Старт в науке. Ботаника. Листопад - материалы для подготовки к ЕГЭ по Биологии Определи правильный порядок процессов вызывающих листопад

Что содержится в чёрных шариках на концах длинных ответвлений у гриба мукора?

1) микроскопические плоды

2) питательные вещества

3) вода с минеральными солями

4) микроскопические споры

Ответ: 4.

2

Признаки бывают наследуемые или приобретённые. Какой из следующих признаков является приобретённым?

1) группа крови

2) шрам на теле

3) цвет глаз

4) число позвонков

Ответ: 2.

3

Сходство жизнедеятельности цианобактерий и цветковых растений проявляется в способности к

1) образованию семян

2) автотрофному питанию

3) двойному оплодотворению

4) гетеротрофному питанию

Ответ: 2.

4

Некоторые бактерии выживают в условиях вечной мерзлоты в виде

1) спор

2) вегетативных клеток

3) симбиоза с грибами

4) множественных колоний

Ответ: 1.

5

Чем спора отличается от свободной бактерии?

1) Спора - многоклеточное образование, а свободная бактерия - одноклеточное.

2) Спора менее долговечна, чем свободная бактерия.

3) Спора питается автотрофно, а свободная бактерия - гетеротрофно.

4) Спора имеет более плотную оболочку, чем свободная бактерия.

Ответ: 4.

6

Возбудители дифтерии являются

1) автотрофами

4) симбионтами

Ответ: 3.

7

Какой из приёмов борьбы с болезнетворными бактериями наиболее эффективен в операционном блоке?

1) пастеризация

2) регулярное проветривание

3) облучение ультрафиолетовыми лучами

4) мытье полов горячей водой

Ответ: 3.

8

Укажите случай симбиоза бактерии с другим организмом.

1) бацилла сибирской язвы и овца

2) вибрион холеры и человека

3) кишечная палочка и человек

4) сальмонелла и курица

Ответ: 3.

9

В каких отношениях находятся гриб и водоросль, образующие лишайник?

1) Их отношения взаимовыгодны.

3) Они конкурируют за свет и воду.

4) Их отношения нейтральны.

Ответ: 1.

10

Корни, оплетённые гифами гриба, представляют собой

1) лишайник

2) плесень

3) микоризу

4) спору

Ответ: 3.

11

Сахар превращается в спирт благодаря жизнедеятельности

1) пеницилла

2) мукора

3) головни

4) дрожжей

Ответ: 4.

12

Лишайники не растут в крупных городах потому, что там

1) загрязнён воздух

2) недостаточная влажность

3) нет водорослей

4) нет грибов

Ответ: 1.

13

Пеницилл отличается от мукора тем, что

1) пеницилл многоклеточный, а мукор одноклеточный гриб

2) пеницилл образует плесень на продуктах, а мукор нет

3) пеницилл размножается спорами, а мукор - грибницей

4) пеницилл - гетеротроф, а мукор - автотроф

Ответ: 1.

14

Поселяясь на пнях, опята используют их для

1) получения энергии из неорганических веществ

2) защиты от болезнетворных бактерий

3) получения готовых органических веществ

4) привлечения насекомых-опылителей

Ответ: 3.

15

Какие грибы не образуют микоризы с древесными растениями?

1) трутовики

2) подберёзовики

3) лисички

4) подосиновики

Ответ: 1.

16

Какие бактерии считают «санитарами планеты»?

1) молочнокислые

2) гниения

3) уксуснокислые

4) клубеньковые

Ответ: 2.

17

Проводящая ткань растений, по клеткам которой осуществляется передвижение органических веществ, состоит из

1) волокон

2) клеток с волосками

3) сосудов

4) ситовидных трубок

Ответ: 4.

18

Волокно как особый вид механической ткани сильно развито в стебле

1) льна-долгунца

2) кукурузы

3) томата

4) тюльпана

Ответ: 1.

19

Прочность и упругость организму растения обеспечивает

1) проводящая ткань

2) образовательная ткань

3) основная ткань

4) механическая ткань

Ответ: 4.

20

К основной ткани в цветковом растении относят

1) кожицу

2) фотосинтезирующую ткань

3) образовательную ткань

4) пробку

Ответ: 2.

2

. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. По венам малого круга кровообращения у человека кровь течёт

1) от сердца

2) к сердцу

3) насыщенная углекислым газом

4) насыщенная кислородом

5) под высоким давлением

6) под низким давлением

Пояснение.

3

Какие науки изучают живые системы на организменном уровне? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) анатомия

2) биоценология

3) физиология

4) молекулярная биология

5) психология

6) эволюционное учение

Пояснение. 135

1

Какие примеры относят к биологическому эксперименту? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) рассматривание под микроскопом клетки крови лягушки

2) слежение за миграцией косяка трески

3) изучение характера пульса после разных физических нагрузок

4) лабораторное исследование влияния гиподинамии на состояние здоровья

5) описание внешних признаков бобовых растений

6) выработка условного пищевого рефлекса

Пояснение.

3, 4, 6

246

1

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по вегетативному размножению отводками куста крыжовника. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) Внимательно осмотрите куст и найдите однолетние побеги.

2) Выберите однолетние побеги, растущие близко к поверхности почвы.

3) Закрепите побег деревянными шпильками.

4) Лопатой отделите укоренившийся побег от куста.

5) Пригните побеги к почве и присыпьте землёй.

Пояснение.

Побеги многих растений при соприкосновении с почвой укореняются. При нарушении связи между материнской особью и укоренившимся побегом возникает самостоятельная дочерняя особь. Такое размножение растений нередко имеет место в естественных условиях (черемуха, бересклет). В практике с этой целью ветви или отдельные побеги растений пригибают к земле и закрепляют в таком положении. На участке побега, прикрытом почвой, появляются корни. Надрез на стебле в месте соприкосновения его с грунтом ускоряет корнеобразование, а нередко и образование придаточных почек, развивающихся в побеги. Укоренившийся отводок переносят на место постоянной посадки. Отводками, размножают крыжовник, виноград, смородину, гвоздику и др.

2

Расположите в правильном порядке процессы, вызывающие листопад. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) отделение черешка листа от побега

2) пожелтение листьев

3) образование пробкового слоя у основания черешка листа

4) уменьшение длины светового дня

Пояснение.

Листопад - биологический процесс сбрасывания листвы растениями.

Листопад выработался в процессе длительной эволюции растений и вошел в ритм жизни. Следуя этому ритму, растения заблаговременно готовятся к зиме. С приближением осени укорачивается световой день, понижается температура, ослабляются жизненные процессы (фотосинтез, транспирация), в листе начинается разрушение пигментов. Раньше всех разрушается зеленый пигмент - хлорофилл, маскирующий другие пигменты, например, каротин, которые являются более стойкими и сохраняются дольше. Листья становятся золотисто-желтыми, лиловыми или багряно-красными, наступает «золотая осень». В это же время появляется отделительный слой, лист обрывается и падает под тяжестью своей собственной пластинки. Ранка затягивается пробкой, образуя листовой рубец с перерезанными листовыми следами.

3

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по вегетативному размножению прививкой, после отбора нужного подвоя. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) Возьмите привой - однолетний побег с двумя-тремя почками или одну почку с частью древесины.

2) Плотно обвяжите место прививки.

3) Подберите подходящий подвой - взрослое растение-сеянец.

4) Прикрепите привой к подвою.

5) Сделайте надрез на подвое до камбия.

Пояснение.

Сущность прививки заключается в том, что части разных растений искусственно, а в природе иногда и естественно соединяясь, срастаются, образуя единый организм. Растение, на котором прививают другое, называют подвоем, прививаемую часть - привоем.

Возьмите привой - однолетний побег с двумя-тремя почками или одну почку с частью древесины, подберите подходящий подвой - взрослое растение-сеянец, сделайте надрез на подвое до камбия, прикрепите привой к подвою, плотно обвяжите место прививки.

ЧАСТЬ В (Установление последовательности)

3.1. РАЗДЕЛ «БОТАНИКА»


  1. Последовательность развития папоротников, начиная со споры:
А) заросток

В) спорангий

Г) зеленое растение

Д) оплодотворение

Е) образование гамет


  1. ^ Последовательность расположения слоев на распиле дерева, начиная с наружного:
А) камбий

Б) сердцевина

В) пробка

Г) древесина


  1. ^ Последовательность процессов, характерных для листопада:
А) образование отделительного слоя на черешке листа

Б) накопление вредных веществ в листьях в течение лета

В) опадение листьев

Г) разрушение хлорофилла из-за похолодания и сокращения длины светового дня

Д) изменение окраски листьев


  1. ^ Последовательность систематических категорий по иерархичности, начиная с крупной:
А) двудольные

Б) покрытосеменные

В) крестоцветные

Г) сурепка

Д) сурепка обыкновенная


  1. ^ Последовательность систематических категорий с учетом их иерархической соподчиненности, начиная с наиболее крупной
А) двудольные

Б)покрытосеменные

В)крестоцветные

Г) сурепка

Д) сурепка обыкновенная


  1. ^ Последовательность появления на Земле растений различных групп
А) покрытосеменные

Г) псилофиты

Д) папоротникообразные

^ 7. Последовательность фаз развития злаковых растений

А) колошение

Б) цветение

В) появление проростка

Г) появление третьего листа

Д) выход в трубку

Е) созревание семян

3.2. РАЗДЕЛ «ЖИВОТНЫЕ»


  1. Последовательность организмов в пищевой цепи:
А) лягушка

Б) голый слизень

В) растение

Д) ястреб


  1. Последовательность этапов развития печеночного сосальщика:
А) выведение оплодотворенных яиц из организма червя в кишечник крупного рогатого скота, а затем наружу

Б) прикрепление личинок к водным растениям и превращение их в цисты

В) вылупление из яиц в воде микроскопических личинок, покрытых ресничками

Г) попадание цист в кишечник крупного рогатого скота

Д) внедрение личинок в организм малого прудовика, рост и размножение личинок в их организме

Е) выход личинок из организма промежуточного хозяина в воду


  1. ^ Последовательность возникновения групп животных в ходе эволюции:
А) летающие насекомые

Б) пресмыкающиеся

В) приматы

Г) кольчатые черви

Д) плоские черви

Е) кишечнополостные


  1. ^ Последовательность соподчинения систематических групп животных, начиная с наименьшей:
А) класс Млекопитающие

Б) тип Хордовые

В) вид медведь бурый

Г) царство Животные

Д) семейство Волчьи (Псовые)

Е) род Медведь

Ж) отряд Хищные


  1. Последовательность развития аскариды, начиная с яйца:
А) проникновение личинок через стенки кишечника в кровь

Б) вторичное проглатывание личинок и превращение их в кишечнике во взрослых особей

В) попадание оплодотворенных яиц через пищу и воду в организм человека

Г) выход личинок из яиц в кишечнике

Д) попадание личинок с кровью в печень, сердце и легкие, рост личинок в дыхательных путях

Е) образование оплодотворенных яиц и их выход из организма человека


  1. ^
А) листовой опад

Б) скворец

В) ястреб-перепелятник

Г) дождевой червь


  1. Последовательность звеньев пищевой цепи:
А) гусеница березовой пяденицы

Б) листья березы

В) большая синица

Г) коршун


  1. ^ Последовательность соподчинения систематических категорий у животных, начиная с наименьшей.
А)семейство Волчьи (Псовые)

Б)класс Млекопитающие

В)вид Обыкновенная лисица

Г)отряд Хищные

Д)тип Хордовые

Е)род Лисица


  1. ^ Последовательность, отражающая систематическое положение вида Капустная белянка в классификации животных, начиная с наименьшей категории.
А)класс Насекомые

Б)вид Капустная белянка

В)отряд Чешуекрылые

Г)тип Членистоногие

Д)род Огородные белянки

Е)семейство Белянки


  1. ^ Последовательность появления на Земле хордовых животных
А) земноводные

Б) ланцетник

В) пресмыкающиеся

Г) кистеперые рыбы

Д) хрящевые рыбы

Е) птицы и млекопитающие

3.3. РАЗДЕЛ «ЧЕЛОВЕК»


  1. Последовательность передачи звуковых колебаний к рецепторам органа слуха:
А) наружное ухо

Б) перепонка овального окна

В) слуховые косточки

Г) барабанная перепонка

Д) жидкость в улитке

Е) слуховые рецепторы


  1. ^
А) верхняя и нижняя полые вены

В) капилляры органов и тканей

Г) левый желудочек

Д) артерии

Е) правое предсердие


  1. ^ Последовательность движения крови по малому кругу кровообращения:
А) капилляры легких

Б) легочные артерии

В) легочные вены

Г) левое предсердие

Д) правый желудочек


  1. ^
А) пищевод

Б) ротовая полость и глотка

В) толстый кишечник

Г) желудок

Д) тонкий кишечник

Е) двенадцатиперстная кишка


  1. ^ Последовательность расположения органов пищеварительного канала человека:
А) двенадцатиперстная кишка

Б) пищевод

В) толстый кишечник

Г) желудок

Д) тонкий кишечник

Е) прямая кишка


  1. ^ Последовательность расположения органов зрительного анализатора, через которые изображения достигают рецепторов органа зрения.
А)стекловидное тело

Б)роговица

В) хрусталик

Г) зрачок

Д) палочки и колбочки


  1. ^ Последовательность движения крови по большому кругу кровообращения:
А) правое предсердие

Б) левый желудочек

В) капилляры органов и тканей

Д) артерии


  1. ^ Последовательность этапов процесса пищеварения в организме человека
А) всасывание органических веществ в кровь и лимфу

Б) механическая обработка пищи и смешивание ее с пищеварительными соками

В) расщепление белков и некоторых жиров в желудке

Г) удаление непереваренных веществ из организма

Д)расщепление крахмала ферментами слюны

Е) расщепление всех органических веществ до растворимых мономеров


  1. ^ Последовательность расположения отделов органов дыхания при поступлении воздуха в организм человека
А) трахея

Б) бронхиальные веточки

В) гортань

Г) бронхи

Д) носовая полость

Е) легочные пузырьки

^ 10. Последовательность расположения частей рефлекторной дуги

А) рабочий орган

Б) рецепторы

В) двигательные нервы

Г) чувствительные нервы

Д) вставочные нейроны

3.4. РАЗДЕЛ «ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ»


  1. Последовательность процесса денатурации белка:
А) глобула или клубок

Б) полипептидная цепь

В) полипептидная спираль

Г) структура из нескольких субъединиц


  1. ^ Последовательность этапов энергетического обмена:
А) расщепление биополимеров до мономеров

Б) поступление органических веществ в клетку

В) окисление пировиноградной кислоты до углекислого газа и воды

Г) расщепление глюкозы до пировиноградной кислоты

Д) синтез двух молекул АТФ

Е) синтез 36 молекул АТФ


  1. ^ Последовательность процессов в ходе энергетического обмена:
А) образование в цитоплазме двух молекул АТФ

Б) распад молекулы глюкозы до пировиноградной кислоты

В) цикл трикарбоновых кислот (цикл Кребса)

Г) реакции окислительного фосфорилирования

Д) синтез 36 молекул АТФ


  1. ^ Установите, в какой последовательности происходит процесс редупликации ДНК
А)раскручивание спирали молекулы ДНК

Б)воздействие ферментов на молекулу

В)отделение одной цепи от другой на части молекулы ДНК

Г)присоединение к каждой цепи ДНК комплементарных нуклеотидов

Д)образование двух молекул ДНК из одной


  1. ^ Последовательность процесса репликации ДНК (удвоения ДНК):
А) отделение полинуклеотидных цепочек ДНК

Б) раскручивание двойной спирали молекулы ДНК

В) присоединение к каждой цепи ДНК комплементарных нуклеотидов

Г) образование двух молекул ДНК из одной

Д) воздействие ферментов на молекулу ДНК


  1. ^ Последовательность процессов фотосинтеза:
А) фиксация углекислого газа

Б) преобразование солнечной энергии в энергию АТФ

В) образование крахмала

Г) использование энергии АТФ для синтеза глюкозы

Д) возбуждение светом электронов хлорофилла


  1. ^ Последовательность реакций матричного синтеза белка:
А) объединение и-РНК с рибосомой

Б) ферментативный разрыв водородных связей молекулы ДНК

В) синтез и-РНК на участке одной из цепей ДНК и выход из ядра

Г) объединение т-РНК с рибосомой и узнавание своего кодона

Д) присоединение аминокислоты к т-РНК

Е) отделение аминокислоты от т-РНК и присоединение к образовавшейся цепочке аминокислот


  1. ^ Последовательность процессов при первом делении мейоза:
А) конъюгация гомологичных хромосом

Б) разделение пар хромосом и расхождение их к полюсам

В) образование дочерних клеток

Г) расположение гомологичных хромосом в плоскости «экватора»

Д) кроссинговер между гомологичными хромосомами


  1. ^ Последовательность протекания процессов эмбриогенеза у ланцетника
А) впячивание части стенки бластулы

Б) образование мезодермы

В) появляется эктодерма и энтодерма

Г) идет закладка органов

Д) дробление зиготы и образование бластулы


  1. ^ Последовательность возникновения приспособленности в ходе эволюции:
А) в ряду поколений естественный отбор сохраняет особей с полезной мутацией

Б) особи с полезной мутацией сохраняются естественным отбором и передают их потомству

В) у отдельных особей вида появляется полезная мутация

Г) полезная мутация распространяется, закрепляется

Д) через множество поколений все особи вида имеют эту полезную мутацию


  1. ^ Последовательность действия движущих сил эволюции:
А) борьба за существование

Б) размножение особей с полезными изменениями

В) появление в популяции разнообразных наследственных изменений

Г) сохранение естественным отбором особей с полезными в данных условиях наследственными изменениями

Д) закрепление и распространение в ряду поколений полезного признака среди особей вида

Е) формирование приспособленности к среде обитания


  1. ^ Последовательность этапов экологического видообразования, начиная с исходного материала эволюции:
А) возникновение изоляции между популяциями одного вида

Б) отбор особей с полезными в новых условиях мутациями

В) мутационный процесс в популяциях

Г) утрата особями разных популяций способности к скрещиванию

Д) возникновение нового вида


  1. ^ Последовательность смены экосистем:
А) болото

В) смешанный лес

Г) мелколиственный лес


  1. Установите последовательность этапов круговорота углерода в биосфере, начиная с поглощения углекислого газа из атмосферы .
A)окисление органических веществ в клетках растений

Б) выделение углекислого газа в атмосферу в процессе дыхания

B)синтез высокомолекулярных органических веществ в растении
Г) поглощение углекислого газа из атмосферы

Д) образование глюкозы в процессе фотосинтеза


  1. ^
А)заселение территории мхами и кустистыми лишайниками

Б)появление кустарников и полукустарников

В)формирование травяного сообщества

Г)появление накипных лишайников на скальных породах

Д)формирование лесного сообщества


  1. ^ Установите последовательность процессов, вызывающих смену экосистем.
А)уменьшение ресурсов, необходимых для существования исходных видов

Б)заселение среды обитания особями других видов

В)сокращение численности исходных видов

Г)изменение среды обитания в результате действия экологических факторов

Д)формирование новой экосистемы


  1. ^ Последовательность процессов при первичной сукцессии:
А) появление травянистого покрова

Б) разрушение горных пород и заселение камней лишайниками

В) появление кустарничков и кустарников

Г) появление тонкого слоя почвы

Д) появление мхов

Е) появление деревьев


  1. ^ Последовательность процессов, происходящих в водоеме, расположенном вблизи поля, на которое внесены высокие дозы удобрений
А) увеличение стока минеральных веществ

Б) бурное развитие одноклеточных водорослей

В) понижение прозрачности воды

Г) гибель животных и донных растений

Д) увеличение концентрации минеральных веществ в водоеме


  1. ^ Последовательность изменений в экосистеме при зарастании пустыря
А) пустырь

Б) заросли кустарника

Г) одиночные деревья

Д) еловый лес

Е) мелколиственный лес


  1. ^ Последовательность расположения растений по ярусам леса начиная с нижнего
А) сосна

Б) рябина

В) шиповник

Г) лишайники

Ж) черника

ЧАСТЬ В (выбор трех ответов из шести)


1.1. РАСТЕНИЯ

1.2. ЖИВОТНЫЕ

1.3. ЧЕЛОВЕК

1. АГЕ

13. АВЕ


14. БДЕ

25. ВГЕ


1. АДЕ

18. АБГ


19. АБД

35. АДЕ


1.4. ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

1.4.1. СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ

1.4.2. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ

1.4.3. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ

1. АГЕ

11.БВД


12. ГДЕ

1. АВЕ

11. БВГ


12. АВЕ

1. БДЕ

1.4.4. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

1.4.5. ЭВОЛЮЦИЯ

1.4.6. ЭКОЛОГИЯ

1. АВГ

10. АВЕ


11. ВДЕ

20.АБВ


1. БВД

8. БДЕ


9. БДЕ

1. ВДЕ

14. БГЕ

25. ВГЕ

ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ

ЧАСТЬ В (установление соответствия)


2.1. РАСТЕНИЯ

2.2. ЖИВОТНЫЕ

2.3. ЧЕЛОВЕК

  1. А Б А Б А Б

  2. ВАБВБА

  3. ЕВДБГА

  4. АББАБА

  5. ВДБГАЕ

  6. ВБВАВБ

  7. ББАБАБ

  8. ААБААБ

  9. АББАБ

  10. АБАБАБ

    1. ББАААБ

    2. БАДГДВ

    3. АВАБВБ

    4. ВАГДБА

    5. БВГБВД

    6. БВАБВА

    7. ВВБАА

    8. АББАБА

    9. АББАБА

    10. БАБАБ

    11. АБББАА

    12. БААБАБ

    13. БАБААБ

    14. БААБАБ

  1. Б В А Б В Б

  2. БВАВБА

  3. ВАБВБА

  4. ГВАДАБ

  5. АБАББА

  6. АББААБ

  7. АББАБА

  8. АББАБА

  9. БАААББ

  10. АБАБАБ

  11. БАБАА

  12. БАВААБ

  13. БАВВБА

  14. БАААБ

  15. БААБАА

  16. БАБААБ

  17. ББААБ

  18. БАВАВ

2.4. ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

2.4.1. СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ

2.4.2. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ

2.4.3. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ

  1. БААБАБ

  2. ДБАГБА

  3. БАББАА

  4. БВАВБА

  5. ББААБА

    1. БАБААБ

    2. АБББАА

    3. АБББАБ

    4. БВАБАБ

    5. БВГАБ

    6. ВДЕБА

    7. БААБАА

    8. ББАААБ

    9. АББААБ

    10. АББААБ

  1. БАВБАБ

  2. ААББА

  3. АБАВББ

  4. АББАА

  5. ААБААБ

  6. ВБАБВА

  7. ББАВАВ

  8. ВББАВА

  9. БААБА

  10. БАААББ

2.4.4. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

2.4.5. ЭВОЛЮЦИЯ

2.4.6. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

        1. АББАБА

        2. БАБАБ

        3. АБААБ

        4. БАБААБ

        5. БААБАА

        6. БААББА

        7. БААБАБ

        8. БАБББА

        9. ВБВАБА

        10. БАБААБ

  1. АБАББА

  2. БАВБВА

  3. ББАБАА

  4. ББААБА

  5. БАВБАВ

  6. ВАБВАБ

  7. ААБАБ

  8. ААББА

  9. БВБАВА

  10. БААБАБ

  1. ВААББВ

  2. ВАВББА

  3. ББАААБ

  4. ББАААБ

  5. БАБВВА

  6. ВБАВБА

  7. ААБАББ

  8. ББААБА

  9. ААБАББ

  10. БАББАА

ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ

ЧАСТЬ В (установление последовательности)


3.1. РАСТЕНИЯ

3.2. ЖИВОТНЫЕ

3.3. ЧЕЛОВЕК

1. БАЕДГВ

1. ВБАГД

4. ВЕДЖАБГ

10. БДГАВЕ


1. АГВБДЕ

3.4. ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

1. ГАВБ

10. ВБАГД


11. ВАБГДЕ

17. БГДАВЕ

19. АВБГЕД

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Еще совсем маленькой, увидев первый раз осенний листопад, я подумала, что это ветер своей силой срывает уже «созревшие» листья с деревьев и сбрасывает их на землю. Почему листья для меня осенью были «созревшие» - потому, что я думала, что они, как и плоды на деревьях, с наступлением осени созревали.

Когда я пошла в школу на уроках «Окружающий мир» я начала понимать, что сбрасывание листьев деревьями осенью - это их подготовка к зиме. Но я все равно считала, что это не совсем правильно, потому что деревья и кустарники всю весну и лето выращивают свои листья, затрачивают энергию, а потом все это богатство у них отнимают. «А что если деревья останутся с листьями зимой?» - думала я в то время.

Прошло время. Я начала изучать в школе «Биологию», и только тогда из учебника и из рассказов учителя мне стало понято, что такое листопад и зачем он происходит. Тех сведений о листопаде, которые я получила на уроках, мне оказалось недостаточно, и я захотела узнать более подробно о значении листопада для деревьев, используя для этого дополнительную литературу.

Итак, взяв за основу сведения из учебника «Биология 6 класс», дополнив их информацией интернет - журнала (http://awesomeworld.ru/), информацией с сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/листопад, из книги Граубина Георгия Рудольфовича «Почему осенью листопад?» и из книги Кожевникова А. В. «Листопад» (глава «Весна и осень в жизни растений»), я провела свое исследование.

Объект моего исследования - листопад.

Гипотеза - листопад - это биологическое приспособительное явление в жизни листопадных растений

Цель работы: изучить биологическое значение, причины и механизм листопада

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

    рассмотреть причины листопада;

    определить механизм опадания листьев;

    сделать выводы о биологическом значении листопада для растений и окружающей природы.

Используемые методы исследования:

    Чтение учебной, научно-популярной и справочной литературы по пробле-ме исследования.

    Поиск информации в глобальных компьютерных сетях.

Что такое листопад

Листопадом называют естественный процесс отделения листьев от ветвей деревьев или кустарников, который был вызван сезонным изменением климатических условий (похолоданием, засухой), внутренним ритмом развития растений, поражением их вредными насекомыми, болезнями, химикатами или плохо удобренным грунтом. Процесс этот происходит абсолютно у всех растений, в том числе и тех, которые считаются вечнозелёными: их листья опадают постепенно, одновременно замещаясь новыми. Листва может опадать за раз в определённый период года, как у листопадных деревьев, а может, как у вечнозелёных - постепенно, в течение длительного времени. Стоит заметить, что в тропических лесах растения стоят без листьев обычно лишь несколько дней, тогда как в умеренных широтах этот период может длиться от восьми до девяти месяцев.

Листопа́д — биологический процесс сбрасывания листвы растениями. В условиях умеренного климата зимой многим растениям не хватает воды. Вода в замёрзшем грунте находится в состоянии льда и не может проникать в клетки корней. В то же время испарение с поверхности листьев не прекращается (хотя оно, естественно, снижается, так как зависит от температуры воздуха). Если бы деревья и кустарники, а также и некоторые травянистые растения не сбрасывали листву, они бы засыхали. В субтропической зоне наблюдается похожее явление. Причиной там является не зима, а ежегодная засуха. Хвойные растения, например, ель и сосна, намного лучше переносят сухие периоды, поэтому они в умеренных зонах вечнозелёные. Количество воды, которое испаряется лиственными породами, в 6—10 раз превышает количество воды, испаряемой хвойными. Это, с одной стороны, связано с меньшей поверхностью испарения, с другой, - с различиями в строении. Берёза в пересчёте на 100 г листьев за лето испаряет около 80 литров воды, для сосны эта цифра составляет около 9 литров. Лиственница занимает промежуточное место между лиственными и хвойными породами. Второй причиной сбрасывания листьев является защита от механических повреждений в зимний период от массы прилипшего снега. Кроме этого, листопад очищает организм растений от вредных веществ. Учёные установили, что листья осенью содержат намного больше минеральных веществ, чем весной и летом. Это объясняет то обстоятельство, что в тропической зоне с однородным в течение всего года климатом листопад всё же существует. Там он происходит не в короткие сроки, а распределяется на весь год и поэтому менее заметен. Сроки сезонного листопада в разных широтах разные. В средней полосе России процесс активного сбрасывания листьев растениями начинается во второй половине сентября и завершается в основном к середине октября.

Причины листопада

Каковы причины листопада? Что заставляет наши лиственные деревья и кустарники ежегодно сбрасывать свою листву с тем, чтобы вновь одеться ею по окончании суровой зимы? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прежде всего выяснить, представляет ли собой листопад биологическое явление, обусловленное жизнедеятельностью растения, или же он вызван падением температуры и наступлением осеннего ненастья. Если мы летом или — еще лучше — с весны пересадим в горшок с землей какое-нибудь молодое деревцо, например, дубок или клен, и поставим его в комнату или в оранжерею, осенью он неизбежно сбросит свои листья, несмотря на самый лучший уход. В комнату или за стекло оранжереи не проникает осеннее ненастье, здесь не бывает заморозков, тем не менее, листопад и здесь будет проявляться с достаточной правильностью. Это указывает нам на то, что осеннее сбрасывание листьев не является прямым следствием наступивших неблагоприятных условий. Оно вместе с зимним периодом покоя входит в самый цикл развития растения.

Листопад является приспособлением растений к условиям зимы — не только холодного, но и сухого времени года. Если бы наши лиственные деревья остались на зиму в своем зеленом уборе, они неизбежно погибли бы в результате недостатка влаги, так как испарение воды их листьями не прекращалось бы, а поступление воды в растение почти полностью могло остановиться. Во многих тропических и субтропических странах, где температура в течение круглого года достаточно высока, но влажность подвержена сильным колебаниям, ежегодно при наступлении засухи деревья сбрасывают листву. Taк обнажаются на несколько месяцев деревья африканских саванн, травы которых также выжигаются солнцем, пока обильные дожди снова не возродят к жизни растительность саванн.

Говоря здесь о значении листопада в жизни наших деревьев, нельзя не обратить внимание на то, что, сбрасывая листву, они тем самым предохраняют себя от механических повреждений под тяжестью снега. Часто зимой можно наблюдать, как даже в безлистном состоянии ломаются крупные ветви деревьев под напором снега; широкая листовая поверхность, на которой оседало бы много снега, сделала бы это явление катастрофическим. Вышеуказанным далеко не ограничивается биологическое значение листопада. В жизни деревьев он играет еще и другую роль. Он способствует удалению отбросов, различных минеральных солей, большое количестве которых скапливается в листьях под осень и становится вредным для растения. Если взять листья какого-нибудь дерева и исследовать, сколько они содержат золы весной, в середине лета и осенью, перед листопадом, то в результате выявится резкое повышение золы с возрастом листьев. Каким образом в течение лета происходит накопление в листьях такого значительного количества минеральных веществ? Дело в том, что лист в течение всей своей жизни усиленно испаряет воду. На смену этой испаренной влаги в него непрерывно поступает новая, которая засасывается корнями из почвы. Однако, как мы знаем, растение получает из почвы не чистую воду, а растворы различных солей. Эти соли, проходя вместе с водой через все растение, попадают и в листья. Часть их идет на питание растения, часть же, остающаяся не использованной, откладывается в клетках листа. В результате этого к осени листья становятся как бы минерализованными, обильно пропитанными солями, отложения которых в некоторых случаях удается даже рассмотреть под микроскопом. Большое количество минеральных солей, отлагающихся к осени в листьях, нарушает нормальную их работу и становится вредным для растения; поэтому сбрасывание старых листьев является необходимым условием для его нормальной жизнедеятельности. Так как отложение минеральных солей в листьях — результат испарения, то понятно, что чем больше, влаги способны испарить листья, тем сильнее они минерализуются к осени. Необходимость избавиться от накопившихся в листьях вредных отбросов обусловливает листопад у деревьев во влажном тропическом климате. Вначале полагали, что в тропических местностях, где климат в течение круглого года остается более или менее однородным, листопада вовсе не существует. Однако более тщательные наблюдения, произведенные на острове Яве в знаменитом тропическом ботаническом саду в Бьютензорге и в Индии, показали, что и в тропиках листопад представляет собой обычнейшее явление. Правда, опадение листьев у различных деревьев происходит здесь не одновременно, причем даже различные экземпляры одного и того же вида имеют листопад в различное. время. В результате период покоя во влажном тропическом климате нередко продолжается у какого-нибудь дерева или части дерева всего лишь несколько дней. Растение сбрасывает ставшие для него не нужным балластом старые листья и немедленно облачается в новый зеленый наряд. Эти факты указывают, что листопад зависит не только от внешних, но и от внутренних причин, т. е. становится необходимым в результате жизнедеятельности самого растения.

Вот так описаны причины листопада в книге Граубина Георгия Рудольфович «Почему осенью листопад?»: «Хотя наши лиственные деревья живут десятки, нередко и сотни лет, листья у них "работают" всего один сезон. И за это время все равно быстро изнашиваются. Ведь "работа" у листьев очень напряженная. В зеленом листе вся нижняя поверхность, покрытая прозрачной кожицей, усеяна мелкими отверстиями - устьицами. Под влиянием окружающей температуры и влажности воздуха они то открываются, то закрываются. Как форточки в домах. Вода, которую всасывает из почвы корень, поднимается по стволу к веткам и листьям. Когда форточки-устьица открыты - из листьев испаряется влага, и новые порции воды подтягиваются через ствол в крону. Солнце нагревает листья, а испарение - охлаждает их, не дает перегреться. Приложите листик к щеке - он холодит. Сорванный с дерева зеленый листик быстро засыхает. А на дереве листья сочные, свежие - клетки живого листа всегда наполнены водой. Деревьям нужно очень много воды. За лето большая береза, например, испаряет около 7 тонн воды. Зимой столько влаги из почвы не получишь. Зима для деревьев не только холодное, но и, главное, сухое время года. Теряя листья, деревья защищаются от "зимней засухи". Нет у дерева листьев - нет и такого обильного испарения воды. Кроме того, нужен листопад деревьям и в лечебных целях. Вместе с водой дерево втягивает из почвы различные минеральные соли, но использует их не полностью. Излишки накапливаются в листьях, как зола в топках печей. Если бы листья не опадали, дерево могло бы само себя отравить. В городах воздух сильно загрязняют дымящие трубы фабрик и заводов. Мельчайшие частички сажи оседают на листья, забивают устьица. Испарение замедляется. Поэтому в городах некоторым деревьям приходится менять листву дважды за год. А известен случай, когда тополь сменил ее пять раз! Есть и третья причина для листопада: защитить тонкие хрупкие ветки дерева от тяжести выпавшего снега. Однажды я видел такое печальное зрелище. Снег выпал, а деревья еще не сбросили листву. И все березы, стоявшие вдоль дороги, согнулись в дугу. Их так придавило снегом, что вершины опустились до земли. Прошло много лет. Я опять увидел эти березы - многие стволы так и остались похожими на коромысла. Значит, деревья эти не совсем здоровы, движение соков в них нарушено. Ведь именно по стволу поднимаются к листьям питательные соки. Листопад приспосабливает деревья к зиме…» .

Как опадают листья

Поскольку мы живём в широтах, где летящие по ветру листья в осеннюю пору являются обычным и абсолютно не вызывающим удивление явлением, мало кто задумывается о том, что процесс, который привёл к этому, довольно сложен, непрост и начинается задолго до того, как мы можем увидеть осенний листопад.

В августе кустарники и деревья начинают готовиться к сбрасыванию листвы. В этот период у основания листьев появляется перегородка (пробковый слой), клетки которого нарушают связь между листовой пластиной и стеблем, постепенно отделяют их друг от друга. Отрывается лист не сразу: некоторое время его удерживают водоносные сосуды, но стоит налететь несильному ветерку, как летящие по ветру листья за короткий период устилают земную поверхность ярким ковром.

Видимым признаком того, что в жизни растений скоро будут значительные перемены, является пожелтение или покраснение листьев. Происходит это потому, что растениям придают зелёный цвет маленькие хлорофилловые зёрна, в которых раскладывается углекислота. Под влиянием солнечных лучей эти зёрна постоянно распадаются и вновь создаются (без света этот процесс происходить не может). Кроме хлорофилла, в листве существуют пигменты оранжевого и жёлтого цветов (основные среди них - ксантофилл и каротин). В летний период они, замаскированные цветом хлорофилла хоть и присутствуют, но абсолютно не видны. А вот когда на листе появляется отделяющий слой, образование хлорофилла сначала замедляется, а потом и вовсе останавливается. В результате листовая пластина теряет зелёный цвет, тогда как жёлтые пигменты никуда не пропадают и отчётливо проявляются. Это является причиной того, что в дождливую и пасмурную осень листья зелёными остаются намного дольше, а когда непогоду сменяют ясные солнечные дни (бабье лето), листья за очень короткий промежуток времени приобретают яркие золотистые цвета. Листья некоторых деревьев становятся багряного цвета, например, клён, осина, бересклет, дикий виноград. Происходит это из-за наличия в растениях растворённого в клеточном соке антоциана. Когда температура воздуха снижается, его количество возрастает и лист приобретает бурый оттенок, чему способствует также тот факт, что в это же время поступление питательных веществ в листовую пластину начинает задерживаться или вовсе прекращается.

Заключение

Листопад - это приспособление лиственных листопадных растений к наступлению неблагоприятных условий, как в умеренных широтах, так и в жарком климате. Листопад позволяет растениям, во-первых, замедлить испарение и экономить влагу, количество которой значительно снижается. Во - вторых, листопад вместе с опавшей листвой выводит из организма растения ненужные вещества, накопившиеся за вегетативный период. В - третьих, сбрасывая листья, растения защищает свои ветви от механических повреждений в зимний период от массы прилипшего снега. А еще опавшая листва защищает корни растения от сильных морозов и обогащает почву органическими веществами, повышая её плодородие.

Явление природы листопад — очень мудрое решение, оно позволяет растениям набраться сил для следующего сезона.

Список используемых источников и литературы

1. Граубин Г. Р. Почему осенью листопад? - АСТ. 2015 - 48 с.

2. Кожевников А. В. Листопад // Весна и осень в жизни растений. — М.: Изд-во МОИП, 1950. — 239 с.

3. Интернет - журнал: http://awesomeworld.ru/

4. http://ru.wikipedia.org/wiki/листопад

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...