Роман «Евгений Онегин» – энциклопедия русской жизни. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» – энциклопедия русской жизни Татьяна и Ольга Ларины

Слайд 1

Тема урока:
«Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни»

Слайд 2

Вопросы к уроку
Что даёт основания назвать пушкинский роман «энциклопедией русской жизни»? Сохраняет ли роман качество энциклопедичности для современного читателя?

Слайд 3

Историзм как основная характеристика произведения многопланов.
История, время являются подлинными героями процесса создания романа. Для Пушкина была принципиально значима историческая обусловленность мотивов поведения и судеб персонажей. Можно определить хронологические вехи биографии персонажей. Онегин родился в 1795 году. Впервые появился в свете в 1811 году. Встреча с Автором (действие 1-й главы) - 1819 год.

Слайд 4

Посмотрим на Петербург 1-ой половины XIX века
Зимний дворец в Петербурге

Слайд 5

Какие реальные исторические личности упоминаются в 1-ой главе романа?
1. «Второй Чадаев, мой Евгений» Пётр Яковлевич Чаадаев – – современник Грибоедова и Пушкина. 2. «Что там уж ждёт его Каверин» Каверин П. П. – геттингенец, гусар, кутила и дуэлянт, член Союза Благоденствия.

Слайд 6

Театр и балет 1-й половины XIX века.

Слайд 7

Большой театр в Петербурге

Слайд 8

Театр пушкинской эпохи
Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы, И переимчивый Княжнин; Там Озеров невольны дани Народных слёз, рукоплесканий С младой Семёновой делил; Там наш Катенин воскресил Корнеля гений величавый; Там вывел колкий Шаховской Своих комедий шумный рой, Там и Дидло венчался славой, Там, там под сению кулис Младые дни мои неслись.

Слайд 9

Екатерина Семёнова

Слайд 10

Катенин Павел Александрович (1792 – 1853)
Поэт, драматург, критик и переводчик; переводил пьесы французских просветителей Корнеля, Расина; писал оригинальные драмы и поэмы («Инвалид Горев», «Княжна Милуша»).

Слайд 11

Княжнин Яков Борисович (1740-1791)
Переводчик и драматург. Самые знаменитые его трагедии – «Вадим Новгородский» и «Владимир и Ярополк». Княжнин перевёл 5 трагедий Корнеля – исключительный случай в переводческой практике 18 века.

Слайд 12

А. И. Истомина
Прима-балерина русского театра. Пушкин называет её Русской Терпсихорой

Слайд 13

Пушкин и балет
Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, Толпою нимф окружена, Стоит Истомина; она, Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит, И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летит, как пух от уст Эола; То стан совьёт, то разовьёт И быстрой ножкой ножку бьёт.

Слайд 14

Внешнеэкономические связи России
Всё, чем для прихоти обильной Торгует Лондон щепетильный И по Балтическим волнам За лес и сало возит нам, Всё, что в Париже вкус голодный, Полезный промысел избрав, Изобретает для забав, Для роскоши, для неги модной, – Всё украшало кабинет Философа в осьмнадцать лет.

Слайд 15

Мода начала XIX века
Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар

Слайд 16

Кулинарное искусство 1-й половины XIX века
К Таlоп помчался: он уверен, Что там уж ждёт его Каверин. Вошёл: и пробка в потолок, Вина кометы брызнул ток; Пред ним roast-beef окровавленный, И трюфли, роскошь юных лет, Французской кухни лучший цвет, И Страсбурга пирог нетленный Меж сыром лимбургским живым И ананасом золотым…

Слайд 17

Античные реалии в романе
Потолковать о Ювенале (римский поэт-сатирик, родился около 42 г. до н. э.) Из Энеиды два стиха (эпическая поэма римского поэта Вергилия) Ромул (легендарный основатель и первый царь Рима 8 в. до н. э.) Бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита… (Гомер – древнегреческий народный поэт; Феокрит – древнегреческий поэт, автор идиллий) «Наука страсти нежной, которую воспел Назон» (Овидий Назон – римский поэт 43 г. до н. э.) Терпсихора –муза танцев Венера, Зевес, Диана - боги Древней Греции.

Слайд 18

Архаизмы
1) Акцентологические (изменилось место ударения): призрак, эпиграфы, «на зеркальном паркете зал..» 2) фонетические Пиит» - поэт; «осьмнадцать»- восемнадцать «И рёвом скрыпок заглушён»

Слайд 19

Семантические
Латынь из моды вышла ныне: Так, если правду вам сказать, Он знал довольно по-латыне, Чтоб эпиграфы разбирать…. Но дней минувших анекдоты От Ромула до наших дней Хранил он в памяти своей. «Учёный малый, но педант». В «онегинскую» эпоху «педант» – человек, выставляющий напоказ свои знания, свою учёность, с апломбом судящий обо всём «Так думал молодой повеса». Это слово имело почти терминологическое значение. Применялось к кругу разгульной молодёжи, в поведении которой сочетались бесшабашная весёлость, презрение к светским развлечениям, некоторый привкус политической оппозиционности.

Слайд 20

Семантические
«Народных слёз, рукоплесканий…» «Плеск» - аплодисменты Всё, чем для прихоти обильной Торгует Лондон щепетильный… Щепетильный – употреблено в значении «относящийся к нарядам, щегольской». И это значение слова сейчас устарело. --------

Слайд 21

Иностранные слова
Почему так много иностранных слов в первой главе? Некоторые даже и написаны латинским шрифтом: Madam, Monsieur I`Abbe, dandy, vale, roast-beef… И слова – то из разных языков: французские, английские, латинские, опять английские…

Слайд 22

Главная тема всей первой главы – тема становления личности в пору юности. Давайте поближе посмотрим на «молодого человека в начале 19 века» с точки зрения законов психологии и сравним полученный портрет с обликом современного юноши.

Слайд 23

«Острижен по последней моде, как денди лондонский одет».
«Молодёжь всегда хочет отличаться от старших, и легче всего сделать это с помощью внешних аксессуаров. Одна из функций молодёжной моды и жаргона, часто шокирующих консервативных отцов, в том и состоит, что с их помощью подростки и юноши маркируют, отличают «своих» и «чужих».
Пушкинская цитата
Психолог И.Кон

Слайд 24

«Всего, что знал ещё Евгений, пересказать мне недосуг»
«Отвлечённо-философская направленность юношеского мышления связана, конечно, не только с формально-логическими операциями, но и с особенностями эмоционального мира ранней юности. …Широта интеллектуальных интересов часто сочетается в ранней юности с разбросанностью, отсутствием системы и метода»
Пушкинская цитата
Психолог И.Кон

Слайд 25

«Он три часа по крайней мере пред зеркалами проводил…»
«Подростки и юноши особенно чувствительны к особенностям своего тела и внешности, сопоставляя своё развитие с развитием товарищей. Для ребят очень важно, насколько их тело и внешность соответствуют стереотипному образу. При этом юношеский эталон красоты и просто «приемлемой» внешности нередко завышен, нереалистичен»
Пушкинская цитата
Психолог И.Кон

Слайд 26

«Он в первой юности своей был жертвой бурных наслаждений и необузданных страстей» «Люблю я бешеную младость»
Эпитет «бешеный» обозначает чрезвычайную динамичность юности. Юность – время хаотичное, бурное, противоречивое. Особо выделим этимологическую семантику эпитета бешеную. Бешеную образовано от бесить, бес. В страсти, крайней зависимости от бурлящих стихийных чувств много бесовского, «грехов юности», Например, романы Онегина с замужними дамами.
Пушкинская цитата
Психолог И.Кон

Слайд 27

Ему наскучил света шум… Условий света свергнув бремя…
Вариант юношеского кризиса. Закончился цикл ранней юности («Быть как все»). Начинается переход к зрелой юности («Кто есть Я?»). Исчез интерес к недавно столь привлекательным светским занятиям. Наступило пресыщение страстью. Как итог духовной эволюции и самопознания возрастает уровень притязаний. В этом и состоит главное приобретение юности – открытие своего внутреннего мира, личной самобытности. «Юность – завершающий этап первичной социализации».
Пушкинская цитата
Психолог И.Кон

Слайд 28

ЮНОСТЬ
ЛЮБОВЬ ВЕСЕЛЬЕ
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКА К ЗРЕЛОСТИ
ВЫБОР СВОБОДА
СТРАСТЬ К ПОЗНАНИЮ
ОШИБКИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ТВОРЧЕСТВО

Слайд 29

Основной единицей романа является «онегинская строфа», состоящая из 14 строк. Схема рифмовки: АбАб ВВгг ДееД жж (прописные буквы – женские рифмы, строчные – мужские).
«Мой дядя самых честных правил, А Он уважать себя заставил б И лучше выдумать не мог. А Его пример другим наука; б Но, боже мой, какая скука В С больным сидеть и день и ночь, В Не отходя ни шагу прочь! г Какое низкое коварство г Полуживого забавлять, Д Ему подушки поправлять, е Печально подносить лекарство, Д Вздыхать и думать про себя: ж Когда же чёрт возьмёт тебя!» ж

Слайд 1

Тема урока:

«Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни»

Слайд 2

Вопросы к уроку

Что даёт основания назвать пушкинский роман «энциклопедией русской жизни»? Сохраняет ли роман качество энциклопедичности для современного читателя?

Слайд 3

Историзм как основная характеристика произведения многопланов.

История, время являются подлинными героями процесса создания романа. Для Пушкина была принципиально значима историческая обусловленность мотивов поведения и судеб персонажей. Можно определить хронологические вехи биографии персонажей. Онегин родился в 1795 году. Впервые появился в свете в 1811 году. Встреча с Автором (действие 1-й главы) - 1819 год.

Слайд 4

Посмотрим на Петербург 1-ой половины XIX века

Зимний дворец в Петербурге

Слайд 5

Какие реальные исторические личности упоминаются в 1-ой главе романа?

1. «Второй Чадаев, мой Евгений» Пётр Яковлевич Чаадаев – – современник Грибоедова и Пушкина. 2. «Что там уж ждёт его Каверин» Каверин П. П. – геттингенец, гусар, кутила и дуэлянт, член Союза Благоденствия.

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Театр пушкинской эпохи

Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы, И переимчивый Княжнин; Там Озеров невольны дани Народных слёз, рукоплесканий С младой Семёновой делил; Там наш Катенин воскресил Корнеля гений величавый; Там вывел колкий Шаховской Своих комедий шумный рой, Там и Дидло венчался славой, Там, там под сению кулис Младые дни мои неслись.

Слайд 9

Слайд 10

Катенин Павел Александрович (1792 – 1853)

Поэт, драматург, критик и переводчик; переводил пьесы французских просветителей Корнеля, Расина; писал оригинальные драмы и поэмы («Инвалид Горев», «Княжна Милуша»).

Слайд 11

Княжнин Яков Борисович (1740-1791)

Переводчик и драматург. Самые знаменитые его трагедии – «Вадим Новгородский» и «Владимир и Ярополк». Княжнин перевёл 5 трагедий Корнеля – исключительный случай в переводческой практике 18 века.

Слайд 12

А. И. Истомина

Прима-балерина русского театра. Пушкин называет её Русской Терпсихорой

Слайд 13

Пушкин и балет

Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, Толпою нимф окружена, Стоит Истомина; она, Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит, И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летит, как пух от уст Эола; То стан совьёт, то разовьёт И быстрой ножкой ножку бьёт.

Слайд 14

Внешнеэкономические связи России

Всё, чем для прихоти обильной Торгует Лондон щепетильный И по Балтическим волнам За лес и сало возит нам, Всё, что в Париже вкус голодный, Полезный промысел избрав, Изобретает для забав, Для роскоши, для неги модной, – Всё украшало кабинет Философа в осьмнадцать лет.

Слайд 15

Мода начала XIX века

Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар

Слайд 16

Кулинарное искусство 1-й половины XIX века

К Таlоп помчался: он уверен, Что там уж ждёт его Каверин. Вошёл: и пробка в потолок, Вина кометы брызнул ток; Пред ним roast-beef окровавленный, И трюфли, роскошь юных лет, Французской кухни лучший цвет, И Страсбурга пирог нетленный Меж сыром лимбургским живым И ананасом золотым…

Слайд 17

Античные реалии в романе

Потолковать о Ювенале (римский поэт-сатирик, родился около 42 г. до н. э.) Из Энеиды два стиха (эпическая поэма римского поэта Вергилия) Ромул (легендарный основатель и первый царь Рима 8 в. до н. э.) Бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита… (Гомер – древнегреческий народный поэт; Феокрит – древнегреческий поэт, автор идиллий) «Наука страсти нежной, которую воспел Назон» (Овидий Назон – римский поэт 43 г. до н. э.) Терпсихора –муза танцев Венера, Зевес, Диана - боги Древней Греции.

Слайд 18

Архаизмы

1) Акцентологические (изменилось место ударения): призрак, эпиграфы, «на зеркальном паркете зал..» 2) фонетические Пиит» - поэт; «осьмнадцать»- восемнадцать «И рёвом скрыпок заглушён»

Слайд 19

Семантические

Латынь из моды вышла ныне: Так, если правду вам сказать, Он знал довольно по-латыне, Чтоб эпиграфы разбирать…. Но дней минувших анекдоты От Ромула до наших дней Хранил он в памяти своей. «Учёный малый, но педант». В «онегинскую» эпоху «педант» – человек, выставляющий напоказ свои знания, свою учёность, с апломбом судящий обо всём «Так думал молодой повеса». Это слово имело почти терминологическое значение. Применялось к кругу разгульной молодёжи, в поведении которой сочетались бесшабашная весёлость, презрение к светским развлечениям, некоторый привкус политической оппозиционности.

Слайд 20

Слайд 21

Иностранные слова

Почему так много иностранных слов в первой главе? Некоторые даже и написаны латинским шрифтом: Madam, Monsieur I`Abbe, dandy, vale, roast-beef… И слова – то из разных языков: французские, английские, латинские, опять английские…

Слайд 22

Слайд 23

«Острижен по последней моде, как денди лондонский одет».

«Молодёжь всегда хочет отличаться от старших, и легче всего сделать это с помощью внешних аксессуаров. Одна из функций молодёжной моды и жаргона, часто шокирующих консервативных отцов, в том и состоит, что с их помощью подростки и юноши маркируют, отличают «своих» и «чужих».

Пушкинская цитата

Психолог И.Кон

Слайд 24

«Всего, что знал ещё Евгений, пересказать мне недосуг»

«Отвлечённо-философская направленность юношеского мышления связана, конечно, не только с формально-логическими операциями, но и с особенностями эмоционального мира ранней юности. …Широта интеллектуальных интересов часто сочетается в ранней юности с разбросанностью, отсутствием системы и метода»

Слайд 25

«Он три часа по крайней мере пред зеркалами проводил…»

«Подростки и юноши особенно чувствительны к особенностям своего тела и внешности, сопоставляя своё развитие с развитием товарищей. Для ребят очень важно, насколько их тело и внешность соответствуют стереотипному образу. При этом юношеский эталон красоты и просто «приемлемой» внешности нередко завышен, нереалистичен»

Слайд 26

«Он в первой юности своей был жертвой бурных наслаждений и необузданных страстей» «Люблю я бешеную младость»

Эпитет «бешеный» обозначает чрезвычайную динамичность юности. Юность – время хаотичное, бурное, противоречивое. Особо выделим этимологическую семантику эпитета бешеную. Бешеную образовано от бесить, бес. В страсти, крайней зависимости от бурлящих стихийных чувств много бесовского, «грехов юности», Например, романы Онегина с замужними дамами.

Слайд 27

Ему наскучил света шум… Условий света свергнув бремя…

Вариант юношеского кризиса. Закончился цикл ранней юности («Быть как все»). Начинается переход к зрелой юности («Кто есть Я?»). Исчез интерес к недавно столь привлекательным светским занятиям. Наступило пресыщение страстью. Как итог духовной эволюции и самопознания возрастает уровень притязаний. В этом и состоит главное приобретение юности – открытие своего внутреннего мира, личной самобытности. «Юность – завершающий этап первичной социализации».

  • Отношения Онегина и Татьяны
  • Дуэль Онегина и Ленского
  • Духовная эволюция Евгения Онегина
  • Сравнительная характеристика Онегина и Ленского
  • Образ Владимира Ленского

Одним из персонажей романа «Евгений Онегин» является автор произведения. Это придает творению Пушкина особый лирический оттенок. Поэт делится с читателями своими думами и переживаниями, позволяет им заглянуть в потаенные уголки своей души. Особенные отношения сложились у автора и с главным героем своего романа.

Афоризмы

«.. Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь"

«..Быть можно дельным человеком И думать о красе ногтей"

«Мы почитаем всех нулями, А единицами- себя"

«Любви все возрасты покорны.. Ее порывы благотворны…»

Афоризмы

"Чем меньше женщину мы любим, Тем легче нравимся мы ей, И тем вернее ее губим Средь обольстительных сетей"...

"Учитесь властвовать собою, Не всякий Вас, как я, поймет... "

«Я вас люблю (к чему лукавить?) Но я другому отдана; Я буду век ему верна"

Отношения Онегина и Татьяны

Юная девушка, выросшая в «глуши забытого селенья» на преданиях глубокой старины и французских романах, не имеет никакого отношения к высшему свету. Татьяна обладает природным умом и естественностью, сердечной теплотой и кротким нравом. Она ждет любви и находит ее в лице загадочного Евгения. Пытаясь разгадать своего возлюбленного, девушка сравнивает его с героями прочитанных романов. Он кажется ей то обольстителем, то верным задушевным другом, то героем-разбойником.

Дуэль Онегина и Ленского

Онегин и Ленский в романе «Евгений Онегин» при всей взаимной непохожести имеют одну общую черту: они оба яркие индивидуалисты, сконцентрированные лишь на собственных переживаниях и ощущениях. «Мы почитаем всех нулями, а единицами себя» – иронично замечает Пушкин. Именно этот взаимный эгоизм привел друзей к трагической развязке.

Духовная эволюция Евгения Онегина

Уход Онегина от светской жизни продиктован не банальной «русской хандрой», а желанием найти новое применение своим силам, иной путь развития. Он ищет его сначала в Петербурге, потом в деревне, но не может преодолеть в себе холодный скепсис, душевную лень и зависимость от людской молвы. Внешняя свобода не освободила Евгения от ложных мнений и предрассудков. Он презрел дружбу, отвергнул любовь и лишь после убийства Ленского ощутил первое глубокое переживание – «тоску сердечных угрызений».

Сравнительная характеристика Онегина и Ленского

«Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень

Не столь различны меж собой.

Сперва взаимной разнотой

Они друг другу были скучны;

Потом понравились; потом

Съезжались каждый день верхом

И скоро стали неразлучны

Так люди (первый каюсь я)

От делать нечего друзья».

Образ Владимира Ленского

Рассуждая о его возможной судьбе, автор пишет, что Владимира было два пути: он мог стать хозяйственным русским помещиком или сделаться прославленным поэтом. Но ранняя гибель положила конец этой дилемме. В романе благородный Ленский пал жертвой своих собственных заблуждений и романтических грез.

  • Образ Татьяны Лариной
  • Татьяна Ларина в Москве
  • Образ Ольги Лариной
  • Духовная эволюция Татьяны
  • Сравнительная характеристика Татьяны и Ольги

Женские образы в романе

Образ Татьяны Лариной

Татьяна Ларина – это самый известный женский образ в русской литературе. В нем Пушкин воплотил свой идеал настоящей женщины. Назвав свою любимую героиню доселе невиданным на страницах романа именем, автор подчеркнул ее поэтичную простоту, народность и близость к русской культуре.

Образ Ольги Лариной

Татьяна и Ольга Ларины

Многое в романе «Евгений Онегин» построено по принципу антитезы. Две сестры Ларины – Ольга и Татьяна – также совершенно противоположны друг другу.

Татьяна Ларина в Москве

В Москве Татьяна повзрослела, научилась «властвовать собою», но еще может сделать выбор между ожиданием Евгения Онегина и грядущим замужеством. Она выбирает второе, потому что такова типичная судьба девушек ее круга. Навязанный брак не по зову сердца, а по расчету определяет дальнейшую судьбу героини. Вся ее дальнейшая жизнь будет подчинена общепринятым правилам и безусловному чувству долга.

Духовная эволюция Татьяны

Внутренняя драма княгини не в выборе между верностью к мужу и любовью к Евгению, а в деформации ее чувств, произошедшей под влиянием светского общества . Болезнь, от которой много лет пытался избавиться Онегин, в конце концов, поразила и Татьяну. Это третья, заключительная

стадия духовного развития

девушки: она хорошо

усвоила роль

неприступной

светской львицы .

  • Реалистичность персонажей
  • Столичное и поместное дворянство
  • Образ музы в романе
  • Картины русской природы

«Евгений Онегин» – энциклопедия русской жизни»

Реалистичность персонажей в романе

Белинский назвал творение Пушкина «энциклопедией русской жизни», потому что автор в своем романе с замечательной реалистичностью передал обычаи, нравы и характеры своих современников

Столичное и поместное дворянство

Достоверное описание быта, нравов и обычаев столичных и поместных дворян, помогает Пушкину правильно мотивировать поведение своих героев. Имея представление о том, в каком окружении вращались персонажи романа, читателю проще понять, что двигало ими во время совершения того или иного

поступка.

Картины русской природы

В романе «Евгений Онегин» присутствует много лирических отступлений, в которых описываются живописные картины русской природы. Они помогают читателю ощутить течение времени, почувствовать состояние главных героев, проникнутся красотой окружающего мира

Образ музы в романе

Последнее преображение Музы свершилось в российской глубинке.

Утратив облик обольстительной вакханки и пленительной феи, она явилась поэту «барышней уездной, с печальной думою в очах». «Ветреная подруга» предстала перед творцом обыкновенной русской девушкой.

  • Основная проблематика романа
  • Сюжет и композиция романа
  • Предметы интерьера и их роль в романе
  • Сон Татьяны

Художественные особенности романа

  • Письма Татьяны и Онегина
  • Финал романа и его нравственные уроки
Основная проблематика романа
  • Проблема воспитания
  • Проблема смысла жизни
  • Проблема чувства и долга
  • Проблема дружбы
  • Проблематика романа заключена в духовном вырождении общества. Высший свет все превращает в карикатуру : любовь в нем заменяется «наукой страсти нежной», дружба – светским времяпровождением.

Сюжет и композиция романа

Принцип «зеркальности»

Сон Татьяны

Одним из любимых композиционных приемов Пушкина является сон героя, введенный в повествование. В «Евгении Онегине» сновидение Татьяны выполняет несколько ключевых функций: дает представление об исполненном народного духа миросозерцании главной героини, предвосхищает дальнейшие события в романе,

а также смещает сюжетный акцент произведения с отношений Евгения и Татьяны

на ссору между Онегиным и Ленским.

Предметы интерьера и их роль в романе

Например, что за «широкий боливар» надевает на себя Евгений, когда собирается прогуляться по бульвару? Оказывается, это объемная шляпа, названная в честь героя-освободителя Боливара, которую полагалось носить только во время совершения утреннего променада.

Письма Онегина и Татьяны

В повествовании романа «Евгений Онегин» прослеживается принцип симметрии . Одним из его проявлений является написание любовных посланий главных героев.

Послания Онегина и Татьяны резко выделяются из общего текста романа не только содержанием, но и стилем изложения: они написаны

вольным стихом, а не «онегинской»

строфой . Эти письма выражают

всю глубину переживаний

главных героев, степень их

стремления к взаимной

любви и счастью.

Нравственные уроки финальной сцены

Оставляя своего героя в самую трудную минуту, автор выносит ему неутешительный приговор: жизнь Онегина так и останется бессмысленной .

«Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением…» (В.Г.Белинский Сочинения Александра Пушкина. Статья 9.) -«Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина… Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы. -В «Онегине» мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. С этой точки зрения «Евгений Онегин» есть поэма историческая. -Первая истинно национально-русская поэма в стихах была и есть – «Евгений Онегин» Пушкина и в ней народности больше, нежели в каком угодно другом народном русском сочинении. -Пушкин писал о России для России (В.Г.Белинский Сочинения Александра Пушкина. Статьи 8, 9.)


История создания Пушкин работал над романом свыше семи лет. Роман был, по словам Пушкина, «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Работу над ним Пушкин называл подвигом. На широком фоне картин русской жизни показана драматическая судьба лучших людей дворянской интеллигенции.


История создания Глава I «И жить торопится и чувствовать спешит…» Глава II «О Русь!..» Глава III «Она была девушка, она была влюблена…» Глава IV «Нравственность (мораль) – в природе вещей» Глава V «О, не знай сих страшных снов / Ты, моя Светлана…» Глава VI «Там, где дни облачны и кратки, родится племя, которому умирать не трудно» Глава VII «Гоненье на Москву! что значит видеть свет! /Где ж лучше? /Где нас нет» Глава VIII «Прощай, и если навсегда, то навсегда прощай» Почему А.С. Пушкин изменил первоначальный замысел романа Какие события произошли в период написания романа и как они могли повлиять на его замысел? Цель изменения первоначального замысла: Роман как бы «разомкнут» во времени, каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение. Тем самым читатель обращает внимание на самостоятельность каждой главы романа, которая воспроизводит различные аспекты русской жизни.


Сюжетные линии 1.Онегин и Татьяна. Эпизоды: Знакомство с Татьяной, Разговор с няней, Письмо Татьяны к Онегину, Объяснение в саду, Сон Татьяны. Именины, Посещение дома Онегина, Отъезд в Москву, Встреча на балу в Петербурге через 2 года, Письмо к Татьяне (объяснение), Вечер у Татьяны, 2.Онегин и Ленский. Эпизоды: Знакомство в деревне, Разговор после вечера у Лариных, Визит Ленского к Онегину, Именины Татьяны, Дуэль (Ленский погибает).




Евгений Онегин Прототип Пётр Чаадаев, друг Пушкина, назван самим Пушкиным в первой главе. Важное влияние на образ Онегина оказал Лорд Байрон и его «Байроновские Герои», Дон Жуан и Чайлд Гарольд, которые также не раз упоминаются самим Пушкиным. «В образе Онегина можно найти десятки сближений с различными современниками поэта от пустых светских знакомцев до таких значимых для Пушкина лиц, как Чаадаев или Александр Раевский.


Евгений Онегин Евгений Онегин Dandy – мужчина особо следящий за своим внешним видом и поведением. Педант – человек, отличающийся излишней мелочностью, формализмом. Эпиграмма – сатирической стихотворение. Vale – «прощай». Ямб, хорей – стихотворные размеры. Как эпиграф («И жить торопится и чувствовать спешит») и прочитанные строки характеризуют героя? В чем причина хандры Онегина? Что собой олицетворяет главный персонаж? Почему именем главного героя назван роман? «Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу и сердце, видела в нем человека холодного, сухого и эгоиста по натуре. Нельзя ошибочнее и кривее понять человека!.. Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям... Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался. Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры, потому только людьми, но и самим собою». (В.Г. Белинский)


Евгений Онегин Евгений Онегин Автор изображает героя безлико, часто не называет по имени. Таким образом, герой олицетворяет собой дворянскую среду и ее образ жизни, пустую суету. Онегин – порождение этого общества, но одновременно оно ему чуждо, он во всем разочаровывается и впадает в хандру.




Татьяна и Ольга Ларины В образе Татьяны Лариной выражены возвышенные идеалы самого Пушкина. Начиная с III главы, Татьяна, наряду с Онегиным, становится основным действующим лицом событий. Ольга Ларина, сестра Татьяны обобщённый образ типичной героини популярных романов; красивый внешне, но лишённый глубокого содержания. Татьяна воплощение пушкинских представлений об идеальной женщине. Она образованна, тонка, мечтательна, близка к природе, ее внутренний мир сложен и значителен. Воспитанная на французских романах, она не утрачивает русских национально-бытовых традиций. Ее трагедия в конфликте со средой своей семьи, ее ничтожными духовными запросами, она страдает от одиночества, от невозможности быть счастливой от высокой любви. Она жертва социальных условий жизни, но не изменяет своему внутреннему миру, тогда как Онегин страдает прежде всего от собственной позиции нравственного отрицания.




В лирических отступлениях Пушкин определяет критерии ценности человеческой личности. Это философское отношение к жизни, смерти и бессмертию, к вечному движению времени и быстротечности человеческой жизни; это отношение к творчеству, таланту, способностям; это отношение к Родине. Автор является в романе и стержнем, объединяющим картины русской жизни, связующим звеном в картинах «энциклопедии русской жизни». Лирические отступления


Новый жанр – роман в стихах; Особый стихотворный размер – «онегинская строфа»; Герои и автор постоянно меняются местами; Вставные жанры (письмо, сон, песня); Включение в роман лирических отступлений; Открытый финал, прием сюжетной многовариативности; Сочетание романтизма и реализма. Новаторство романа


«… вот уже перевалило за сто лет, как он умер, а все он не стареет, не становится только собранием сочинений, академической святыней… И хочется отметить еще одно ощущение, знакомое, должно быть, всем поколениям его читателей. Мы как бы никогда не утрачиваем его физического присутствия в мире, среди нас… Он с нами, во всем личном своем обаянии ума и характера, которые восхищали его современников и которые мы с такой очевидностью распознаем в каждой его строке» (А.Т. Твардовский) Почему творчество А.С. Пушкина не стареет и он является одним из самых востребованных классиков сегодня? Творческая работа

-«Онегин» ест ь самое задушевное
произведение Пушкина… Здесь вся жизнь,
вся душа, вся любовь его; здесь его
чувст ва, понят ия, идеалы.
-В «Онегине» мы видим поэт ически
воспроизведенную карт ину русского
общест ва, взят ого в одном из
инт ереснейших момент ов его развит ия.
С эт ой т очки зрения «Евгений Онегин»
ест ь поэма ист орическая.
«Онегина» можно назват ь
энциклопедией
русской жизни и в высшей
ст епени народным
произведением…»
(В.Г.Белинский
Сочинения Александра
Пушкина. Статья 9.)
-Первая ист инно национально-русская
поэма в ст ихах была и ест ь – «Евгений
Онегин» Пушкина и в ней народност и
больше, нежели в каком угодно другом
народном русском сочинении.
-Пушкин писал о России для России
(В.Г.Белинский Сочинения Александра Пушкина.
Статьи №8, 9.)

История создания

Пушкин работал над романом свыше семи
лет. Роман был, по словам Пушкина, «плодом
ума холодных наблюдений и сердца
горестных замет». Работу над ним Пушкин
называл подвигом. На широком фоне картин
русской жизни показана драматическая
судьба лучших людей дворянской
интеллигенции.

История создания

Глава IЦель
«И жить
торопится
и чувствовать спешит…»
изменения
первоначального
замысла:
Глава II «О Русь!..»
Глава III «Она была девушка, она была влюблена…»
Роман
бы «разомкнут»
во времени,
каждая
глава
Глава
IVкак
«Нравственность
(мораль)
– в природе
вещей»
могла
последней,
но может
и
Глава
V бы
«О, стать
не знай
сих страшных
снов иметь
/ Ты, моя
продолжение. Тем самым читатель обращает
Светлана…»
Глава
VI «Там,
дни облачны и кратки,
внимание
на где
самостоятельность
каждойродится
главы племя,
которому
умиратьвоспроизводит
не трудно»
романа, которая
различные аспекты
Глава
VII «Гоненье
русской
жизни. на Москву! что значит видеть свет!
/Где ж лучше? /Где нас нет»
Глава VIII «Прощай, и если навсегда, то навсегда прощай»
Почему А.С. Пушкин изменил первоначальный
замысел романа
Какие события произошли в период написания
романа и как они могли повлиять на его замысел?

Сюжетные линии

1.Онегин и Татьяна. Эпизоды:
Знакомство с Татьяной,
Разговор с няней,
Письмо Татьяны к Онегину,
Объяснение в саду,
Сон Татьяны. Именины,
Посещение дома Онегина,
Отъезд в Москву,
Встреча на балу в Петербурге через 2
года,
Письмо к Татьяне (объяснение),
Вечер у Татьяны,
2.Онегин и Ленский. Эпизоды:
Знакомство в деревне,
Разговор после вечера у Лариных,
Визит Ленского к Онегину,
Именины Татьяны,
Дуэль (Ленский погибает).

Сюжетные линии

ОНЕГИН
ТАТЬЯНА
АВТОР
ОЛЬГА
ЛЕНСКИЙ

Евгений Онегин

Прототип Пётр Чаадаев, друг
Пушкина, назван самим
Пушкиным в первой главе.
Важное влияние на образ
Онегина оказал Лорд Байрон
и его «Байроновские Герои»,
Дон Жуан и Чайлд Гарольд,
которые также не раз
упоминаются самим
Пушкиным. «В образе
Онегина можно найти
десятки сближений с
различными современниками
поэта - от пустых светских
знакомцев до таких
значимых для Пушкина лиц,
как Чаадаев или Александр
Раевский.

Евгений Онегин

Dandy – мужчина особо следящий за своим
внешним видом и поведением.
Педант – человек, отличающийся излишней
мелочностью, формализмом.
Эпиграмма – сатирической стихотворение.
Vale – «прощай».
Ямб, хорей – стихотворные размеры.
Как эпиграф («И жить торопится и чувствовать
спешит») и прочитанные строки характеризуют героя?
В чем причина хандры Онегина?
Что собой олицетворяет главный персонаж?
Почему именем главного героя назван роман?
«Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу и
сердце, видела в нем человека холодного, сухого и эгоиста по натуре.
Нельзя ошибочнее и кривее понять человека!.. Светская жизнь не
убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и
мелочным развлечениям... Онегин не любил расплываться в мечтах,
больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался.
Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры, потому только
людьми, но и самим собою». (В.Г. Белинский)

Евгений Онегин

Автор изображает героя
безлико, часто не называет по
имени. Таким образом, герой
олицетворяет собой
дворянскую среду и ее образ
жизни, пустую суету. Онегин –
порождение этого общества,
но одновременно оно ему
чуждо, он во всем
разочаровывается и впадает в
хандру.

Владимир Ленский

Возможный прототип- Кюхельбекер, русский
поэт-романтик, писатель и общественный
деятель, товарищ Пушкина по
Царскосельскому лицею.
Вольнолюбивец,
романтик,
«полурусский» (не
имеет русского
жизненного опыта),
живет в иллюзорном
мире.

Татьяна и Ольга Ларины

- Татьяны
воплощение пушкинских
ВТатьяна
образе
Лариной
представленийвозвышенные
об идеальной женщине.
Она
выражены
идеалы
образованна, тонка, мечтательна, близка
самого
Пушкина.
Начиная
с III
к природе,
ее внутренний
мир сложен
главы,
Татьяна,
наряду
с
и значителен.
Воспитанная
на французских
романах, она нестановится
утрачивает русских
Онегиным,
национально-бытовых традиций.
основным
действующим лицом
Ее трагедия в конфликте со средой своей
событий.
семьи, ее ничтожными духовными
запросами, она страдает от одиночества,
от невозможности быть счастливой
от высокой любви. Она жертва социальных
условий жизни, но не изменяет своему
внутреннему миру, тогда как Онегин
Ольга
Ларина,
сестра
Татьяны-
страдает
прежде всего
от собственной
обобщённый
образотрицания.
типичной
позиции нравственного
героини популярных романов;
красивый внешне, но лишённый
глубокого содержания.

«Евгений Онегин» – энциклопедия русской жизни

Природа
Родина
Цель
творчества
Мода
Энциклопедичность
Философские
вопросы: любовь,
жизнь, смерть…
Судьба
поэта
Еда
Менталитет
Крестьянская и
дворянская
жизнь
Философия
русской
жизни

Лирические отступления
В лирических отступлениях Пушкин определяет критерии
ценности человеческой личности. Это философское
отношение к жизни, смерти и бессмертию, к вечному
движению времени и быстротечности человеческой
жизни; это отношение к творчеству, таланту,
способностям; это отношение к Родине. Автор является
в романе и стержнем, объединяющим картины русской
жизни, связующим звеном в картинах «энциклопедии
русской жизни».

Новаторство романа
Новый жанр – роман в стихах;
Особый стихотворный размер – «онегинская строфа»;
Герои и автор постоянно меняются местами;
Вставные жанры (письмо, сон, песня);
Включение в роман лирических отступлений;
Открытый финал, прием сюжетной многовариативности;
Сочетание романтизма и реализма.

Творческая работа
«… вот уже перевалило за сто лет, как он умер, а все он не
стареет, не становится только собранием сочинений,
академической святыней… И хочется отметить еще одно
ощущение, знакомое, должно быть, всем поколениям его
читателей. Мы как бы никогда не утрачиваем его
физического присутствия в мире, среди нас… Он с нами,
во всем личном своем обаянии ума и характера, которые
восхищали его современников и которые мы с такой
очевидностью распознаем в каждой его строке»
(А.Т. Твардовский)
Почему творчество А.С. Пушкина не стареет и он является
одним из самых востребованных классиков сегодня?
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...