В поведении не. Никакой внутренней мотивации в поведении человека не существует. Смотреть что такое "поведение" в других словарях

Никакой принципиальной разницы между внутренней и внешней мотивацией в поведении индивидуума нет и быть не может.

Принято считать, что человек в своих поступках руководствуется двумя видами побуждения: внутренними, когда совершает героический поступок по зову сердца, и внешними, когда тот же поступок совершается по принуждению со стороны вышестоящего начальства или, допустим, в обмен на какое-то вознаграждение.

Профессор Райсс полагает,что это разделение, по меньшей мере, некорректно, пишет PhysOrg . Дело в том, утверждает профессор Райсс, что феномена внутренней мотивации просто не существует. То есть нет никаких доказательств его существования, что, в принципе, то же самое. Несмотря на то, что спор о наличии или отсутствии внутренней мотивации выглядит чисто академическим, профессор Райсс убежден в том, что проблема, которой он озадачился, имеет вполне практическое значение, поскольку сторонники внутренней мотивации часто сознательно вводят людей в заблуждение.

Так, авторы большинства современных книг на тему «как стать [заполнить самостоятельно ] за три недели» пытаются внушить своим читателям, что достижение успеха в [заполнить самостоятельно ] возможно лишь при условии, что соискатель будет работать не за страх (как вариант: денежное вознаграждение, благосклонность любимой женщины или общественное поощрение), а за совесть. Точнее — за удовольствие. А нежелание следовать этому правилу будто бы приведет соискателя лишь к разочарованию.

Но это еще полбеды. Такой же точки зрения придерживаются некоторые работодатели и даже руководители целых государств, искренне убежденные, что ярко раскрашенный лист мелованной бумаги с надписью «Почетная грамота» и плохо снятая фотография жертвы бихевиоризма на корпоративной доске почета ценятся работниками гораздо выше, нежели куда более скромные листы бумаги, отпечатанные местным казначейством.

Опровергая эту точку зрения, Райсс создал и проверил опытным путем собственную теорию мотивации, в основе которой лежат 16 базовых желаний. Желания эти управляют всеми мыслимыми душевными движениями человека, включая жажду власти и независимости, любопытство и поиск общественного признания. То есть оппоненты профессора Райсса, утверждает профессор Райсс, могут сколько угодно критиковать его теорию, но мотивы их поступков все равно будут приводиться в движение одним из шестнадцати, а вовсе не двух факторов Райсса.

У разных людей разная мотивация, к тому же зависящая от обстоятельств, — считает Райсс, — и глупо утверждать, как это делают сторонники внутренней мотивации, будто бы одни виды мотивации лучше других.

В своей статье, опубликованной в журнале Behavior Analyst, Райсс указывает, в частности, на тот факт, что психологи, поддерживающие идею внутренней мотивации, пока даже не выработали точного определения этого термина, меняя его в произвольной форме в зависимости от текущих обстоятельств.

Например, принято утверждать, что включение механизма внутренней мотивации можно уловить по свойственному ему чувству удовольствия. Однако удовольствие разные люди могут понимать по-разному, считает Райсс. Так, дети учатся ездить на велосипеде потому, что им это нравится. Студенты грызут гранит науки, чтобы сдать сессию на пять баллов и получить повышенную стипендию.

В то же время, множество детей учатся ездить на велосипеде, чтобы произвести впечатление на белокурую девочку с васильковыми глазами из соседнего подъезда; множество студентов сдают сессию на пять баллов, чтобы доказать свое превосходство над однокурсниками и даже некоторыми преподавателями.

Еще одно определение внутренней мотивации предполагает совершение действия ради самого действия. В противоположность ей, внешняя мотивация — это совершение поступка в надежде получить что-то взамен. То есть дети, опять же, играют в бейсбол ради удовольствия, профессиональный игрок — ради денег и титулов. Однако это разделение, по мнению Райсса, тоже выглядит не вполне убедительным: ребенок с удовольствием играет в бейсбол, чтобы размяться, а профессиональный бейсболист, заключая очередной контракт, поступает так в соответствии со своим родительским инстинктом, заставляющим его гробить собственное здоровье, чтобы оплатить учебу своих отпрысков в престижном университете.

В общем, говорит профессор Райсс, доказательства существования некой особой внутренней мотивации все еще строятся либо на утверждениях, не выдерживающих проверки средствами формальной логики, либо на «слишком большом количестве переменных, контролировать которые невозможно».

Остается дождаться ответной реплики из лагеря приверженцев поруганной идеи, чтобы выяснить, нет ли каких-либо логических огрехов в умопостроениях профессора Стивена Райсса.

Поведение Любая деятельность, в которой мы участвуем, от грубой моторной деятельности до мышления.

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Поведение

Присущее живым существам с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью . Термин «П.» применим как к отдельным особям, индивидам , так и к их совокупностям (П. биологического вида, социальной группы ). Первые попытки научно понять П. возникли на основе механистического детерминизма , в категориях к-рого П. трактовалась по типу взаимодействия физических тел. Эволюционное учение в биологии (Ч. Дарвин ) позволило объяснить целесообразность П. живых существ, стимулировав разработку объективных методов исследования П. в единстве его внешних и внутренних проявлений. На основе биологического детерминизма сложилось учение о высшей нервной деятельности животных, синонимом которой И. П. Павлов считал П. противопоставил П. сознанию , полагая, что предметом психологии является только П., которое было сведено к совокупности двигательных реакций на внешние стимулы . В дальнейшем сторонники бихевиоризма внесли в эту схему коррективы (см. ) Своеобразие П. индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом к-рых он является, от групповых норм , ценностных ориентаций , ролевых предписаний (см. ). Неадекватность П. (выражающаяся, в частности, в переоценке личностью своих возможностей, расщеплении вербального и реального планов, ослаблении критичности при контроле за реализацией программы П.) отрицательно сказывается на межличностных отношениях .


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Поведение

Присущее живым существам взаимодействие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью; целеориентированная активность живого организма, служащая для осуществления контакта с внешним миром. Термин применим как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям (поведение биологического вида, группы социальной). В основе поведения лежат потребности организма, над коими надстраиваются исполнительные действия, служащие их удовлетворению. Генезис форм поведения обусловлен усложнением условий среды обитания, в частности переходом из среды гомогенной в предметную, а затем социальную. К фактам поведения относятся:

1 ) все внешние проявления процессов физиологических, связанных с состоянием, деятельностью и общением людей - поза, мимика, интонации и пр.;

2 ) отдельные движения и жесты;

3 ) действия как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл;

4 ) поступки - еще более крупные акты, как правило, имеющие общественное, социальное значение и связанные с нормами поведения, отношениями, самооценкой и пр.

Чем выше подниматься по эволюционной лестнице, тем более стереотипное поведение замещается приобретенным. Для понимания биологической предистории специфически человеческих форм поведения чрезвычайно; важны сведения об инстинктах животных, а также о языке и общении животных и об использовании ими орудий.

Согласно С. Л. Рубинштейну, поведение - это особая форма деятельности: она становится именно поведением тогда, когда мотивация действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений (оба эти плана неразрывны: личностно-общественные отношения реализуются при посредстве предметных). Поведение человека имеет природные предпосылки, но в основе его - социально обусловленная, опосредованная языком и другими знаково-смысловыми системами деятельность, типичная форма коей - труд, а атрибут - общение.

Своеобразие поведения индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом коих он является; от норм групповых, ценностных ориентации, ролевых предписаний. Неадекватность поведения отрицательно сказывается на межличностных отношениях; она выражается, в частности, в переоценке личностью своих возможностей, расщеплении вербального и реального планов, ослаблении критичности при контроле за реализацией программ поведения Главное в поведении - отношение к моральным нормам. Единица анализа поведения - поступок.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Специфика.

В основе поведения лежат потребности животного организма, над которыми надстраиваются исполнительные действия, служащие их удовлетворению. Генезис форм поведения обусловлен усложнением условий среды обитания, в частности переходом из гомогенной в предметную, а затем социальную среду.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ПОВЕДЕНИЕ

(англ. behavior , behaviour ) - извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей средой.

П. представляет собой целенаправленную систему последовательно выполняемых действий , осуществляющих практический контакт организма с окружающими условиями, опосредствующих отношения живых существ к тем свойствам среды, от которых зависит сохранение и развитие их жизни, подготавливающих удовлетворение потребностей организма, обеспечивающих достижение определенных целей.

Источником П. являются потребности живого существа. П. осуществляется как единство психических - побудительных, регулирующих, отражательных звеньев (отражающих те условия, в которых находятся предметы потребностей и влечений существа) и исполнительных, внешних действий, приближающих или удаляющих организм от определенных объектов, а также преобразующих их.

Изменение П. в ходе филогенеза обусловливается усложнением условий существования живых существ, их переходом из гомогенной в предметную, а затем социальную среду. Общие закономерности П. - это закономерности аналитико-синтетической рефлекторной деятельности живых существ, опирающиеся на физиологические закономерности работы мозга , но не сводящиеся к ним.

П. человека всегда общественно обусловлено и обретает характеристики сознательной, коллективной, целеполагающей, произвольной и созидательной деятельности .

На уровне общественно-детерминированной деятельности человека термин «П.» обозначает также действия человека по отношению к обществу, др. людям и предметному миру, рассматриваемые со стороны их регуляции общественными нормами нравственности и права. В этом смысле говорится, напр., о высоконравственном, преступном и легкомысленном П. Единицами П. являются поступки , в которых формируются и в то же время выражаются позиция личности, ее моральные убеждения. (В. П. Зинченко.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Поведение

   ПОВЕДЕНИЕ (с. 453) - совокупность реальных действий, внешних проявлений жизнедеятельности живых существ, в том числе человека. В обыденной речи традиционно принята более узкая трактовка поведения как соблюдения человеком общепринятых правил взаимоотношений и выполнения определенных форм действий (учебных, профессиональных и т.п.). Соответственно поведение определяется в оценочных критериях как примерное, удовлетворительное, неудовлетворительное. Такая трактовка, однако, не исчерпывает всего многообразия форм поведения и не позволяет рассмотреть это явление всесторонне.

Поведение любого живого существа представляет собой непрерывный процесс приспособления к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Для всех животных среда выступает как совокупность биологических факторов. Поведение животных по своей сути является реактивным, то есть представляет собой комплекс реакций на стимулы среды. Именно в этом аспекте поведение рассматривается в рамках бихевиоризма. Сторонники этого направления (Дж.Уотсон, Б.Ф.Скиннер и др.) распространили представления, основанные на изучении поведения животных, и на деятельность человека. Этот подход вызвал резкую критику со стороны многих ученых, доказывавших несостоятельность биологизации поведения человека. Действительно, многие поступки человека бывают продиктованы необходимостью отреагировать на требования внешней среды. Но человеческое поведение этим не исчерпывается. Простейшие действия обусловлены нешними побуждениями, то есть поведение человека в своих отдельных проявлениях может быть реактивным. Но многие более сложные действия определяются внутренними побуждениями человека, и таким образом его поведение выступает как подлинная активность. Основным содержанием поведения животных является приспособление к среде. Человек оказывается способен вышти за рамки реактивного приспособления. Высшие проявления его поведения носят характер деятельности. С научно-методологической точки зрения деятельность - категория специфически человеческая. Ее своеобразие состоит в том, что она бывает направлена как на приспособление к внешним условиям, так и (на более высоком уровне) на приспособление условий среды к потребностям самого человека. Тем самым достигается подлинно активный, а не реактивный характер человеческого поведения.

На ранних этапах развития поведение ребенка всецело продиктовано стимулами среды. (Именно поэтому педагогические рекомендации бихевиористов оказываются весьма эффективными для детей младшего возраста; впоследствии их роль снижается.) Поведение ребенка первых лет жизни психологи определяют как полевое, то есть обусловленное внешним полем - той материальной обстановкой, которая последовательно предстает перед ребенком. Если психическое развитие нарушено, как это бывает при различных психических заболеваниях и аномалиях (например, шизофрении, аутизме и др.), поведение и впоследствии дол го"остается полевым, непроизвольным. Например, разместив соответствующим образом игрушки в комнате, можно точно предсказать последовательность действий ребенка, страдающего аутизмом, когда он войдет в эту комнату. Нормальное психическое развитие предусматривает постепенное формирование произвольной регуляции поведения, когда все большую роль приобретают собственные побуждения ребенка (поведение становится «поленезависимым»). Поведение постепенно утрачивает спонтанный, импульсивный характер и все в большей степени опосредуется сознательно поставленными целями.

Поведение человека выступает внешним выражением его внутреннего мира, всей системы его жизненных установок, ценностей, идеалов. Причем знание человеком определенных норм и правил недостаточно для регуляции его поведения, если они не усвоены им осознанно и не приняты как собственные убеждения. Лишь воплотившись в реальное поведение, внутренние установки обретают свойство убеждений.

В поведении каждого человека находят отражение его индивидуально-психологические особенности: степень эмоциональной устойчивости, черты характера, склонности и др. Отдельные индивидуальные черты могут накладывать на поведение негативный отпечаток. Например, эмоциональная неуравновешенность в сочетании с усвоенной склонностью к насильственным действиям может проявиться в агрессивном поведении.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Поведение

Общий термин, описываюший любую реакцию организма, которую можно измерить. Споры о том, что можно, а что нельзя считать поведенисм, продолжаются с момента возникновения бихевиоризма, где акцент делается лишь на явных и наблюдаемых реакциях. С годами значение термина расширилось, и теперь он используется для обозначения целого ряда реакций, которые не поддаются непосредственному наблюдеиию. К примеру, работу чсловеческой памяти или механизм решения проблем можно считать разновидностью поведения, хотя исследователь выводит свои заключения на основе конечного результата, а не наблюдения за процессом.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "поведение" в других словарях:

    ПОВЕДЕНИЕ - способность животных изменять свои действия, реагировать на воздействие внутр. и внеш. факторов. П. включает процессы, при помощи к рых животное ощущает внеш. мир и состояние своего тела и реагирует на них. П. рассматривают в разл.… … Биологический энциклопедический словарь

    ПОВЕДЕНИЕ - процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой. П. возникает на высоком уровне организации материи, когда её живые структурные образования приобретают способность воспринимать, хранить и преобразовывать информацию, используя её… … Философская энциклопедия

    ПОВЕДЕНИЕ - до конца 19 начала20 вв. понималось почти исключительно как общеупотребительный термин.в области практической педагогики, включавший в себя общественную оценку («хорошее», «плохое» П.) нравственного уровня учащегося в… … Большая медицинская энциклопедия

    ПОВЕДЕНИЕ - ПОВЕДЕНИЕ, поведения, мн. нет, ср. Совокупность поступков и действий, образ жизни. Безупречное поведение. Линия поведения. || Образ действий. «Мое поведение, я знаю, непростительно грубо.» А.Тургенев. || Соблюдение установленных правил… … Толковый словарь Ушакова

    поведение - См … Словарь синонимов

    Поведение - Поведение ♦ Comportement Способ действия или реагирования, оцениваемый со стороны. Противостоит мотиву или мотивации, а в более общем смысле – всему тому, что может быть осмыслено только субъективно, глядя изнутри. Вот что говорит по этому… … Философский словарь Спонвиля

Восхождение к индивидуальности Орлов Юрий Михайлович

Наши потребности удовлетворяются в поведении других, а не только в собственном поведении

В одной из своих лекций по психологии межличностного взаимодействия я сформулировал тезис, указанный в заголовке этого параграфа. Один из слушателей возразил мне: "Я не могу понять того, что потребности могут удовлетворяться не вещественно, а в поведении других. Если моя дочь хочет дорогие джинсы, то эта ее потребность весьма вещественна".

Человек - существо социальное С самого начала его потребности даже в пище, общении, комфорте, безопасности и другие удовлетворяются через другого человека, вначале через мать, близких, а потом через совокупную активность всего общества. С формированием личности возникают социальные потребности, а биологические приобретают социальный характер. И самое удивительное в том, что многие потребности чаще всего удовлетворяются в символическом поведении, в поведении других людей, невещественно. А вещные условия удовлетворения остаются лишь условием, средством, а не самим удовлетворением. В данном случае джинсы выступают в качестве опосредующего вещественного элемента удовлетворения, так как они порождают определенные отношения и поведение других людей, ориентированное на обладателя этих джинсов. Если бы другие не реагировали на обладателя джинсов благоприятным образом, то джинсы не приобрели бы той способности удовлетворять потребность во внимании со стороны других, интересующихся прежде всего не человеком, а тем, что на нем надето. Таким образом, джинсы могут удовлетворить потребность быть членом группы обладателей аналогичной одежды и прочие потребности, которые удовлетворяются в поведении других. Моя потребность во внимании удовлетворяется в действиях внимания другого, потребность в нежности - в действиях нежности (скажем, она погладила меня по голове и сказала: "Милый"). Символические действия (вас, например, внесли в список самых талантливых или остроумных работников вашего отдела), выполняемые другими, удовлетворяют вашу потребность в самоуважении, а может быть, в признании или престиже. Потребность в любви удовлетворяется в любовных действиях любимого человека, потребность в помощи - в действиях помогающего человека. Можно удлинить этот список примеров. Но лучше обобщить сказанное, сформулировав утверждение: "Социальные потребности человека удовлетворяются в межличностном взаимодействии, в общении людей". И в зависимости от техники общения мы можем судить о том, какая потребность удовлетворяется. Поэтому говорить о потребности в общении как таковой трудно, так как это слишком обобщенное понятие, под которым может скрываться любая из перечисленных выше потребностей, - ведь все они удовлетворяются в общении.

Сказанное позволяет нам иначе взглянуть на свое окружение и на общение.

Вопрос "Какие мои потребности удовлетворяются в общении с такими-то людьми?" может дать мне необыкновенно важные сведения о самом себе. Я могу и задаться вопросом "Почему я нуждаюсь в общении с этими людьми?", ответ на который поможет уяснить ту технику удовлетворения и те потребности, которые я удовлетворяю в общении. Тогда мне станут понятными и причины, порождающие мои конфликты в отношениях с этими людьми. Более того, мне удастся ответить и на вопрос о том, какого рода удовлетворение они получают от общения со мной. Мой опыт психологического консультанта говорит о том, что такой анализ позволяет во многом улучшить психическое состояние.

Представьте себе девушку, думающую, что она влюблена в человека, за которого собирается выходить замуж. На самом же деле ее любовная установка и стремление заключить брак являются лишь завуалированной формой бегства из родительской семьи, где ей трудно живется, а своего избранника она не любит. Под видом любви здесь проявляют себя страх одиночества и потребность в защите от, допустим, мелочного и унизительного контроля родителей за ее поведением.

"Мне кажется, что ваш тезис о том, что наши потребности удовлетворяются в общении или в межличностном взаимодействии людей, слишком узок. Ведь есть потребности, которые удовлетворяются вне общения, например потребность в дыхании, в отдыхе, в повышении статуса. Ведь когда я окончу институт, то я получу диплом, и он, сам по себе просто открывая новые возможности в моей жизни, даст мне глубокое удовлетворение, в том числе и в повышении социального статуса". Такое возражение мне однажды пришлось слышать от студента на своей лекции по самовоспитанию.

Чтобы ответить на него, нужно глубже поразмыслить над понятием "межличностное взаимодействие". Ведь оно может быть непосредственным (например, в общении с другом) и опосредованным (через письма или литературу). В данный момент, когда вы читаете эти строки, вы общаетесь с автором, хотя и косвенно. Думаю, что, прочитав эту книгу, вы поймете меня больше, чем те, которые находятся со мной в непосредственном общении, но не интересуются моими идеями по самовоспитанию, например мой племянник.

Следовательно, и в опосредованном взаимодействии могут удовлетворяться наши потребности. Межличностное взаимодействие осуществляется и в символической форме.

Букет цветов, который вы получили в день рождения, имеет совсем другое значение, чем тот же букет, который появился ни с того ни с сего с запиской от неизвестного, который намекает, что он вас любит. Ни одна девушка не может остаться равнодушной к такому символическому проявлению чувств. Символы, с помощью которых мы выражаем свое отношение к другим, одновременно являются и актами, восприятие которых ведет к определенному удовлетворению у того, на кого они обращены.

Итак, другой человек, с которым мы вступили в общение, приобретает для нас особое значение. Это уже не просто мужчина (женщина, юноша, девушка), занимающий ту или иную должность или исполняющий какую-либо социальную или семейную роль, но и источник удовлетворения или неудовлетворения наших фундаментальных потребностей и переживаний. Способность каждого из нас понимать смысл этих отношений и того, какие потребности при этом удовлетворяются или не удовлетворяются, имеет большое значение не только для самопознания, но и для эффективности нашего общения с ними и деятельности. Из этого факта особого значения для нас другого человека мы в дальнейшем должны извлечь не только познавательные выводы, но конкретные решения и приемы, способствующие нашему саморазвитию.

Из книги История современной психологии автора Шульц Дуан

Наука о поведении Во втором десятилетии XX века, менее чем через 40 лет после того, как Вильгельм Вундт формально основал психологию, наука пережила момент коренного пересмотра своих основ. Психологи больше не превозносили возможности интроспекции, сомневались в

Из книги Основы Науки думать. Кн.1. Рассуждение автора Шевцов Александр Александрович

Из книги Восхождение к индивидуальности автора Орлов Юрий Михайлович

Соотношение парадигм управления в поведении Как виды желательного поведения, так и способы вызывания положительного переживания отработаны культурой, традициями. Подкрепление может быть двойственным, содержащим как удовольствие избавления от наказания за недеяние,

Из книги Умение побеждать в споре автора Ефимова Светлана Александровна

Стороны спора, различия в поведении Все участники спора делятся на основных (прямых) и неосновных (косвенных)Основные участники спора – это всегда прямые, непосредственные стороны, участвующие в «противоборстве». Им принадлежит решающая и наиболее активная роль в его

Из книги Я - мужчина [Для мужчин, и немного про женщин] автора Шереметева Галина Борисовна

Проявление в теле и поведении энергий Внутренняя энергия вытеклаКогда от мужчины или от женщины требуется проявлять не свойственные их полу функции, аура повреждается и из внутренней ее части энергия вытекает наружу, образуя дополнительный внешний слой.Что дает

Из книги Быть или иметь? [Психология культуры потребления] автора Кассер Тим

Как проявляются потребности и как они удовлетворяются Потребности действительно обеспечивают нас базовой мотивацией поступать тем или иным образом, но они не указывают нам, как их удовлетворить. Форма проявления потребностей и уровень их удовлетворения зависят от

Из книги Рациональные перемены автора Маркмен Арт

Активация и перемены в поведении Бывали ли вы в студии на съемках телевизионного шоу? С присутствующими на записи работают задолго до того, как реально начинаются съемки. Толпа собирается в павильоне звукозаписи за час или больше. После того как все отмечаются

Из книги 50 великих мифов популярной психологии автора Лилиенфельд Скотт О.

Взаимоотношения и перемены в поведении Окружение оказывает на ваше поведение огромное влияние. Когда вы приступаете к осуществлению рациональных перемен, необходимо найти способы использования всех ваших связей для помощи в развитии у вас новых моделей поведения.

Из книги Разговоры с сыном [Пособие для неравнодушных отцов] автора Кашкаров Андрей Петрович

Перемены в поведении – это не соревнование Не стоит рассматривать процесс перемен в поведении как соревнование. Даже если вы находитесь в конкурентной среде, зачастую лучше сотрудничать со своими соседями, а не состязаться с ними. Например, в последние годы я веду

Из книги СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ.ВЗГЛЯД НА ПСИХОТЕРАПИЮ автора Роджерс Карл Р.

Из книги Воспитание ребенка от рождения до 10 лет автора Сирс Марта

Перемены в собственном поведении ради влияния на других Сочетание инструментов рациональных перемен способ но оказать мощное воздействие на поведение других людей.Чтобы понять, как работает этот процесс, следует поразмыслить о способах, которыми другие люди

Из книги 90 дней на пути к счастью автора Васюкова Юлия

Мифы о межличностном поведении

Из книги автора

11. О твоем поведении в конфликтах Противоречия между людьми неизбежны; причины для них возникают довольно часто: индивидуальные поведенческие факторы перерастают в конфликты. Вся известная мне история развития мира не дает примеров реализации новых идей без

Из книги автора

"Ноу-хау" наук о поведении Давайте попытаемся получить некоторое представление о важности знаний в науках о поведении, затронув конкретные работы и их значение. Я попытался подобрать иллюстративный материал, который свидетельствовал бы о размахе проделанной работы.

Из книги автора

Из книги автора

День 9. Исследую, как удовлетворяются физиологические потребности 1. Утренние страницы.2. Прочитайте третью главу курса и письменно ответьте на вопросы:– Как я сплю?– Во сколько я засыпаю и просыпаюсь?– Какова длительность моего сна?– Высыпаюсь ли я?– Чувствую ли я


Вы замечали, что хороших людей часто не уважают? Они и выручают, и помогают, и терпят, и не держат зла, но почему-то часто остаются обиженными и одинокими.

Психологи считают, что причина тому - ошибки в поведении. Мы проиллюстрировали их для вас.

Ненужная жертвенность

Вы ущемляете свои потребности в угоду миру. А мир просто не замечает этого.
И когда вас обижают, вам неловко за обидчика. С таким подходом вас будут обижать снова и снова.

Не бойтесь сообщать миру о ваших неудобствах. Возможно, ему ничего не стоит пойти вам навстречу. А вашу ненужную жертву все равно никто не оценит.
Отсутствие самоуважения

Вы не чувствуете, когда на вас начинают наезжать. Или закрываете глаза на эти маленькие неудобства. Но грубиян точно не станет вас за это любить и уважать. Так ради чего терпеть?

Если кто-то ведет себя так, будто ему на вас плевать, это значит, что ему на вас плевать. И не ищите оправданий грубияну. Уважайте себя.
Зависимость от оценки окружающих

Люди, которым патологически нужна оценка и одобрение, подсознательно испытывают и транслируют чувство, что с ними что-то не так. А люди, с которыми что-то не так, обычно никому не нравятся.

Перестаньте ждать похвалы. Не обязательно слышать, что вы хороший человек, чтобы быть им. И не бойтесь критики. Люди будут осуждать, неважно, делаете вы что-то или нет. Поэтому на первом месте должно быть ваше мнение о себе.
Поиск проблемы только в себе

Вы автоматически считаете, что прав любой, только не вы. Вы взваливаете на себя ответственность за происходящее вокруг. Спасибо вам за это не скажут. А вот подыграть и добавить проблем могут запросто.

Поиск виноватых вообще дело неблагодарное. А постоянное самоистязание не прибавит вам ни любви, ни жалости окружающих. Лучше направить силы на поиск решения проблемы.
Самохвальство

Перечислять свои достоинства, вымаливая уважение, как подаяние, - это основная ошибка зависимых отношений. Убеждая окружающих, что вы хороший человек, вы вызываете только отторжение. Даже если вы и правда очень хороший человек.

Есть способ показать, что вы чего-то стоите, - это чего-то стоить. Для этого важно твердо верить в это самому. Когда вы знаете себе цену, не нужно ничего и никому доказывать.
Боязнь отказать

Вы не хотите никого обидеть даже ценой своих неудобств. Вы делаете вид, что все хорошо, чтобы оградить окружающих от переживаний за то, что вам некомфортно. И, как следствие, вам очень часто некомфортно.

Не бойтесь говорить «нет». Ведь даже самые приятные люди будут использовать вас, если вы им позволите это. Помогайте, только когда вы хотите и можете помочь.
Глухота к собственным интересам

Вы привыкли подстраиваться под потребности других и не можете почувствовать собственные желания. Вы не решаете за себя, вы принимаете желания других за свои. Со стороны это похоже на неумение принять решение, на беспомощность, но не на доброту.

Научитесь прислушиваться к своим желаниям и не бойтесь кого-нибудь обидеть. Скорее всего, ваши страхи надуманны, и всегда можно найти разумный компромисс.
Отсутствие допустимых границ

Вы прощаете, потому что вам проще простить, чем постоять за себя. Когда к вам проявляют неуважение, вы мысленно оправдываете обидчика.

Вам нужны собственные границы допустимого. И не позволяйте людям переступать их. Тех, кто не имеет границ допустимого, не уважают - независимо от их заслуг.
Страх одиночества

Вы делаете из отношений культ, приносите себя в жертву, и такое поведение для вас комфортно. К вам тянет тиранов, нарциссов и эгоистов, потому что вы даете себя использовать, потому что так вы чувствуете свою нужность.

Не нужно выбирать между отношениями и чувством собственного достоинства. Если стоит такой выбор, значит, что-то пошло не так. Будьте смелее, не бойтесь перемен. Воспринимайте одиночество как свободу, и вы не пробудете долго одни.
Установка, что уважение нужно заслужить

Вы не допускаете мысли, что вас можно уважать просто так. Вы испытываете чувство дискомфорта в отношениях равенства, потому что в вас прочно сидит убеждение, что уважение нужно заслужить. Вы чувствуете, что чего-то стоите, только когда отдаете.

Не нужно «покупать» любовь и уважение. Научитесь просто любить и принимать любовь без условий, как воздух.

Непоследовательность как качество личности – склонность к переменчивости своих слов, мнений, поступков, не соблюдению последовательности, логичности.

Непоследовательность во все века не приветствовалась обществом, считалась одним из самых порочных недопустимых качеств личности. Как символ непостоянства, ненадежности, легкомыслия и двойственности, непоследовательный человек рисковал стать изгоем общества. Никто не хочет иметь дела с нерукопожатным, неосновательным партнером, у которого семь пятниц на неделе, который может сказать сегодня одно, а завтра отказаться от своих слов, начать капризничать, менять условия договоренности, добиваться новых для себя выгодных позиций.

Даже раскаявшийся маньяк чувствует себя виноватым за непоследовательность. Признак зрелой целостной личности – последовательность в поведении. Шараханье из стороны в сторону – свидетельство отсутствия убежденности, твердости, принципиальности и безответственности. Человек настроения, непоследовательный, брякнув о своем решении вечером, утром сокрушается: «Дернул же меня черт ляпнуть такую чушь. Что делать?», и он отменяет ранее принятое решение. В результате подчиненные ему не доверяют, не уважают и ни во что не ставят. Простительна и понятна детская непоследовательность, но когда ею грешат взрослые – говорят одно, а делают другое, то есть поступают, с точки зрения, ребенка непоследовательно, он перестает им верить, взрослые просто сбивают его с толку. Отсюда множество дефектов в воспитании личности. Частая перемена решений родителями и учителями раздражает ребенка, он желает четко знать зону своей ответственности, то есть зафиксировать, за что отвечает он, а за что – взрослые. Столкнувшись с непоследовательностью, например, то, что вчера было разрешено, сегодня запрещается, или то, что вчера вызывало умиление, сегодня вызывает раздражение, он теряется в недоумении от противоречивого поведения взрослых. Так воспитывается в ребенке неуверенность в себе.

Непоследовательность враждебна целеустремленности. Достижение любой цели предполагает выполнение цепочки каких-то последовательных действий и поступков, на которые у непоследовательности не хватит духа. Она способна взять цель, если та сама свалится к ней в руки. Когда цель достаточно сложная и подразумевает несколько шагов к ее достижению, непоследовательность пассивно опускает руки, предпочитая и далее безалаберно сибаритствовать.

Непоследовательность – настоящая страшилка для своей противоположности – последовательности. Любому человеку приходится ежедневно надевать на себя десятки социальных масок. Приноровиться в поведении к такой скорости «смены декораций» совсем не просто, поэтому страдает, прежде всего, последовательность. Обыкновенная ситуация: к деспотичному начальнику приходит на работу жена с детьми. На глазах у изумленных подчиненных он превращается из сурового, грубого и непреклонного мужлана в нежного, мягкого и послушного мужа и отца.

Под каждую категорию социальных контактов человек играет специфическую роль. В этом нет ничего зазорного, если человек добровольно и осознанно выбирает соответствующую модель поведения. Но в жизни все сложнее, осознанности добиться нелегко, и все происходит автоматически, машинально. Сам человек и окружающие обнаруживают непоследовательность в его поведении. В глазах внешнего мира он предстает лицемером и хамелеоном. Невозможно быть последовательным, когда внешний мир запускает в тебя с огромной скоростью различные раздражители.

Огромный недостаток непоследовательности – неумение управлять собой. По этой причине непоследовательного человека лишь условно модно считать личностью. Личность – это человек сознательный твердит наука. При таком подходе личностью можно назвать любого человека, если он только не умалишенный. На то она и наука, чтобы абстрагироваться от субъективных оценок, чувств и эмоций. В людской среде прижилось мнение, что звания «личность» достоин далеко не каждый представитель рода человеческого. В народе говорят: «Личностью не рождаются, личностью становятся! Или – не становятся». Уровень личности тестируется, прежде всего, на способность думать и управлять собой. Б. Шоу считал, что 2 процента людей - думает, 3 процента - думает, что они думают, а 95 процентов людей лучше умрут, чем будут думать. Выходит, что двух человек из сотни можно считать личностями.

Чем больше в человеке непоследовательности, стадного чувства, зависимости от оценок окружающих, тем меньше он может управлять собой. Становясь винтиком общественного механизма, слившись с массой, человек становится послушным инструментом в руках окружающего мира. Чем выше у человека управленческий диапазон, тем больше оснований называть его личностью. Основа личности: «Я сам!» Не надо бояться, если ты – один. Бойся, если ты – ноль! Полноценная личность свободна от жалоб и просьб, обладает высоким уровнем независимости от окружающих, общественного мнения и предрассудков, имеет внутренний стержень, разум и волю, цель и свой путь. Человек без цели не знает свой путь. Это непутевый человек. Развитая личность – это ответственный человек, творец своей реальности. Он контролирует свою жизнь, уверен в себе. Наличие внутренних качеств, позволяющих человеку выйти из строя и управлять группами и массами людей, делает его личностью. Личность рождается в момент выхода из общего строя. Потенциал личности — способность человека к росту, умножению своих внутренних возможностей. Сила личности — способность человека противостоять внешним или внутренним воздействиям, осуществляя собственные стремления и планы. Мера личности — насколько человек своей личностью оказывает влияние на людей и жизнь.

Извинительна лишь женская непоследовательность как гибкий и действенный инструмент завоевания мужских сердец. Будучи пару минут назад в прекрасном расположении духа и благосклонном отношении к своему воздыхателю, она, вдруг, превращается в мрачную грозовую тучу и не обращает на него ни малейшего внимания. Мужчина в замешательстве, испытывая сильное беспокойство от такого не понятного ему поведения женщины. У женщины чувства функционируют в разы сильнее мужчин, она шестым чувством понимает, что мужчину нужно держать не в состоянии «Расслаблено», а в режиме «Охота» — он должен завоевывать и добиваться, тогда не будет скучно. У женщин такая тактика поведения называется « шотландский душ». Такой контрастный шотландский душ постоянно поддерживает вожделение и любовь. Главное лишь не перегнуть палку, чтобы не перепугать мужчину.

Петр Ковалев

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...