесь сформулировать ее максимально практично. Рассказ, что у школьника хронический ***ит, не произведет должного впечатления. «Ну и что?» - думает педагог, который впервые слышит о такой болезни. Поэтому пожелания должны быть конкретизированы : «не давать сладкого» или «посадить за первую парту» . Если в семье есть проблемы, которые ребенок тяжело переживает (к примеру, смерть кого-то из близких родственников), об этом тоже стоит рассказать учителю.

    Иногда родители полагают, что чем больше информации о ребенке они сообщат учителю, тем лучше, и составляют биографию своего чада чуть ли не с пеленок. Не нужно этого делать - ни один педагог не удержит в голове подробное досье на всех воспитанников. Сообщите то, что может быть важно учителю - о талантах и увлечениях вашего малыша. «Любит рисовать» , «ходит в музыкальную школу, класс вокала» , «любит животных, занимается в клубе юннатов» .

«Легко обижается» , «будет делать задание, только если его развеселить» и «если он не решает задачу, нужно его еще раз попросить» - важная информация для няни, а не для педагога. Учитель - не няня!

Учитель вызвал вас для разговора

Любой родитель в этот момент сам ощущает себя немного школьником. Поэтому, увы, часто «проваливается» в одну из трех позиций.

    Агрессивная: меня вызывает на бой злобный дракон, которому я должен противостоять, чтобы защитить ребенка. Лучшая защита - это нападение. Не слушать, что мне говорят, а обвинять и запугивать!

    Виктимная: меня вызывает в пещеру злобный людоед, чтобы съесть вместо ребенка. Если я сразу признаю себя во всем виноватым, со всем соглашусь, буду поддакивать и просить прощения, то меня, быть может, не съедят.

    Ассоциативная: «мы» получили двойку, «мы» плохо вели себя на уроке, и теперь учитель хочет обвинить «нас», что «мы» плохой ребенок и плохой воспитатель. Ведь мы с ребенком - одно целое!


Все три позиции очень непродуктивны. Помните, что вы и ваш ребенок - это два разных человека. А еще - вы не адвокат и не надзиратель при ребенке, вы его воспитатель! Если возникает проблема, ее нужно решать сообща с учителем на равных.

Именно умение быть с педагогом на равных определяет, насколько эффективно будет ваше взаимодействие. Помните, вы теперь одна команда!

Подробно выясните, в чем заключается проблема и в чем, по мнению учителя, ее причина. Не отрицайте сразу - возможно, вы «за деревьями леса не видите». Возьмите время на раздумье, проанализируйте ситуацию, поговорите с ребенком. Возможно, это педагог чего-то не знает - например, ваш ребенок срывает урок, потому что его исподтишка дразнит одноклассник. Старайтесь избегать обвиняющих и оправдывающихся интонаций - неважно, кто виноват в возникновении проблемы, важно ее решить.

Если разговор не удался…

Возможно, вы последовали всем нашим рекомендациям, а взаимопонимания достигнуть так и не удалось. Это не часто, но бывает. В таком случае предложите педагогу совместно обратиться к третьей стороне: школьному психологу или завучу. Иногда свежий взгляд постороннего человека сам по себе гасит конфликт. Порой для оптимального решения требуется именно «административный ресурс», к примеру, перевести ребенка в другой класс, или проводить часть занятий в индивидуальном порядке.

Не стоит обращаться «в инстанции» сразу, через голову учителя. Даже не соглашаясь с вашим мнением, он искренне заинтересован в решении конфликта.

Наконец, не нужно предлагать учителю подарки, деньги, синекуру (давайте вы будто бы будете репетитором моего ребенка, а мы вам заплатим). Учитель - не рэкетир, от которого нужно откупиться любой ценой. Учитель друг и вам, и вашему ребенку.

Подготовила Антонина Рыбакова

Вы знаете прочитав все вышенаписанное я не хочу плохо говорить об учителях,но и родителей осудить нельзя ведь кто еще как не родитель знает своего ребенка лучше,и кто как не родитель заступиться за ребенка.У меня сейчас крик души.Начилось с того что мы пошли в первый класс, мой ребенок очень хваткий,но очень гиперактивный,всегда с ним много бесседую прививая ему чувство ответственности и уважения к старшим,но пойдя в первый класс столкнулась с тем что постояннослушала и читала в дневнике замечания,что он и еще 3 ученика самые плохие и всегда мешают.(Как можно заявить что дети плохие и мешают я не понималя слушая это на собрании....)Два ученика ушли,можно сказать "ИХ СЪЕЛИ"(учитель и приближенные к учителю родители-которые до этого ходили в садик где работала наша учитель,причем это высказывание других родителей)потом после очередного собрания где объявили "что опять мой ребенок ужасно ведет,это просто ужас" один из родителей мне сказали но вот теперь возьмуться и за вас.Потом при очередном собрании на меня напали сразу три мамаши причем все те же приближенные к учителю.Причем все это было после собрания при других родителях и при учителе который не только на остановив ругань и оскарбления в мой адрес,тихо ходила по классу и молчала,с удовлетворением на лице.Я все выдержав выслушав объяснила что я со своей стороны с ребенком и беседую и ругаю когда необходимо,но не слышав мне кричали что он постоянно бъет трех этих девочек,разобравшись потом через время выяснилось,что девочки его постоянно обзывали и цепляли и сами в конце года оказались не подарки, уже будучи в 1-2 классе создают кучки где они дети- олигархов(как сказал одна из них) и им все позволено,оскорбляя других детей,давая им клички,обзывая и унижая,на все учитель смотрела тихо и молча,потому что это дети-девочки приблеженных родителей.Я всегда ходила в школу спрашивая как у нас поведение,как учеба,просила учителя пересадить нас с последней парты на первую,чтобы был на виду у учителя,может своим поведение ребенок хочет привлечь к себе внимание,просила совета,на что мне говорили вы высокие впереди мешаете,поведение хуже чем у кого либо,программу вы не тяните,меняйте школу,потом после очередного замечания учителя дома долбала ребенка,ребенок говорит,одно,разговариваю с учителем,она мне отвечает,он у вас брехун,а другим родителям говорит что,ой там такая мама слепо верит ребенку.хотя все первые 2 класса я так долбилась над его воспитание,веря учителю что мой ребенок просто монстр,обижающий почему то одних и тех же девочек.Очень часто я разговаривала с учителем,ищя выход из ситуации не ругаясь, пыталась найти ответ на постоянно терзающий меня вопрос неужели мы хуже все учимся и ведем,и вот спустя два года с течением всех обстоятельств,я поняла учитель пляшет под дудку мамачек которые подкупают её(подарки конверты),тех трех мамачек,с которыми она дружит.У нас постоянно занижались оценки,к доске не вызывала,посадила на последнюю парту,всячески игнарировала ребенка.У ребенка пропал после первой четверти первого класса стимул к учебе,хотя в подготовительной группе дет.сада мы были первые кто делал сложные задания и первые кто все быстро решал какие нибудь сложные задания.Сейчас так получилось нам на время по сложившимся обстоятельствам дали другого учителя.Я не узнала своего ребенка,он бежит после школы,делать уроки,ему стыдно что то не выучить,он с захлебом говорит что его вызывают к доске и посадили на первую парту,хотя мы и выше других детей,но почему то учитель сразу увидела кто где должен быть под присмотром,отношение к детя ко всем одинаковое,Прекратились бесконечные записульки в дневнике,стали появлять только4-5.Я познакомившись с учителем,ушла с таким позитивом,она при мне разрешила конфликт дети тут же перестали ругаться разойдясь в разные стороны,не ругаясь и не вынося его из класса до уровня руганьи между родителей как было при нашей учитильнице.Я наконец то прозрела,может мой ребенок и балованно где-то проявил,но он личность которого надо защищить от учительницы выслушав и поверив ребенку.Я очень себя ругала за то что я строила и безконца читала своему ребенку натации,верив учителю,всегда говорила что учителя надо слушать учитель хочет только вам добра,всегда её защищала чтобы было почитание и уважение к ней, верив в то что проблема в нас искала в своем ребенке чтож не так,где же он врет где не договаривает, мой ребенок перестал мне вообще все рассказывать что происходит в классе,а учитель пока занималась лицемерием и обсуждением за моей спиной,и постоянным кусанием и упреками моего сына перед одноклассниками,это только сейчас я заметила,что мой ребенок молчал никогда не жаловаясь,боялся что может быть конфликт.И конфликт появился когда однажды вернулся наш учитель,(а пол класса в последний день того учителя плакал что она уходит и говорили останьтесь вы нашим учителем)я при всех на собрании не выдержав,как учитель и мамашки высмеивают родителей и детей которых они съели,учителя который отдав всю себя очень индивидуально подошла к каждому из учеников,сказала замечательные дети,но дисциплины нет,и многих просто надо подталкнуть к знаниям,заинтерисовать.Заступилаясь за нового учителя сказала что может надо и поучиться у этого учителя,больше стимулировать к учебе,вызывая больше к доске,а не только отличников,и делать так чтобы ругаясь дети мерились не выходя из школы не доводя это до конфликта между родителями.Я хотела довести до учителя что нельзя детей делить на хороший иплохой ведь все они личности.После чего учитель сказал я вас не держу меняйте школу.Мне очень хочеться здоровой обстановки в классе для моего ребенка,внимания,понимания со стороны учителя ничего этого вот уже 3 года я не вижу,но почему я должна по прихоти уителя и 3 мам переводить своего ребенка.Я думала что учитель будет более прислушлив когда я к нему обращалась,я не игнарировала никогда записей в днивнике,никогда не говорила о ней плохо,тем более при ребенке старалась поднять в его глазах её авторитет.А место того чтобы учитель ко мне прислушалась,она сейчас игнарируя меня,ребенка,место слов благодарности что учитель её подменив уделив внимание нашим деткам,она выесняет отношения с той учительницей и чувствую ягодки впереди,сейчас я вижу истинное лицо учителя,которому не детей интересно учить,а интересно воспитывать родителей,упрекая какие они плохие и фамильярно на собраниях объявлять какие плохие дети.....Я не хочу сказать что она плохой учитель,но почему бы не взять и не перенять что то у другого педагога,ну почему за месяц новый учитель увидел в каждом личность индивидуальную,и нашел к каждому подход,она тоже их поругивала если они шумели,но при ней дисциплина в классе улучшилась,дети стали более внимательнее на уроках и это заметила не только я об этом говорили и другие родители,еще я была шакированна тем что очень рьяно родители обсуждают нашу учительницу есть очень не давольные как она относиться к детям,но почему то на собрании все как мыши молчат,учителю в лицо улыбаються,а после собрания моют ей кости,неужели это лучше,ведь я не хотела её обижать я хотела что бы она что-то перенила у нового учителя,гдето преминив методику этого учителя.Просто если честно я боюсь что в таком классе где царит превосходстов одних детей над другими,и учитель это не присекат,а разгорает и сам это прогрессирует, мы можем в процессе выяснений отношений кто прав а кто нет,упустить детей...Что делать я не знаю......

ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ:

СОВЕТЫ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

1. Следите за культурой своей речи. Речь учителя должна быть эталоном. Трудно добиться взаимопонимания с учеником, допуская ошибку за ошибкой.

2. Контролируйте проявление своих эмоциональных состояний (можно искренне возмущаться, негодовать, радоваться, но не терять при этом чувства меры и никогда не кричать).

3. Поощряйте учеников высказывать мысли, делиться догадками. Каждый ребенок должен чувствовать себя нужным на уроке. Внушайте детям мысль, что лучше ошибаться, чем бездействовать.

4. Учитесь слушать и понимать собеседника. Учите детей не перебивать говорящего.

5. Запомните сами и прививайте детям: можно не соглашаться с чьим-то мнением, но недопустимо высказывать оценки в отношении других людей лишь на основе изложенных ими мыслей.

6. Внушайте учащимся, что к любому их вопросу отнесутся с должным уважением и на любой из них они получат ответ в рамках учебной программы.

9. Старайтесь завершать контакт с учениками так, чтобы появилось желание встретиться вновь. Ученик должен получать удовольствие от общения с педагогом.

10.Пытайтесь преодолевать психологические барьеры. Для этого нужно:

– Постараться как бы «остановиться – оглянуться» и тщательно проанализировать, не возникает ли у вас тот или иной барьер в общении;

– в процессе общения стремиться уходить от тех стереотипов, которые мешают успешному взаимодействию (манерность, дистанционность, дидактизм и др.)

Секрет успешного общения

Визуальное воздействие

Акустическое воздействие

Вербальное воздействие

Поза, жесты, то как часто вы смотрите собеседнику в глаза, манера поведения в целом – все это отражается на том впечатлении, которое вы производите на людей. Помните, что движения и мимика воздействуют в восемь раз сильнее слов, надо отдавать себе отчет в их возможностях и уделять им особое внимание

Интонационный рисунок и темп речи тоже влияют на восприятие наших слов окружающими. Поскольку почти на четверть речевое воздействие зависит от акустической составляющей, следует сделать так, чтобы это работало на вас.

Хотя вербальная составляющая играет не самую большую роль в том, какое впечатление вы производите, нужно помнить: впечатление рано или поздно забудется, в памяти останется только суть того, о чем вы говорили

В новом учебном году встретиться с учителями предстоит не только ученикам, но и родителям. Повод для такого общения может быть разным - от обычного родительского собрания до вызова в школу классным руководителем. Все мамы и папы любят своих детей, поэтому чаще оказываются на их стороне, заранее негативно воспринимая учителя. Часто это приводит к новому витку проблем.

Как же правильно построить отношения с учителем, чтобы все оставались довольны друг другом – и родители, и педагог, и ученики?

Ситуация первая. Родительское собрание

Как себя вести?

Родительское собрание – это коллективная встреча. Педагог должен вынести на обсуждение проблемы класса, организационные вопросы, ознакомить родителей с новыми приказами и постановлениями. Беседы с учителем «тет-а-тет» от родительского собрания ждать не стоит. Главная задача родителя – внимательно слушать: записывать важное, отмечать для себя темы, которые нужно обсудить с ребенком. Если преподаватель захочет пообщаться с кем-то из родителей отдельно, он сам скажет об этом. Навязываться с разговорами о вашем ребенке во время коллективного обсуждения классных проблем не нужно, и уж тем более не нужно при всех спрашивать, успешен ли тот или иной ученик. Представляете, в какую нелепую ситуацию вы попадете, если неуспешен? Да даже если и успешен, то вряд ли об этом будет интересно слушать другим родителям.

В крайнем случае, можно спросить, когда учитель готов вас принять, чтобы обсудить накопившиеся у вас вопросы. Но никогда не забывайте, что коллективные проблемы не менее важны, чем личные, ведь ваш ребенок – часть коллектива и его успеваемость во многом зависит от того, что его окружает в школе.

Ситуация вторая. Учитель вызвал родителей в школу, потому что недоволен ребенком

Как себя вести?

Во-первых, не пренебрегайте встречей. Как бы заняты вы ни были, нужно найти время для общения с учителем, ведь одна нерешенная проблема может перерасти в серьезный конфликт. Во-вторых, диалог с учителем стоит начинать с позитивной ноты. Например, так: «Спасибо, что вы нашли время встретиться со мной, и обсудить проблемы моего ребенка. Я надеюсь, что мы найдем верное решение» . Разговор между двумя взрослыми людьми должен происходить на равных. Не пытайтесь «давить», если вы старше педагога. Не пойдет на пользу и обратная ситуация – когда учитель старше и родитель преклоняется перед его авторитетом, и соглашается со всеми умозаключениями педагога, не внимая доводам разума.

Если в процессе беседы выяснится, что педагог был прав и его претензии к ребенку обоснованы, лучше всего признать это. Если же , по вашему мнению не прав, то стоит выслушать его молча, принять все услышанное к сведению и уже после без эмоций решать, как вести себя дальше. Споры, демонстрация своего превосходства лишь усугубят ситуацию. В обоих случаях, когда учитель прав или не прав, разговор можно перевести в мирное русло спокойной фразой: «Спасибо, что рассказали о проблеме. Я приму к сведению. А есть ли у моего ребенка какие-нибудь успехи?»

Часто случается так, что успеваемость ребенка снижается из-за проблем в семье. В этой ситуации нужно быть предельно откровенными с учителем и честно рассказать ему о том, что произошло дома. Если школьник переживает внутреннюю драму, педагог должен знать об этом, чтобы выбрать модель взаимодействия с ребенком.

Ситуация третья. Родители решили поговорить с учителем, потому что ребенок жалуется на несправедливые оценки

Как вести себя?

Встречу с учителем нужно назначать заранее (например, по телефону или по электронной почте), а не врываться в класс в середине урока с криками: «Почему вы поставили моему сыну двойку?» . Уважайте время учителя: во-первых, незапланированная встреча может отвлечь его от проверки контрольных работ или подготовки к уроку, а во-вторых, из-за занятости педагог не сможет уделить достаточно внимания вашей проблеме.

Вопрос, который вас беспокоит, нужно сформулировать заранее, чтобы говорить конкретно и по делу.

Если причиной визита в школу стала недавно полученная двойка, родителям перед встречей с учителем стоит открыть учебник и спросить, что знает ребенок по теме, которая была оценена неудовлетворительно. В большинстве случаев оказывается, что . Дети, даже если они учатся на «хорошо» и «отлично», действительно могут не подготовить домашнее задание. Тогда цель вашего разговора с учителем – понять, как помочь ребенку освоить сложный материал.

Но даже если учитель не прав, вести диалог нужно в уважительной манере. В этом случае вы можете предложить педагогу еще раз проверить знания ребенка и дать ему шанс исправить плохую оценку. Ни в коем случае не берите с собой на встречу ребенка! Разговор родителей и учителя – это разговор взрослых людей.

Многие родители жалуются на то, что педагог специально занижает оценки ученикам, чтобы затем предложить свои услуги как репетитора. Если вы оказались в такой ситуации, то все равно не нужно самостоятельно доказывать свою правоту. Лучше, если разговор с учителем зашел в тупик и выход из конфликтной ситуации не был найден, обратиться к директору школы, но при этом вы должны быть готовы к тому, что администрация учебного заведения проверит знания ребенка по предмету.

Если же окажется, что ученик действительно плохо владеет материалом, не пытайтесь «задобрить» учителя подарками. Поговорите с педагогом откровенно, признайтесь, что были не правы, а все презенты оставьте до того момента, когда проблема будет решена.

Идти же к директору школы сразу после возникновения проблемы, минуя кабинет учителя, не стоит. Это распространенная ошибка, которую допускают многие родители. Учитель должен чувствовать, что вы готовы к диалогу с ним, а не думать, что в любой ситуации вы будете жаловаться на него руководству.

Учитель – один, а детей много. Об этом стоит помнить любому ответственному родителю, поэтому не нужно игнорировать просьбы педагога прийти на встречу, но и ходить в школу слишком часто тоже не стоит, навязчивость вызовет раздражение у педагога и помешает благополучному разрешению конфликта.

Однако, если вы видите, что успеваемость ребенка снизилась, не ждите «схода лавины», а лучше сразу поговорите с учителем. Педагог оценит вашу заинтересованность, и вместе вы сможете найти выход из любой сложной ситуации.

Поддерживая с учителем доброжелательные отношения, рассказывая ему о домашних проблемах, которые могли повлиять на успеваемость или поведение школьника, сохраняя при этом тактичность и уважение, вы сможете создать почву для позитивного взаимодействуя с педагогическим коллективом школы. Любой профессиональный педагог всегда пойдет навстречу ребенку, видя, что родители заинтересованы в преодолении трудностей.

Юлия Шершакова

Правила педагогического общения.

1. Формирование чувства понимания. Психологические барьеры мешают общению, отрицательно сказываются на самочувствии педагога и учащихся. Психологические барьеры нужно преодолевать. Ведь от того, как складываются взаимоотношения с учащимися, во многом зависит продуктивность воспитательного процесса. Основные барьеры, которые могут возникнуть в процессе общения между учителем и учениками:

1) Барьер предвзятости и беспричинной негативной установки. Выражается в следующем: вы внешне беспричинно начинаете отрицательно относиться к тому или иному человеку в результате первого впечатления или непонятно по каким причинам. Следует установить возможные мотивы появления у вас такого отношения к человеку и преодолевать их.

2) Барьер отрицательной установки, введенной в ваш опыт
кем-либо из людей.
Кто-то сообщил вам отрицательную информацию об учащемся, и у вас складывается негативная установка по отношению к нему, хотя вы сами о нем мало что знаете, не имеете опыта личного взаимодействия с ним.

3) Барьер «боязни» контакта с учащимися. Этот барьер может возникнуть у молодого педагога, не имеющего достаточного опыта общения с учащимися.

4) Терминологический. Общаясь с учениками, учитель должен
опираться на их жизненный опыт, учитывать их уровень понятий и
представлений.

5) Барьер отношений - возникновение чувства неприязни,
недоверия к педагогу, которое распространяется и на передаваемую им информацию.

Для преодоления психологических барьеров нужно :

  • Постараться как бы «остановиться - оглянуться» и тщательно проанализировать, не возникает ли у вас тот или иной барьер в общении;
  • в процессе общения стремиться уходить от тех стереотипов, которые мешают успешному взаимодействию (манерность, дистанционность, дидактизм и др.)
  • Чем выше авторитет учителя, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации.

2. Обязательное установление личностного контакта с детьми.

Людей всегда волнует их личность - отношение к ней, понимание, уважение и т. п. Учащийся, особенно подросток, хочет, чтобы его воспринимали именно как личность. Этим объясняется его стремление к самоутверждению, к самореализации. Поэтому в процессе общения с учащимися весьма важно устанавливать личностный контакт. Все люди делятся на 3 категории по ведущему каналу восприятия (кинестетик, визуал, аудиал).

Одному ребенку будет приятно наше тактильное прикосновение (дотронуться до руки, погладить по голове, прижать к себе). К другому нужно обратиться с какими-нибудь словами (назвать по имени, сказать что-либо в его адрес), а третьему, возможно, будет достаточно того, что мы смотрим на него и устанавливаем визуальный контакт.

3. Демонстрация собственной расположенности, которая проявляется в том, как мы улыбаемся (открыто, непринужденно или с ехидцей), с какой интонацией говорим (по-дружески, авторитарно и т.д.), как экспрессивно окрашиваются наши движения (сдержанно, пренебрежительно, суетливо и т. д.).

4. Постоянное проявление интереса к своим ученикам. В общении с учащимися всегда должен присутствовать неподдельный интерес к личности ребенка. Проявление интереса выражается в том, как педагог слушает своего собеседника, задает вопросы, сопереживает ему, подтверждая свое внимание репликами.

5.Оказание и просьба помощи . Во всякой деятельности
учеников нужно создать положительный психологический фон,
фон радости и одобрения через авансирование, через подчеркивание индивидуальной исключительности, через снятие страха, через
оказание скрытой помощи.

6. Педагогическое требование.

Посредством своих педагогических воздействий мы формируем у учащихся ценностное отношение или добиваемся проявления желаемого поведения. Для этого мы предъявляем разнообразные требования к учащимся. Предъявление требования сочетается с уважением: если учитель не требователен, то это характеризует его беспечность по отношению к воспитанникам.

Как предъявлять педагогическое требование?

1. Требование должно быть доведено до конца. Если вы попросили что-то сделать, то необходимо добиться выполнения этого требования. Нельзя останавливаться на полпути: в этом случае у ребенка создается впечатление, что учитель сам несерьезно относится к своему требованию.

2.Требование должно подкрепляться четкой инструктивной программой действий. Грамотная, продуманная, а иногда и подробная инструкция - гарантия успеха.

3. Требование должно предъявляться в этичной форме. Следует помнить, что и ребенку, и взрослому психологически легче выполнять требование, излагаемое как совет или предложение. Как можно начать общение с учеником? С каких речевых формул? (Сделай, пожалуйста; будь добр.)

4. Требование должно произноситься решительным, энергичным тоном, побуждающим к действию. Требование, произнесенное робким, дрожащим голосом, проигрывает по сравнению с тем, которое предъявляется уверенно. Здесь педагогу понадобится его умение произносить одну и ту же фразу с разнообразными интонационными вариациями.

5.Целесообразность и разумность требования, его аргументированность помогают ученику вникнуть в суть того, что от него хотят.

7.Педагогическое поощрение.

Важной частью педагогического общения является позитивное отношение педагога к личности учащегося и система приемов поощрения. Однако само поощрение может быть как эффективным, так и неэффективным. Рассмотрим критерии и признаки эффективного общения:

  1. Осуществляется постоянно.
  2. Сопровождается объяснением, что именно достойно поощрения.
  3. Учитель поощряет достижения определенных результатов.
  4. Ориентирует учащегося на умение организовывать работу с целью достижения хороших результатов.
  5. Связывает достигнутое с затраченными усилиями, полагая, что такой успех может быть достигнут и впредь.
  6. Учитель дает сравнение прошлых и настоящих достижений учащегося.

Если педагогическое поощрение соответствует данным требованиям, то оно воздействует на мотивационную сферу личности учащегося. Опираясь на внутренние стимулы, учащийся с удовольствием выполняет задание, потому что оно интересное, или хочет развить соответствующее умение, то есть получает удовлетворение от самого процесса учения.

Такое поощрение способствует проявлению заинтересованности в новой работе, когда прежнее задание выполнено.


Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...